|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 1393 1394 » »» передовой литов. интеллигенции отразилась на развитии нац. т-ра.
Положительное воздействие на Л. т. оказало освоение достижений сов.
т-ра, системы К. С. Станиславского. (В 1938 А. Якшявичюс перев„л на
литов. яз. "Работу акт„ра над собой"). Протестуя против реакц.
тенденций, рутины Каунасского т-ра, группа молодых прогрессивно
настроенных акт„ров вышла в 1933 из труппы и создала "Т-р молодых". Один
из организаторов этого т-ра Р. Юкнявичюс учился в 1934-36 в Москве.
После возвращения он пост. спектакли: "Надежда" ("Гибель "Надежды"")
Хейер-манса (1936) в Клайпедском т-ре, "Перед заходом солнца" Гауптмана
(1939) и "Топаз" Паньоля (1940) в Каунасском т-ре. Реалистич.,
демократич. тенденции в конце 30-х гг. утверждал и режисс„р Б.
Даугу-ветис - спектакли "Доходное место", "Поросль" Бин-киса (1938),
"Мещане" (1940).
Новый этап в развитии Л. т. начался после восстановления в Литве Сов.
власти (1940). Этот период характеризуется бурным подъ„мом творч.
деятельности широких масс, ростом духовных запросов трудящихся. В т-р
приш„л новый зритель, к-рый хотел увидеть на сцене совр. героя,
отражение актуальных проблем новой жизни. Были созданы т-ры: Вильнюсский
гос. т-р (теперь Академич. т-р драмы Лит. ССР), Паневежисский драм. т-р,
Т-р оперетты (ныне Каунасский муз. т-р), Детский т-р (ныне Театр юнего
зрителя). На сценах литов. т-ров впервые пост. сов. пьесы - "Сын народа"
Германа (Каунасский т-р), "Таня" (Т-р драмы Лит. ССР), "Платон Кречет"
(Шяуляйский т-р). В 1941 на литов. сцене впервые осуществлены пост.
историко-революц. пьес: "Бронепоезд 14-69" (Т-р драмы Лит. ССР, реж. Р.
Юкнявичюс), "Разлом" (Каунасский т-р, реж. Б. Даугуветис), "Беспокойная
старость" (Шяуляйский т-р, реж. А. Рад-зявичюс). В этих спектаклях,
проникнутых революц. пафосом, по-новому раскрылось дарование акт„ров М.
Хадаравичюса, В. Деркинтиса, П. Зулонаса, Ю. Сипариса, М. Миронайте, Ю.
Рудзинскаса, Ю. Лауцюса, О. Курмите и др.
Война и гитлеровская оккупация приостановили бурный рост литов. сов.
т-ра. После изгнания фашистских оккупантов работники литов. т-ра с новой
энергией приступили к восстановлению разрушенных и разграбленных т-ров,
к пост. пьес о современности, развитию литов. драматургии. Преодолеть
идейно-художественные трудности, овладеть методом социали-стич. реализма
помогли решения партии по идеологич. вопросам. В становлении нового
иск-ва серь„зных успехов добился Академич. т-р драмы Лит. ССР (см.
Литовский театр драмы). Сложнее был путь Каунасского гос. драм. т-ра,
к-рый только после реорганизации (1952) и включения в его состав
выпускников ГИТИСа преодолел идейно-художественные недостатки и добился
больших успехов. Были созданы новые т-ры: Вильнюсский русский драм. т-р
(ныне Русский гос. драм. т-р Лит. ССР), Клайпедский драм. т-р,
Капсукский драм. театр. кукольные т-ры в Каунасе и Вильнюсе. Для
пополнения акт„рских кадров при т-рах (Каунаса, Вильнюса и др.)
открылись драм. студии, а при Гос. консерватории Лит. ССР - театр. ф-т
(1952).
Творч. подъ„м Л. т. в первые послевоенные годы связан с именем реж.
Б. Даугуветиса. Являясь худ. рук. Академич. т-ра драмы, он пост. этапные
спектакли- "Враги" (1946), "Кремл„вские куранты" (1947), "Егор Булычев и
другие" (1948). Значит, роль сыграли его пьесы о современности-"Новая
борозда" (1945), "Боевое задание" (1946), "Усадьба Жалдокаса" (1948).
Старую бурж. деревню разоблачала пьеса "Поют петухи" Балтушиса
(Каунасский т-р-1948, Акад. т-р драмы- 1948). Спектакль "Сноха"
("Невестка" Милюнаса по Жемайте, реж. К. Кимантайте, 1945) явился первым
подлинно реалистич. прочтением классич. литов. лит-ры на сцене. В
Каунасском т-ре в эти годы были пост. значительные спектакли: "За тех,
кто в море!", "Русский вопрос", "Молодая гвардия" (все 1947), в
Паневежисском т-ре-"Гроза надвигается" Па-укштялиса, "Жизнь в цитадели"
Якобсона.
Значительные пост. нач. 50-х гг. в Акад. т-ре драмы: "Правда кузнеца
Игнотаса" Гудайтиса-Гузя-вичуса о революц. борьбе за Сов. власть (1950,
реж. К. Кимантайте и А. Кярнагис), "У предела" Грицюса (1950),
"Калиновая роща" Корнейчука (1951, обе реж. Ю. Рудзинскас). В Каунасском
т-ре драмы - "Жаркое лето" Грицюса (1955, реж. Г. Ванцявичюс). В
Шяуляйском т-ре "Макар Дубрава"; "Серебристые ивы" Авижюса. Школой
мастерства для Л. т. была работа над произв. рус. классики: "Дядя Ваня"
(1954), "Плоды просвещения" (1955, обе пост. Р. Юкнявичюс) в Акад. т-ре
драмы.
Декада литов. иск-ва и лит-ры в Москве (1954) продемонстрировала
мастерство и зрелость литов. сов. т-ра. Период после XX съезда КПСС
отмечен смелыми поисками сценич. выразительности, созданием значительных
спектаклей на совр. тему: в Академич. т-ре драмы-"Полюбил я неба синеву"
Бутенаса и Кярнагиса- о пролетарском поэте Ю. Янонисе (1957, реж. А.
Кярнагис), "Кровь и пепел" Марцинкявичюса - о подвиге народа в борьбе с
фашистскими захватчиками (1961, реж. К. Кимантайте). Формированию совр.
молод„жи посвящ„н спектакль "Я вижу солнце" Каво-люнаса (1960, реж. Ю.
Рудзинскас). Актуальные проблемы коммунистич. морали решали спектакли
"Тревога" Саи (1962, реж. К. Кимантайте), "Круг" В. Рим-кявичюса (1963,
реж. В. Чибирас). Острый публи-цистич. характер носили спектакли "Всеми
забытый" Хикмета (1960), "Четв„ртый" Симонова (1962, оба - реж. В.
Чибирас) в Академич. т-ре драмы. К XXII съезду партии осуществл„н
спектакль "Третья патетическая" (1961, реж. Р. Юкнявичюс). В Каунасском
т-ре поставлены героич., монументальные, романтически-приподнятые
спектакли: "Первая конная" Вишневского (1957), "Геркус Мантас" Груша са
(1957), "Двадцатая весна" Марцинкявичюса (1958), "Океан" Штейна (1961).
Новый этап воплощения литов. классики ознаменован спектаклями
"Утопленница" по А. Ве-нуолису (инсц. А. Лиобите и К. Кимантайте, 1956,
реж. Кимантайте) и "Доля предрассветная" Сруоги (1956, реж. Р.
Юкнявичюс). Среди пост. заруб, и русской классики: в Академич. т-ре
драмы-"Мария Стюарт" (1958, реж. Л. Лурье), "Гамлет" (1959, реж. Ю.
Рудзинскас), "Месяц в деревне" Тургенева (1962, реж. Р. Юкнявичюс); в
Каунасском т-ре -"Три сестры" (1960, реж. Г. Ванцявичюс); в
Паневежисском т-ре -"Макбет" (1961, реж. Ю. Мильтинис).
Сре'ди деятелей театр. иск-ва Литвы - нар. арт. СССР Б. Даугуветис
(ум. 1949), нар. художник Лит. ССР В. Палайма, нар. артисты Лит. ССР К.
Кимантайте, Ю. Рудзинкас, М. Миронайте, В. Восилюте, Т. Якуявичюс и др.
В 1964 в Литве работают т-ры: Гос. академич. т-р оперы и балета Лит.
ССР, Гос. академич. т-р драмы Лит. ССР, Русский гос. драм. т-р Лит. ССР,
Каунасский гос. муз. т-р, Каунасский гос. драм. т-р, Шяуляйский драм.
т-р, Клайпедский драм. т-р, Паневежисский драм. т-р, Каунасский т-р
кукол, Вильнюсский т-р кукол. Вс„ шире развивается театр.
Страницы: «« « 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 1393 1394 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |