|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 » »» писатель показал трагич. судьбу сильного человека, восставшего против
религиозных предрассудков и племенной раздробленности. Сходный конфликт
лежит в основе историч. драмы "Скиргайла" (1922, пост. 1924), написанной
на историч. материале конца 14 - нач. 15 вв. В драме "Зять" (1921, пост.
1931) показано столкновение феодальных и бурж. тенденций в литов.
деревне. Несмотря на наличие в этих пьесах идеалистич. и бурж.
концепций, они получили значение в Л. д. как первые художеств. драматич.
произведения, изображающие большие историч., психологич. и моральные
конфликты, в них созданы образы сильных людей, активно борющихся против
реакц. тенденций. Психологич. и моральные конфликты стали основой и
нек-рых др. произведений Л. д. нач. 20 в.: историч. трагедии Л. Гиры
"Месть" (1910), "сценических картин" И. Ту-маса-Вайжгантаса и др.
В 1919-40 Л. д. развивалась вместе с уже сложившимся проф. литовским
т-ром. Это способствовало развитию Л. д., но подчинение сценического
иск-ва интересам господствующих классов, распространение в лит-ре и т-ре
того времени бурж. идеологии и эстетики определило идейную
ограниченность Л. д., препятствовало появлению прогрессивных
произведений. В годы господства буржуазии создавались историч. пьесы о
дал„ком прошлом Литвы. В 1922-30 поэт Майронис создал историч. драмы в
стихах "Смерть Кястутиса", "Витаутас у крестоносцев", "Витаутас-король"
и др. На историч. сюжеты написаны также мистерия В. Креве-Мицкяви-чюса
"По путям судьбы" (1921-29) и драма "Смерть Миндаугаса" (1935), нек-рые
произведения Д. Видунаса, Л. Гиры и др. писателей. Для повышения
художественного уровня Л. д. большее значение имели историч. драмы в
стихах Б. Сруоги "В тени великана" (1932), "Страшная ночь" (1935) и др.,
отличавшиеся лиризмом, тонким психологич. рисунком. В произв. В.
Миколайтиса-Путинаса "Владыка" (1921, 1929), "Кольцо и женщина" (1926) и
др. проявились романтич. и символистские тенденции.
В эти годы были написаны и реалистич. пьесы, показывающие моральные
конфликты бурж. общества Литвы. В пьесах П. Вайчюнаса -"Напрасные
усилия" (1926), "Патриоты" (1926), "Воскресенье" (1936) и др.,- несмотря
на идеалистич. концепции автора, критически показаны нек-рые черты бурж.
морали. Сати-рич. обличение получили принципы бурж. общества в комедиях
С. Чюрл„нене-Кимантайте "Денежки" (1918), "Украшение виллы" (1932),
"Большая ярмарка" (1939) и др.; пьесах К. Бинкиса "Поросль" (1938),
"Генеральная репетиция" (1939), А. Венуолиса "В сумерках" (1936, пост.
1945) и др. Ряд пьес в этот период написали Б утку Юзе, М. Вайткус, С.
Капнис, К. Ин-чюра, Ю. Пятрулис, А. Грицюс и др. Но все же Л. д. в
1919-40 развивалась изолированно от прогрессивного направления литов.
лит-ры того времени, слабо откликалась на требования широких слоев
народа.
В новый этап своего развития Л. д. вступила после восстановления Сов.
власти и особенно в послевоенные годы. После изгнания гитлеровских
оккупантов Б. Даугуветис в своих пьесах "Новая борозда" (1945),
"Счастье" (1946), "Боевое задание" ("Задание") (1946), "Усадьба
Жалдокаса" (1948) и др. ярко отобразил со-циалистич. преобразования в
Литве, борьбу сов. людей против гитлеровских поработителей и бурж.
националистов. В первые послевоенные годы появились и историч. пьесы -
"Крепость" А. Венуолиса (1946), "Доля предрассветная" (1946), "Казимерас
Сапега" (1947) Б. Сруоги и др., вк-рых, несмотря на идейную
ограниченность концепций, на первый план выдвигается роль нар. масс в
истории. В эти годы в Л. д. ведущее место стала занимать тема
разоблачения бурж. прошлого. Значительное драматич. произведение на эту
тему - драма Ю. Балтушиса "Поют петухи" (1947), обличающая буржуазию.
Острота конфликта, яркость сценич. характеров, богатство языка этой
пьесы определили новый художеств. уровень Л. д. События недавнего
прошлого получили отражение в пьесах А. Грицюса "Осколки" (1949) и
"Накануне" (1952), показывающих реакционность и моральное разложение
сельской и городской буржуазии. В пьесах Ю. Балтушиса и А. Грицюса
показана рево-люц. борьба литов. народа против буржуазии. Ещ„ шире эта
тема разв„рнута в пьесе А. Гудайтиса-Гузявичуса "Правда кузнеца
Игнотаса" (1950), созданной по мотивам одноим. романа о революц.
событиях 1918-19 в Литве. Пьесы о бурж. прошлом и революц. движении
написали Ю. Паукштялис, В. Сири„с Гира, Т. Гражулис и др. С пьесами о
Великой Отечеств. войне выступил И. Марцинкявичюс - "Возвращение" (1947)
и "Родина зов„т" (1953). Развитию Л. д., как и всей сов. драматургии, в
конце 40-х гг. препятствовала "теория бесконфликтности", появившаяся
вследствии культа личности И. В. Сталина. В первых пьесах о
коллективизации сел. х-ва в Литве: "Яблони цветут" Ю. Хливицкаса и Ю.
Гу-стайтиса (1948), "Ранним утром" Ю. Балтушиса (1953), "Белые ивы" И.
Авижюса (1954), наряду с правдивыми картинами действительности проявился
схематизм образов и конфликтов. Особенно интенсивно развитие Л. д.
проходит после XX съезда КПСС. Важным событием театр. жизни стала пьеса
А. Грицюса "Жаркое лето" (1955), о перевоспитании интеллигенции старого
поколения, вовлечении е„ в строительство социализма. В то же время в Л.
д. начали выступать И. Грушас - написавший историч. трагедию "Геркус
Мантас" (1957) и ряд пьес о современной жизни; В. Милюнас - автор пьес и
комедий о новом быте литов. колхозной деревни - "Полуденные тучи"
(1957), "Чайки провожают" (1960) и др. Большую популярность приобрели
произведения молодого драматурга К. Саи - "Сильва-студент" (1957),
"Первая драма" (1961), "Тревога" (1962) и др., посв. бытовым и моральным
конфликтам. В. Римкявичюс написал пьесы о сов. молод„жи - "Водяная
лилия"
(1958) и "Круг" (1963). Пьесы на совр. тематику создали В. Адоменас,
А. Беляускас, И, Каволюнас, В. Лимантас, П. Чеснулявичюте, И.
Склютаускас и др. Среди пьес о прошлом "Незримое оружие" А.
Гудайтиса-Гузявичуса (1959), "Полюбил я неба синеву" Ю. Бутенаса и А.
Кярнагиса (1957), "Беспокойные сердца" Ю. Хливицкаса (1958).
В 40-50-е гг. Л. д. достигла значит, роста по проблематике,
художественному уровню. Овладевая методом социалистич. реализма,
драматурги оптимистически отражают острые конфликты, раскрывают героич.
моменты в жизни сов. людей, создают светлые образы нар. героев. Сов. Л.
д. становится вс„ более разнообразной но форме; созданы героич. и
бытовые драмы, сатирич. и лирич. комедии, историч. трагедии, водевили и
пьесы др. жанров. В годы Сов. власти произведения Л. д. получили
популярность в широких слоях народа и играют важную роль в коммунистич.
воспитании общества.
Лит.: Советская литовская драматургия. [Сборник пьес, вступительная
статья И. Ланкутиса], М., 1954; Очерк истории литовской советской
литературы, М., 1955; Lietuviu literatures istorija, t. 1-3 (1 d.), red.
Страницы: «« « 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |