Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1376   1377   1378   1379   1380   1381   1382   1383   1384  1385   1386   1387   1388   1389   1390   1391   1392   1393   1394  » »»

передовой  литов.  интеллигенции  отразилась  на  развитии  нац.   т-ра.
Положительное воздействие на Л.  т.  оказало  освоение  достижений  сов.
т-ра, системы К. С. Станиславского. (В  1938  А.  Якшявичюс  перев„л  на
литов.  яз.  "Работу  акт„ра  над  собой").  Протестуя   против   реакц.
тенденций,  рутины  Каунасского  т-ра,   группа   молодых   прогрессивно
настроенных акт„ров вышла в 1933 из труппы и создала "Т-р молодых". Один
из организаторов этого т-ра Р. Юкнявичюс  учился  в  1934-36  в  Москве.
После возвращения он пост.  спектакли:  "Надежда"  ("Гибель  "Надежды"")
Хейер-манса (1936) в Клайпедском т-ре, "Перед заходом солнца"  Гауптмана
(1939)  и  "Топаз"  Паньоля  (1940)  в  Каунасском   т-ре.   Реалистич.,
демократич.  тенденции  в  конце  30-х  гг.  утверждал  и  режисс„р   Б.
Даугу-ветис - спектакли "Доходное  место",  "Поросль"  Бин-киса  (1938),
"Мещане" (1940).
   Новый этап в развитии Л. т. начался после восстановления в Литве Сов.
власти  (1940).  Этот  период  характеризуется  бурным  подъ„мом  творч.
деятельности широких масс, ростом духовных запросов  трудящихся.  В  т-р
приш„л  новый  зритель,  к-рый  хотел  увидеть  на  сцене  совр.  героя,
отражение актуальных проблем новой жизни. Были созданы т-ры: Вильнюсский
гос. т-р (теперь Академич. т-р драмы Лит. ССР), Паневежисский драм. т-р,
Т-р оперетты (ныне Каунасский муз. т-р), Детский т-р (ныне  Театр  юнего
зрителя). На сценах литов. т-ров впервые пост. сов. пьесы - "Сын народа"
Германа (Каунасский т-р), "Таня" (Т-р драмы Лит. ССР),  "Платон  Кречет"
(Шяуляйский т-р). В 1941 на  литов.  сцене  впервые  осуществлены  пост.
историко-революц. пьес: "Бронепоезд 14-69" (Т-р драмы Лит. ССР, реж.  Р.
Юкнявичюс), "Разлом" (Каунасский т-р, реж. Б. Даугуветис),  "Беспокойная
старость" (Шяуляйский т-р, реж.  А.  Рад-зявичюс).  В  этих  спектаклях,
проникнутых революц. пафосом, по-новому раскрылось дарование акт„ров  М.
Хадаравичюса, В. Деркинтиса, П. Зулонаса, Ю. Сипариса, М. Миронайте,  Ю.
Рудзинскаса, Ю. Лауцюса, О. Курмите и др.
   Война и гитлеровская оккупация приостановили бурный рост литов.  сов.
т-ра. После изгнания фашистских оккупантов работники литов. т-ра с новой
энергией приступили к восстановлению разрушенных и разграбленных  т-ров,
к пост. пьес о современности, развитию  литов.  драматургии.  Преодолеть
идейно-художественные трудности, овладеть методом социали-стич. реализма
помогли решения партии по  идеологич.  вопросам.  В  становлении  нового
иск-ва серь„зных успехов добился  Академич.  т-р  драмы  Лит.  ССР  (см.
Литовский театр драмы). Сложнее был путь Каунасского  гос.  драм.  т-ра,
к-рый только  после  реорганизации  (1952)  и  включения  в  его  состав
выпускников ГИТИСа преодолел идейно-художественные недостатки и  добился
больших успехов. Были созданы новые т-ры: Вильнюсский русский драм.  т-р
(ныне  Русский  гос.  драм.  т-р  Лит.  ССР),  Клайпедский  драм.   т-р,
Капсукский драм.  театр.  кукольные  т-ры  в  Каунасе  и  Вильнюсе.  Для
пополнения  акт„рских  кадров  при  т-рах  (Каунаса,  Вильнюса  и   др.)
открылись драм. студии, а при Гос. консерватории Лит. ССР -  театр.  ф-т
(1952).
   Творч. подъ„м Л. т. в первые послевоенные годы связан с  именем  реж.
Б. Даугуветиса. Являясь худ. рук. Академич. т-ра драмы, он пост. этапные
спектакли- "Враги" (1946), "Кремл„вские куранты" (1947), "Егор Булычев и
другие" (1948). Значит, роль сыграли его  пьесы  о  современности-"Новая
борозда" (1945), "Боевое задание" (1946),  "Усадьба  Жалдокаса"  (1948).
Старую  бурж.  деревню  разоблачала  пьеса   "Поют   петухи"   Балтушиса
(Каунасский  т-р-1948,  Акад.  т-р  драмы-  1948).   Спектакль   "Сноха"
("Невестка" Милюнаса по Жемайте, реж. К. Кимантайте, 1945) явился первым
подлинно реалистич.  прочтением  классич.  литов.  лит-ры  на  сцене.  В
Каунасском т-ре в эти годы были пост. значительные спектакли:  "За  тех,
кто  в  море!",  "Русский  вопрос",  "Молодая  гвардия"  (все  1947),  в
Паневежисском т-ре-"Гроза надвигается" Па-укштялиса, "Жизнь в  цитадели"
Якобсона.
   Значительные пост. нач. 50-х гг. в Акад. т-ре драмы: "Правда  кузнеца
Игнотаса" Гудайтиса-Гузя-вичуса о революц. борьбе за Сов. власть  (1950,
реж.  К.  Кимантайте  и  А.  Кярнагис),  "У  предела"  Грицюса   (1950),
"Калиновая роща" Корнейчука (1951, обе реж. Ю. Рудзинскас). В Каунасском
т-ре драмы -  "Жаркое  лето"  Грицюса  (1955,  реж.  Г.  Ванцявичюс).  В
Шяуляйском т-ре  "Макар  Дубрава";  "Серебристые  ивы"  Авижюса.  Школой
мастерства для Л. т. была работа над произв. рус. классики: "Дядя  Ваня"
(1954), "Плоды просвещения" (1955, обе пост. Р. Юкнявичюс) в Акад.  т-ре
драмы.
   Декада литов. иск-ва и  лит-ры  в  Москве  (1954)  продемонстрировала
мастерство и зрелость литов. сов. т-ра.  Период  после  XX  съезда  КПСС
отмечен смелыми поисками сценич. выразительности, созданием значительных
спектаклей на совр. тему: в Академич. т-ре драмы-"Полюбил я неба синеву"
Бутенаса и Кярнагиса- о пролетарском поэте Ю.  Янонисе  (1957,  реж.  А.
Кярнагис), "Кровь и пепел" Марцинкявичюса - о подвиге народа в борьбе  с
фашистскими захватчиками (1961, реж. К. Кимантайте). Формированию  совр.
молод„жи посвящ„н спектакль "Я вижу солнце" Каво-люнаса (1960,  реж.  Ю.
Рудзинскас). Актуальные проблемы коммунистич.  морали  решали  спектакли
"Тревога" Саи (1962, реж. К. Кимантайте), "Круг" В. Рим-кявичюса  (1963,
реж. В. Чибирас). Острый публи-цистич. характер носили спектакли  "Всеми
забытый" Хикмета (1960), "Четв„ртый"  Симонова  (1962,  оба  -  реж.  В.
Чибирас) в Академич.  т-ре  драмы.  К  XXII  съезду  партии  осуществл„н
спектакль "Третья патетическая" (1961, реж. Р. Юкнявичюс). В  Каунасском
т-ре  поставлены   героич.,   монументальные,   романтически-приподнятые
спектакли: "Первая конная" Вишневского (1957), "Геркус Мантас" Груша  са
(1957), "Двадцатая весна" Марцинкявичюса (1958), "Океан" Штейна  (1961).
Новый  этап   воплощения   литов.   классики   ознаменован   спектаклями
"Утопленница" по А. Ве-нуолису (инсц. А. Лиобите и К. Кимантайте,  1956,
реж.  Кимантайте)  и  "Доля  предрассветная"  Сруоги  (1956,   реж.   Р.
Юкнявичюс). Среди пост. заруб, и  русской  классики:  в  Академич.  т-ре
драмы-"Мария Стюарт" (1958, реж. Л.  Лурье),  "Гамлет"  (1959,  реж.  Ю.
Рудзинскас), "Месяц в деревне" Тургенева (1962, реж.  Р.  Юкнявичюс);  в
Каунасском  т-ре  -"Три  сестры"   (1960,   реж.   Г.   Ванцявичюс);   в
Паневежисском т-ре -"Макбет" (1961, реж. Ю. Мильтинис).
   Сре'ди деятелей театр. иск-ва Литвы - нар. арт.  СССР  Б.  Даугуветис
(ум. 1949), нар. художник Лит. ССР В. Палайма, нар. артисты Лит. ССР  К.
Кимантайте, Ю. Рудзинкас, М. Миронайте, В. Восилюте, Т. Якуявичюс и др.
   В 1964 в Литве работают т-ры: Гос. академич. т-р оперы и балета  Лит.
ССР, Гос. академич. т-р драмы Лит. ССР, Русский гос. драм. т-р Лит. ССР,
Каунасский гос. муз. т-р, Каунасский гос. драм.  т-р,  Шяуляйский  драм.
т-р, Клайпедский драм. т-р,  Паневежисский  драм.  т-р,  Каунасский  т-р
кукол,   Вильнюсский   т-р   кукол.   Вс„   шире   развивается    театр.

Страницы: «« « 1376   1377   1378   1379   1380   1381   1382   1383   1384  1385   1386   1387   1388   1389   1390   1391   1392   1393   1394  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия