|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 1393 1394 1395 1396 1397 1398 » »» Ежегодник МХАТ. 1943, M., 1945, с. 383- 400; [Воспоминания], в сб.: О
Станиславском, M., 1948, с. 300-304.
ЛЙТТОН, Э. Дж. -см. Булвер-Литтон.
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА -вид средневекового, преимущественно
западноевропейского, религиозного представления (9-13 вв.). Входила в
состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии) и
представляла собой инсценировку отдельных евангельских эпизодов. Истоком
Л. д. были т. н. антифоны (певческий диалог двух полухорий) или
респонсории (ответ хора на слова священика), из к-рых в 9-10 вв.
возникли тропы (диалогизированный пересказ евангельского текста). Первые
Л. д., писавшиеся по-латынп, отличались краткостью диалога,
ритуально-символич. характером исполнения. Постепенно Л. д. стала более
действенна, в не„ начали проникать бытовые черты, нар. язык (напр., Л.
д. "Жених, или Девы мудрые и неразумные", Франция, 11 в.), комич.
элементы. Усилилась зрелищная сторона представления, появились технич.
приспособления (блоки для "вознесения", люки и пр.). На этой стадии
развития Л. д. вступила в противоречие с общим характером литургии.
Указом папы римского Иннокентия III (1210) представления в церквах были
запрещены, и Л. д. стала разыгрываться на паперти, перед храмом (т. н.
полулитургическая драма). Реалистич. бытовые элементы в ней постепенно
усиливались; это сказывалось в тематике, стиле исполнения, организации
представления. В Л. д. утвердился принцип симультанного оформления.
Церковные драмы стали исполняться преим. на нар. языке. Помимо
духовенства, в представлениях принимали участие миряне и даже проф. нар.
акт„ры - жонгл„ры, к-рым обычно поручались комич. роли чертей. Наиболее
значит. Л. д. этого периода-"Действо об Адаме" (12 в.). Л. д. была одним
из источников формирования площадного мистериального т-ра (см.
Мистерия).
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; CoussemakerE. de, Drames liturgiques du
Moyen age (Texte et musique),. Rennes, 1860; Cohen G., Histoire de la
mise en scene dans. le theatre religieux francais du Moyen age, nouv.
ed., P., 1926
Гр. Б.
ЛИФАРЬ (Lifar), Серж (наст. имя - Сергей Михайлович) (р. 2. IV..
1905)-французский артист балета и балетмейстер. По национальности
русский. В 1921 поступил в киевскую студию Б. Ф. Нижинской. В 1923
эмигрировал в Париж и поступил в труппу С. П. Дягилева. В антрепризе
Дягилева выступал до 1929, пройдя путь от артиста кордебалета до первого
танцовщика и балетмейстера труппы.
Среди партий: Борей ("Зефир и Флора" Дукельского), Зигфрид
("Лебединое озеро"), Иван-Царевич ("Жар-птица" Стравинского), Фавн
("Послеполуденный отдых фавна" на муз. Дебюсси), Аполлон ("Аполлон
Мусагет" Стравинского), Арап ("Петрушка" Стравинского), Блудный сын (о.
п. Прокофьева) и др.
В 1929 впервые выступил как балетмейстер, поставив балет "Байка о
лисе..." Стравинского. Позднее работал как балетмейстер в т-ре
"Гранд-Опера".
Пост.: "Прометен" на муз. Бетховена (1929), "Вакх и Ариадна" Русселя
(1931), "На Днепре" на муз. Прокофьева (1932), "Давид торжествующий" на
муз. Дебюсси и Мусоргского (1936), "Сюита в белом" Лало (1943),
"Видения" Core (1947), "Наутеос" Леле (1954), "Белоснежка" Ивена (1951),
"Жар-птица" Стравинского (1954), "Ромео и Джульетта" (2 акта, 1955) и
др. Исполнял в этих балетах гл. партии. Позднее Л. ограничил репертуар
балетной труппы "Гранд-Опера" пост. собственных балетов, изломанных и
жеманных по стилю. В 1958 уш„л из "Гранд-Опера". В„л педагогич.
деятельность. В 1947 Л. основал в Париже Институт хореографии, с 1955
препода„т основы хореографии в Сорбонне. Л. пытался создать собственную
танцевальную систему, теоре-тич. положения к-рой высказал в ряде своих
книг.
Соч.: Le Manifeste du choregraphe, P., 1935; La danse, P., [1938];
Traite de choregraphie, [P.], 1952; Auguste Vestris..., P.,[1950];
CariottaGrisi, P., 1941; Giselle. Apotheose du ballet romantique, P.,
1942; Les trois graces du XX siecle. Legende et verite [Anna Pavlova,
Tamara Karsavina, Olga Spessivtzeva], P., 1957; Pensees sur la danse,
P., 1946;
Au service de la danse. P., 1958.
Лит.: Плещеев А., Сергей Лифарь, Paris, 1938. Ham. P.
ЛИФТОВАЯ СЦЕНА, лифтовая двухэтажная сцена (от англ. lift -
поднимать),- одна из разновидностей подъ„мно-опускной сцены.
Представляет собой ж„сткую конструкцию (из ме-таллич. ферм или балок),
верхняя и нижняя части к-рой являются самостоятельными сценич.
планшетами. Вся конструкция, подвешенная на стальных канатах и
уравновешенная противовесами, может подниматься на высоту портальной
арки и настолько же опускаться вниз. В то время как на нижнем планшете,
расположенном на уровне игровой площадки, происходит сценич. действие,
на верхнем планшете, связанном с верхними декорац. сараями и подсобными
помещениями, устанавливаются следующие картины (включая бутафорию, свет
и др. аттрибуты). После окончания действия сцена-лифт опускается до
совмещения верхнего планшета с игровой площадкой и на нижнем планшете (к
к-рому примыкает нижнее подсобное помещение) начинается разборка
прошедшей картины и установка следующей.
Л. с. впервые была построена в 1879 в Нью-Йорке, в т-ре на
Мэдисон-сквере. Л. с. оснащены: драм. т-р в г. Хемнице (ныне г.
Карл-Маркс-Штадт), оперный т-р в Гамбурге, т-р "Пигаль" в Париже и др.
Ген. Ш.
ЛИФШИЦАЙТЕ, Нехама (р.7.Х.1927) - еврейская сов. певица
(лирико-колоратурное сопрано). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. Окончила
Вильнюсскую консерваторию (1951). С 1956 исполняет евр. нар. песни. В
иск-ве Л. высокая муз. культура сочетается с артистизмом акт„рского
мастерства. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1958).
Лит.-'"Музыкальная жизнь", 1959, ј 13, с. 17. А. Шн.
ЛИ ХАМ ДЕК [р. 13(26). III. 1914] - корейская советская актриса. Нар.
арт. Казах. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1952. С 1925 принимала
участие в спектаклях драматич. кружка Корейского клуба во Владивостоке.
С 1934 - актриса Корейского т-ра (во Владивостоке, с 1937 - в
Казахстане). Играла роли основных героинь: Чун Хян ("Сказание о девушке
Чун Хян" Лим Ден Нима и Ен Сен Нена), Сим Чен ("Сим Чен Ден" Цай Ена),
Жена Хын Бу ("Хын Бу и Нор Бу" Тхай Дян Чуна), Сун Тхан ("До Ри и Сун
Тхан" Цай Ена), Енлик ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Катерина ("Гроза"),
Страницы: «« « 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 1393 1394 1395 1396 1397 1398 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |