Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381  1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388   1389   1390   1391  » »»

Н. А.  Попов.  В  1914  т-р  отделился  от  Лит.-художеств.  об-ва.  Его
владельцами стали наследники А. С. Суворина - М. А. и А. А. Суворины.
   Лит.: Устав  Литературно-художественного  общества,  СПБ,  1899-1908;
Отч„ты дирекции  Литературно-художественного  общества,  СПБ  (по  годам
существования    т-ра    с    1900    и    далее);    "Журнал     Театра
Литературно-художественного  об-ва",  СПБ,  1907-1910,  .ј  1-10;  Очерк
возникновения      и      деятельности      театральной       антрепризы
Литературно-художественного общества, СПБ, 1904;  "Театр  и  искусство".
П., 1905, ј38, с. 611-613; 1915, ј 38, с. 712-718; К а р п о в Е. П., А.
С.  Суворин  и  основание  театра   литературно-артистического   кружка.
"Исторический вестник", 1914, август, с. 449-470 и сентябрь, с. 373-902;
Долгов Н. [сост.], Двадцатилетие театра им. А. С. Суворина, Пг., 1915.4.
Щн.
   ЛИТЙНСКИЙ, Генрих Ильич [р. 4(17). III. 1901]- советский композитор и
педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957), Тат. АССР (1939),  ЯАССР(1947),
Чув.  АССР  (1963).  В  1928  окончил  Моск.  консерваторию  по   классу
композиции Р. М. Глиэра. Л. - один из основоположников  якутского  проф.
муз. иск-ва. На основе нац. поэтич. и муз. фольклора написал (совм. с М.
Н.  Жирковым)  оперы:  "Олонхо"  (1947,  Якутский  муз.-драм.  т-р;  2-я
ред."Ньюргун  Боотур",  1957,  там  же),  "Сыгый  Кырынаастыыр"   (1946,
концертное исполн.- 1947, Якутск); балеты: "Полевой цветок"  (1947;  2-я
ред.-1960), "Алый платочек" (1949), "Счастье Алтана"-1963  (все-Якутский
муз.-драм. т-р). Л. принадлежат также многочисл. соч. в  др.  жанрах.  С
1924  Л.  занимается  педагогич.  деятельностью.  С   1933-проф.   Моск.
консерватории, с 1947 - Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных, одновременно
(с 1949) препода„т в Казанской консерватории. Среди учеников Л.:  А.  А.
Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, А. П. Кереселидзе, Б.  А.  Мокроусов,  Т.  Н.
Хренников, Ф. 3. Яруллин и др.
   ЛЙТЛВУД  (Littlewood),  Джоан  (р.  1916)  -  английский  режисс„р  и
театральный деятель. Театр. образование получила в Королевской  академии
драм. иск-ва. С 1934 работала на радио в Манчестере. Совм. с драматургом
и собирателем фольклора Ю. Макко-лом  организовала  любительскую  труппу
"Т-р Юнион", в к-рой в 1935-39 пост. пьесы  Брехта,  Шекспира,  Лопе  де
Вега (спектакли ставились на разл. площадках, часто под открытым  небом,
в сукнах). Война прервала деятельность труппы. В 1945 Л.  создала  проф.
передвижную труппу "Уоркшоп", с которой гастролировала в городах Англии,
Германии  (1946),  Чехословакии,  Швеции,  Норвегии  (1948-51),  Франции
(1954,  1957).  С  1953  труппа  арендует  помещение  "Ройял  тиэтр"   в
лондонском предместье Страт-форд. Материальные затруднения вынудили Л. в
1961 временно оставить т-р "Уоркшоп". Пер1ая пост. Л. после  возвращения
в  т-р  "Уоркшоп"  (1963)-  антимилитаристский  спектакль   "Ах,   какая
прелестная война!"  Чилтона  -  расценивается  прогрессивной  зарубежной
прессой  как   наиболее   значит,   работа   Л.   Режисс„р-новатор,   Л.
ориентируется на демокра-тич. зрителя, борется с рутиной англ.  коммерч.
т-ра, содействует популяризации  новых  драматургов  ("Смертник"  Биэна,
1956, "Вкус м„да" Дилэни, 1958, и  др.),  экспериментирует,  ищет  новых
выразит, средств.
   Пост.:  "Уран  235"  (1952)   и   "Путешественники"   ("Поезд   можно
остановить", 1953) Маккола, "Арден из Февершама" Лилло и Хоадли  (1954),
"Жестокие дочери" (инсц. Л. по  роману  Бальзака  "Отец  Горио",  1954),
"Ричард II" (1955), "Овечий источник" (1955); "Заложник"  Биэна  (1958),
"У всякого своя причуда" Б. Джонсона (1960), "Лисистрата" по  Аристофану
(1961, т-р им. М. Горького, Берлин, совм. с X. Шо-неманом), "Макбет"  (в
совр. костюмах, показан в Москве во время Всемирного фестиваля  молод„жи
и студентов в 1957) и др.
   Лит.:  Путь  к  народному  театру  ("Говорят  участники  фестиваля"),
"Театр", М., 1957, ј 10, с. 167-169, 173; PI a n-c о  п  С.,  О  what  a
lovely war! Un evenement au Theatre des Nations, "Theatre", P., 1963, .ј
44; Т а у 1 о г J. R., British drama of the fifties, "Le theatre dans le
monde", Brux., 1963, ј 3, v. XI, I. ф. Ii\
   ЛИТОВСКАЯ   ДРАМАТУРГИЯ.    Возникновение    Л.    д.    связано    с
национально-освободительным движением в Литве в конце 19 в., а  также  с
революи.  подъ„мом  1905.  В  это  время  возникли  первые  любительские
спектакли  на   литов.   яз.   Родоначальником   Л.   д.   является   А.
Фромас-Гужутис, автор пьес: "Барин и мужики"  (1894),  "Страшное  время"
(1895), "Хитрая вдова" (1908), отображавших жизнь литов. народа в 19  в.
В создании Л. д.  и  любительского  т-ра  важную  роль  сыграла  комедия
Кетуракиса (Ю. Вилкутайти-са) "Америка в бане" (1895). Первые  драматич.
произведения  на  литов.  яз.   написали   также   В.   Пета   рис,   Л.
Диджюлене-Жмона, И. Гринюс и др. В Л. д. уже в  момент  е„  формирования
отч„тливо проявлялись реа-листич.  тенденции.  Эти  тенденции  усилились
после прихода в Л. д. литов. писателей  прогрессивного  демократического
направления (конец 19 - нач. 20 вв.). Сельский быт Литвы  ярко  показала
Жемайте  в  комедиях  "Пропитые  балахоны"  (1897),  "Три  возлюбленные"
(1898), "Сватовство" (1898). Сатирич. пьесы Же-майте "Наш самый  добрый"
(1899) и "Волостной суд" (1900), были направлены против  клерикализма  и
царского бюрократизма. Несколько пьес Жемайте написала  совместно  с  Г.
Пяткявичайте-Бите, к-рой принадлежит демократич. по направленности пьеса
"Борьба" (1900), показавшая  жестокость  помещиков.  Изображение  острых
социальных конфликтов в Л. д. усилилось в период  революции  1905-07.  В
начале 20 в. появились  драмы  "Голодные  люди"  К.  Ясюкайтиса  (1907),
"Последняя волна" (1906), "Первые шаги"  (1909),  "Люди"  (1910),  "Язвы
времени" (1913) Б.  Вартшо.со.-Лауцявичюса  и  др.,  отображающие  жизнь
трудящихся под игом буржуазии и революц. борьбу народа. В этих пьесах (в
особенности в пьесе "Голодные люди")  сказалось  влияние  творчества  М.
Горького. Пьесы К. Ясюкайтиса и Б. Варг-шаса-Лауцявичюса  способствовали
развитию   критич.   реализма,   утверждению   революционно-пролетарской
тематики в Л. д. нач. 20 в. Прогрессивные  демократия.  тенденции  также
проявились в драме Г.  Ландс-бергиса-Жемкалъниса  "Блинда"  (1908)  и  в
нек-рых пьесах М. Шикшниса, Ю. Смальстиса, В. Диджюлите, П.  Пянкайтиса,
П. Пундзявичюса-Пятлюкаса,  П.  Ми-чюлиса  и  др.  писателей  реалистич.
направлений.
   Иной  характер  носило  драматургич.  творчество  Д.   Видунаса,   М.
Пячкаускайте-Шатри„с  Рагана,  К.  Пуйды,  Ю.   Линде-Добиласа   и   др.
писателей,  выражавших   модернистские   тенденции,   бурж.   идеологию,
националистич. идеи. В пьесах этих  писателей  проявилась  склонность  к
абстрактным этич. и психо-логич.  проблемам,  к  романтико-символистской
форме.
   Значительные произведения в начале 20 в. создал В.  Креве-Мицкявичюс.
В  драматич.  эпопее  "Шарунас"  (1910),  изображающей  прошлое   Литвы,

Страницы: «« « 1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380   1381  1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388   1389   1390   1391  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия