Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 » »» Н. А. Попов. В 1914 т-р отделился от Лит.-художеств. об-ва. Его владельцами стали наследники А. С. Суворина - М. А. и А. А. Суворины. Лит.: Устав Литературно-художественного общества, СПБ, 1899-1908; Отч„ты дирекции Литературно-художественного общества, СПБ (по годам существования т-ра с 1900 и далее); "Журнал Театра Литературно-художественного об-ва", СПБ, 1907-1910, .ј 1-10; Очерк возникновения и деятельности театральной антрепризы Литературно-художественного общества, СПБ, 1904; "Театр и искусство". П., 1905, ј38, с. 611-613; 1915, ј 38, с. 712-718; К а р п о в Е. П., А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. "Исторический вестник", 1914, август, с. 449-470 и сентябрь, с. 373-902; Долгов Н. [сост.], Двадцатилетие театра им. А. С. Суворина, Пг., 1915.4. Щн. ЛИТЙНСКИЙ, Генрих Ильич [р. 4(17). III. 1901]- советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957), Тат. АССР (1939), ЯАССР(1947), Чув. АССР (1963). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. Л. - один из основоположников якутского проф. муз. иск-ва. На основе нац. поэтич. и муз. фольклора написал (совм. с М. Н. Жирковым) оперы: "Олонхо" (1947, Якутский муз.-драм. т-р; 2-я ред."Ньюргун Боотур", 1957, там же), "Сыгый Кырынаастыыр" (1946, концертное исполн.- 1947, Якутск); балеты: "Полевой цветок" (1947; 2-я ред.-1960), "Алый платочек" (1949), "Счастье Алтана"-1963 (все-Якутский муз.-драм. т-р). Л. принадлежат также многочисл. соч. в др. жанрах. С 1924 Л. занимается педагогич. деятельностью. С 1933-проф. Моск. консерватории, с 1947 - Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных, одновременно (с 1949) препода„т в Казанской консерватории. Среди учеников Л.: А. А. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, А. П. Кереселидзе, Б. А. Мокроусов, Т. Н. Хренников, Ф. 3. Яруллин и др. ЛЙТЛВУД (Littlewood), Джоан (р. 1916) - английский режисс„р и театральный деятель. Театр. образование получила в Королевской академии драм. иск-ва. С 1934 работала на радио в Манчестере. Совм. с драматургом и собирателем фольклора Ю. Макко-лом организовала любительскую труппу "Т-р Юнион", в к-рой в 1935-39 пост. пьесы Брехта, Шекспира, Лопе де Вега (спектакли ставились на разл. площадках, часто под открытым небом, в сукнах). Война прервала деятельность труппы. В 1945 Л. создала проф. передвижную труппу "Уоркшоп", с которой гастролировала в городах Англии, Германии (1946), Чехословакии, Швеции, Норвегии (1948-51), Франции (1954, 1957). С 1953 труппа арендует помещение "Ройял тиэтр" в лондонском предместье Страт-форд. Материальные затруднения вынудили Л. в 1961 временно оставить т-р "Уоркшоп". Пер1ая пост. Л. после возвращения в т-р "Уоркшоп" (1963)- антимилитаристский спектакль "Ах, какая прелестная война!" Чилтона - расценивается прогрессивной зарубежной прессой как наиболее значит, работа Л. Режисс„р-новатор, Л. ориентируется на демокра-тич. зрителя, борется с рутиной англ. коммерч. т-ра, содействует популяризации новых драматургов ("Смертник" Биэна, 1956, "Вкус м„да" Дилэни, 1958, и др.), экспериментирует, ищет новых выразит, средств. Пост.: "Уран 235" (1952) и "Путешественники" ("Поезд можно остановить", 1953) Маккола, "Арден из Февершама" Лилло и Хоадли (1954), "Жестокие дочери" (инсц. Л. по роману Бальзака "Отец Горио", 1954), "Ричард II" (1955), "Овечий источник" (1955); "Заложник" Биэна (1958), "У всякого своя причуда" Б. Джонсона (1960), "Лисистрата" по Аристофану (1961, т-р им. М. Горького, Берлин, совм. с X. Шо-неманом), "Макбет" (в совр. костюмах, показан в Москве во время Всемирного фестиваля молод„жи и студентов в 1957) и др. Лит.: Путь к народному театру ("Говорят участники фестиваля"), "Театр", М., 1957, ј 10, с. 167-169, 173; PI a n-c о п С., О what a lovely war! Un evenement au Theatre des Nations, "Theatre", P., 1963, .ј 44; Т а у 1 о г J. R., British drama of the fifties, "Le theatre dans le monde", Brux., 1963, ј 3, v. XI, I. ф. Ii\ ЛИТОВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение Л. д. связано с национально-освободительным движением в Литве в конце 19 в., а также с революи. подъ„мом 1905. В это время возникли первые любительские спектакли на литов. яз. Родоначальником Л. д. является А. Фромас-Гужутис, автор пьес: "Барин и мужики" (1894), "Страшное время" (1895), "Хитрая вдова" (1908), отображавших жизнь литов. народа в 19 в. В создании Л. д. и любительского т-ра важную роль сыграла комедия Кетуракиса (Ю. Вилкутайти-са) "Америка в бане" (1895). Первые драматич. произведения на литов. яз. написали также В. Пета рис, Л. Диджюлене-Жмона, И. Гринюс и др. В Л. д. уже в момент е„ формирования отч„тливо проявлялись реа-листич. тенденции. Эти тенденции усилились после прихода в Л. д. литов. писателей прогрессивного демократического направления (конец 19 - нач. 20 вв.). Сельский быт Литвы ярко показала Жемайте в комедиях "Пропитые балахоны" (1897), "Три возлюбленные" (1898), "Сватовство" (1898). Сатирич. пьесы Же-майте "Наш самый добрый" (1899) и "Волостной суд" (1900), были направлены против клерикализма и царского бюрократизма. Несколько пьес Жемайте написала совместно с Г. Пяткявичайте-Бите, к-рой принадлежит демократич. по направленности пьеса "Борьба" (1900), показавшая жестокость помещиков. Изображение острых социальных конфликтов в Л. д. усилилось в период революции 1905-07. В начале 20 в. появились драмы "Голодные люди" К. Ясюкайтиса (1907), "Последняя волна" (1906), "Первые шаги" (1909), "Люди" (1910), "Язвы времени" (1913) Б. Вартшо.со.-Лауцявичюса и др., отображающие жизнь трудящихся под игом буржуазии и революц. борьбу народа. В этих пьесах (в особенности в пьесе "Голодные люди") сказалось влияние творчества М. Горького. Пьесы К. Ясюкайтиса и Б. Варг-шаса-Лауцявичюса способствовали развитию критич. реализма, утверждению революционно-пролетарской тематики в Л. д. нач. 20 в. Прогрессивные демократия. тенденции также проявились в драме Г. Ландс-бергиса-Жемкалъниса "Блинда" (1908) и в нек-рых пьесах М. Шикшниса, Ю. Смальстиса, В. Диджюлите, П. Пянкайтиса, П. Пундзявичюса-Пятлюкаса, П. Ми-чюлиса и др. писателей реалистич. направлений. Иной характер носило драматургич. творчество Д. Видунаса, М. Пячкаускайте-Шатри„с Рагана, К. Пуйды, Ю. Линде-Добиласа и др. писателей, выражавших модернистские тенденции, бурж. идеологию, националистич. идеи. В пьесах этих писателей проявилась склонность к абстрактным этич. и психо-логич. проблемам, к романтико-символистской форме. Значительные произведения в начале 20 в. создал В. Креве-Мицкявичюс. В драматич. эпопее "Шарунас" (1910), изображающей прошлое Литвы, Страницы: «« « 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |