Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 1393 1394 » »» передовой литов. интеллигенции отразилась на развитии нац. т-ра. Положительное воздействие на Л. т. оказало освоение достижений сов. т-ра, системы К. С. Станиславского. (В 1938 А. Якшявичюс перев„л на литов. яз. "Работу акт„ра над собой"). Протестуя против реакц. тенденций, рутины Каунасского т-ра, группа молодых прогрессивно настроенных акт„ров вышла в 1933 из труппы и создала "Т-р молодых". Один из организаторов этого т-ра Р. Юкнявичюс учился в 1934-36 в Москве. После возвращения он пост. спектакли: "Надежда" ("Гибель "Надежды"") Хейер-манса (1936) в Клайпедском т-ре, "Перед заходом солнца" Гауптмана (1939) и "Топаз" Паньоля (1940) в Каунасском т-ре. Реалистич., демократич. тенденции в конце 30-х гг. утверждал и режисс„р Б. Даугу-ветис - спектакли "Доходное место", "Поросль" Бин-киса (1938), "Мещане" (1940). Новый этап в развитии Л. т. начался после восстановления в Литве Сов. власти (1940). Этот период характеризуется бурным подъ„мом творч. деятельности широких масс, ростом духовных запросов трудящихся. В т-р приш„л новый зритель, к-рый хотел увидеть на сцене совр. героя, отражение актуальных проблем новой жизни. Были созданы т-ры: Вильнюсский гос. т-р (теперь Академич. т-р драмы Лит. ССР), Паневежисский драм. т-р, Т-р оперетты (ныне Каунасский муз. т-р), Детский т-р (ныне Театр юнего зрителя). На сценах литов. т-ров впервые пост. сов. пьесы - "Сын народа" Германа (Каунасский т-р), "Таня" (Т-р драмы Лит. ССР), "Платон Кречет" (Шяуляйский т-р). В 1941 на литов. сцене впервые осуществлены пост. историко-революц. пьес: "Бронепоезд 14-69" (Т-р драмы Лит. ССР, реж. Р. Юкнявичюс), "Разлом" (Каунасский т-р, реж. Б. Даугуветис), "Беспокойная старость" (Шяуляйский т-р, реж. А. Рад-зявичюс). В этих спектаклях, проникнутых революц. пафосом, по-новому раскрылось дарование акт„ров М. Хадаравичюса, В. Деркинтиса, П. Зулонаса, Ю. Сипариса, М. Миронайте, Ю. Рудзинскаса, Ю. Лауцюса, О. Курмите и др. Война и гитлеровская оккупация приостановили бурный рост литов. сов. т-ра. После изгнания фашистских оккупантов работники литов. т-ра с новой энергией приступили к восстановлению разрушенных и разграбленных т-ров, к пост. пьес о современности, развитию литов. драматургии. Преодолеть идейно-художественные трудности, овладеть методом социали-стич. реализма помогли решения партии по идеологич. вопросам. В становлении нового иск-ва серь„зных успехов добился Академич. т-р драмы Лит. ССР (см. Литовский театр драмы). Сложнее был путь Каунасского гос. драм. т-ра, к-рый только после реорганизации (1952) и включения в его состав выпускников ГИТИСа преодолел идейно-художественные недостатки и добился больших успехов. Были созданы новые т-ры: Вильнюсский русский драм. т-р (ныне Русский гос. драм. т-р Лит. ССР), Клайпедский драм. т-р, Капсукский драм. театр. кукольные т-ры в Каунасе и Вильнюсе. Для пополнения акт„рских кадров при т-рах (Каунаса, Вильнюса и др.) открылись драм. студии, а при Гос. консерватории Лит. ССР - театр. ф-т (1952). Творч. подъ„м Л. т. в первые послевоенные годы связан с именем реж. Б. Даугуветиса. Являясь худ. рук. Академич. т-ра драмы, он пост. этапные спектакли- "Враги" (1946), "Кремл„вские куранты" (1947), "Егор Булычев и другие" (1948). Значит, роль сыграли его пьесы о современности-"Новая борозда" (1945), "Боевое задание" (1946), "Усадьба Жалдокаса" (1948). Старую бурж. деревню разоблачала пьеса "Поют петухи" Балтушиса (Каунасский т-р-1948, Акад. т-р драмы- 1948). Спектакль "Сноха" ("Невестка" Милюнаса по Жемайте, реж. К. Кимантайте, 1945) явился первым подлинно реалистич. прочтением классич. литов. лит-ры на сцене. В Каунасском т-ре в эти годы были пост. значительные спектакли: "За тех, кто в море!", "Русский вопрос", "Молодая гвардия" (все 1947), в Паневежисском т-ре-"Гроза надвигается" Па-укштялиса, "Жизнь в цитадели" Якобсона. Значительные пост. нач. 50-х гг. в Акад. т-ре драмы: "Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузя-вичуса о революц. борьбе за Сов. власть (1950, реж. К. Кимантайте и А. Кярнагис), "У предела" Грицюса (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1951, обе реж. Ю. Рудзинскас). В Каунасском т-ре драмы - "Жаркое лето" Грицюса (1955, реж. Г. Ванцявичюс). В Шяуляйском т-ре "Макар Дубрава"; "Серебристые ивы" Авижюса. Школой мастерства для Л. т. была работа над произв. рус. классики: "Дядя Ваня" (1954), "Плоды просвещения" (1955, обе пост. Р. Юкнявичюс) в Акад. т-ре драмы. Декада литов. иск-ва и лит-ры в Москве (1954) продемонстрировала мастерство и зрелость литов. сов. т-ра. Период после XX съезда КПСС отмечен смелыми поисками сценич. выразительности, созданием значительных спектаклей на совр. тему: в Академич. т-ре драмы-"Полюбил я неба синеву" Бутенаса и Кярнагиса- о пролетарском поэте Ю. Янонисе (1957, реж. А. Кярнагис), "Кровь и пепел" Марцинкявичюса - о подвиге народа в борьбе с фашистскими захватчиками (1961, реж. К. Кимантайте). Формированию совр. молод„жи посвящ„н спектакль "Я вижу солнце" Каво-люнаса (1960, реж. Ю. Рудзинскас). Актуальные проблемы коммунистич. морали решали спектакли "Тревога" Саи (1962, реж. К. Кимантайте), "Круг" В. Рим-кявичюса (1963, реж. В. Чибирас). Острый публи-цистич. характер носили спектакли "Всеми забытый" Хикмета (1960), "Четв„ртый" Симонова (1962, оба - реж. В. Чибирас) в Академич. т-ре драмы. К XXII съезду партии осуществл„н спектакль "Третья патетическая" (1961, реж. Р. Юкнявичюс). В Каунасском т-ре поставлены героич., монументальные, романтически-приподнятые спектакли: "Первая конная" Вишневского (1957), "Геркус Мантас" Груша са (1957), "Двадцатая весна" Марцинкявичюса (1958), "Океан" Штейна (1961). Новый этап воплощения литов. классики ознаменован спектаклями "Утопленница" по А. Ве-нуолису (инсц. А. Лиобите и К. Кимантайте, 1956, реж. Кимантайте) и "Доля предрассветная" Сруоги (1956, реж. Р. Юкнявичюс). Среди пост. заруб, и русской классики: в Академич. т-ре драмы-"Мария Стюарт" (1958, реж. Л. Лурье), "Гамлет" (1959, реж. Ю. Рудзинскас), "Месяц в деревне" Тургенева (1962, реж. Р. Юкнявичюс); в Каунасском т-ре -"Три сестры" (1960, реж. Г. Ванцявичюс); в Паневежисском т-ре -"Макбет" (1961, реж. Ю. Мильтинис). Сре'ди деятелей театр. иск-ва Литвы - нар. арт. СССР Б. Даугуветис (ум. 1949), нар. художник Лит. ССР В. Палайма, нар. артисты Лит. ССР К. Кимантайте, Ю. Рудзинкас, М. Миронайте, В. Восилюте, Т. Якуявичюс и др. В 1964 в Литве работают т-ры: Гос. академич. т-р оперы и балета Лит. ССР, Гос. академич. т-р драмы Лит. ССР, Русский гос. драм. т-р Лит. ССР, Каунасский гос. муз. т-р, Каунасский гос. драм. т-р, Шяуляйский драм. т-р, Клайпедский драм. т-р, Паневежисский драм. т-р, Каунасский т-р кукол, Вильнюсский т-р кукол. Вс„ шире развивается театр. Страницы: «« « 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 1393 1394 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |