Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1380   1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388  1389   1390   1391   1392   1393   1394   1395   1396   1397   1398  » »»

Ежегодник МХАТ. 1943, M., 1945, с. 383- 400; [Воспоминания],  в  сб.:  О
Станиславском, M., 1948, с. 300-304.
   ЛЙТТОН, Э. Дж. -см. Булвер-Литтон.
   ЛИТУРГИЧЕСКАЯ    ДРАМА    -вид    средневекового,     преимущественно
западноевропейского, религиозного представления (9-13  вв.).  Входила  в
состав пасхальной  или  рождественской  церковной  службы  (литургии)  и
представляла собой инсценировку отдельных евангельских эпизодов. Истоком
Л. д.  были  т.  н.  антифоны  (певческий  диалог  двух  полухорий)  или
респонсории (ответ хора  на  слова  священика),  из  к-рых  в  9-10  вв.
возникли тропы (диалогизированный пересказ евангельского текста). Первые
Л.   д.,   писавшиеся   по-латынп,   отличались   краткостью    диалога,
ритуально-символич. характером исполнения. Постепенно Л. д. стала  более
действенна, в не„ начали проникать бытовые черты, нар. язык  (напр.,  Л.
д. "Жених, или Девы  мудрые  и  неразумные",  Франция,  11  в.),  комич.
элементы. Усилилась зрелищная сторона представления,  появились  технич.
приспособления (блоки для "вознесения", люки  и  пр.).  На  этой  стадии
развития Л. д. вступила в  противоречие  с  общим  характером  литургии.
Указом папы римского Иннокентия III (1210) представления в церквах  были
запрещены, и Л. д. стала разыгрываться на паперти, перед храмом  (т.  н.
полулитургическая драма). Реалистич. бытовые элементы в  ней  постепенно
усиливались; это сказывалось в тематике, стиле  исполнения,  организации
представления. В Л.  д.  утвердился  принцип  симультанного  оформления.
Церковные  драмы  стали  исполняться  преим.  на  нар.   языке.   Помимо
духовенства, в представлениях принимали участие миряне и даже проф. нар.
акт„ры - жонгл„ры, к-рым обычно поручались комич. роли чертей.  Наиболее
значит. Л. д. этого периода-"Действо об Адаме" (12 в.). Л. д. была одним
из  источников  формирования   площадного   мистериального   т-ра   (см.
Мистерия).
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; CoussemakerE.  de,  Drames  liturgiques  du
Moyen age (Texte et musique),. Rennes, 1860; Cohen G.,  Histoire  de  la
mise en scene dans. le theatre religieux francais du  Moyen  age,  nouv.
ed., P., 1926
   Гр. Б.
   ЛИФАРЬ (Lifar), Серж (наст. имя -  Сергей  Михайлович)  (р.  2.  IV..
1905)-французский  артист  балета  и  балетмейстер.  По   национальности
русский. В 1921 поступил в киевскую  студию  Б.  Ф.  Нижинской.  В  1923
эмигрировал в Париж и поступил в труппу С.  П.  Дягилева.  В  антрепризе
Дягилева выступал до 1929, пройдя путь от артиста кордебалета до первого
танцовщика и балетмейстера труппы.
   Среди  партий:  Борей  ("Зефир   и   Флора"   Дукельского),   Зигфрид
("Лебединое  озеро"),  Иван-Царевич  ("Жар-птица"  Стравинского),   Фавн
("Послеполуденный отдых  фавна"  на  муз.  Дебюсси),  Аполлон  ("Аполлон
Мусагет" Стравинского), Арап ("Петрушка" Стравинского), Блудный сын  (о.
п. Прокофьева) и др.
   В 1929 впервые выступил как балетмейстер,  поставив  балет  "Байка  о
лисе..."  Стравинского.  Позднее  работал  как   балетмейстер   в   т-ре
"Гранд-Опера".
   Пост.: "Прометен" на муз. Бетховена (1929), "Вакх и Ариадна"  Русселя
(1931), "На Днепре" на муз. Прокофьева (1932), "Давид торжествующий"  на
муз.  Дебюсси  и  Мусоргского  (1936),  "Сюита  в  белом"  Лало  (1943),
"Видения" Core (1947), "Наутеос" Леле (1954), "Белоснежка" Ивена (1951),
"Жар-птица" Стравинского (1954), "Ромео и Джульетта" (2  акта,  1955)  и
др. Исполнял в этих балетах гл. партии. Позднее Л.  ограничил  репертуар
балетной труппы "Гранд-Опера" пост. собственных  балетов,  изломанных  и
жеманных  по  стилю.  В  1958  уш„л  из  "Гранд-Опера".  В„л  педагогич.
деятельность. В 1947 Л. основал в Париже Институт  хореографии,  с  1955
препода„т основы хореографии в Сорбонне. Л. пытался создать  собственную
танцевальную систему, теоре-тич. положения к-рой высказал в  ряде  своих
книг.
   Соч.: Le Manifeste du choregraphe, P., 1935; La  danse,  P.,  [1938];
Traite de  choregraphie,  [P.],  1952;  Auguste  Vestris...,  P.,[1950];
CariottaGrisi, P., 1941; Giselle. Apotheose du  ballet  romantique,  P.,
1942; Les trois graces du XX siecle. Legende et  verite  [Anna  Pavlova,
Tamara Karsavina, Olga Spessivtzeva], P., 1957; Pensees  sur  la  danse,
P., 1946;
   Au service de la danse. P., 1958.
   Лит.: Плещеев А., Сергей Лифарь, Paris, 1938. Ham. P.
   ЛИФТОВАЯ  СЦЕНА,  лифтовая  двухэтажная  сцена  (от  англ.   lift   -
поднимать),-   одна   из   разновидностей    подъ„мно-опускной    сцены.
Представляет собой ж„сткую конструкцию (из ме-таллич. ферм  или  балок),
верхняя  и  нижняя  части  к-рой   являются   самостоятельными   сценич.
планшетами.  Вся  конструкция,  подвешенная  на   стальных   канатах   и
уравновешенная противовесами, может  подниматься  на  высоту  портальной
арки и настолько же опускаться вниз. В то время как на нижнем  планшете,
расположенном на уровне игровой площадки, происходит  сценич.  действие,
на верхнем планшете, связанном с верхними декорац. сараями и  подсобными
помещениями, устанавливаются следующие картины (включая бутафорию,  свет
и др. аттрибуты). После  окончания  действия  сцена-лифт  опускается  до
совмещения верхнего планшета с игровой площадкой и на нижнем планшете (к
к-рому  примыкает  нижнее  подсобное  помещение)   начинается   разборка
прошедшей картины и установка следующей.
   Л.  с.  впервые  была  построена  в  1879  в  Нью-Йорке,  в  т-ре  на
Мэдисон-сквере. Л.  с.  оснащены:  драм.  т-р  в  г.  Хемнице  (ныне  г.
Карл-Маркс-Штадт), оперный т-р в Гамбурге, т-р "Пигаль" в Париже  и  др.
Ген. Ш.
   ЛИФШИЦАЙТЕ,   Нехама   (р.7.Х.1927)   -   еврейская    сов.    певица
(лирико-колоратурное сопрано). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. Окончила
Вильнюсскую консерваторию (1951). С 1956 исполняет евр.  нар.  песни.  В
иск-ве Л. высокая муз.  культура  сочетается  с  артистизмом  акт„рского
мастерства. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1958).
   Лит.-'"Музыкальная жизнь", 1959, ј 13, с. 17. А. Шн.
   ЛИ ХАМ ДЕК [р. 13(26). III. 1914] - корейская советская актриса. Нар.
арт. Казах. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1952. С 1925 принимала
участие в спектаклях драматич. кружка Корейского клуба во  Владивостоке.
С  1934  -  актриса  Корейского  т-ра  (во  Владивостоке,  с  1937  -  в
Казахстане). Играла роли основных героинь: Чун Хян ("Сказание о  девушке
Чун Хян" Лим Ден Нима и Ен Сен Нена), Сим Чен ("Сим Чен Ден"  Цай  Ена),
Жена Хын Бу ("Хын Бу и Нор Бу" Тхай Дян Чуна), Сун Тхан ("До  Ри  и  Сун
Тхан" Цай Ена), Енлик ("Енлик и  Кебек"  Ауэзова),  Катерина  ("Гроза"),

Страницы: «« « 1380   1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388  1389   1390   1391   1392   1393   1394   1395   1396   1397   1398  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия