Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380  1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388   1389   1390  » »»

Тат. АССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1952.  В  1919-20  руководил
организованной им в  Екатеринбурге  драм.  студией  "Уралпрофсовета".  В
1921, совм. с реж. Е. А. Мировичем, осуществил на гор. велотреке  Минска
пост. массового нар. зрелища: "Труд  и  капитал".  В  1923-26  учился  в
белорус. театр. студии в Москве. После окончания студии стал  акт„ром  и
режисс„ром Госета БССР, где работал в  1926-32  и  в  1942-43.  Одна  из
значит, реж. работ Л. - "Овечий источник" (1927), получила премию  моек.
Всесоюзной олимпиады иск-в (1930). В 1932-34 и  в  1943-50  Л.-гл.  реж.
1-го белорусского т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы).
   В 1950-63 Л. был режисс„ром Казанского рус.  т-ра.  Пост.  спектакли:
"Вей, ветерок!" Райниса (1951), "Враги" (1952); "Порт-Артур" Степанова и
Попова (1953), "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К.Толстого (1955), "В лесах" по
Мельникову-Печ„рскому (1958), "Высокое  напряжение"  Куприянова  (1959),
"Барабанщица" Салынского (1960), "Коллеги" Акс„нова и Стабового (1962) и
др. Лучшие спектакли Л. отличались постановочной культурой,  мастерством
сценич. композиции. Неустанно  экспериментируя,  Л.  стремился  к  новым
формам сценич. выразительности.
   Спектакли:  "Отечество"  Ч„рного   (1932),   "Беспокойная   старость"
(1938);"Павлинка" Купалы (1944),"Ромео и Джульетта" (1946); "За тех, кто
в море!" Лаврен„ва (1947),  "Молодая  гвардия"  (1947);  "День  чудесных
обманов" Шеридана (1948), "Таланты и поклонники" (1950) и др.
   Лит.: Раманов?ч Е., Першы тэатр, М?нск, 1946;
   Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959. ff, ff
   ЛИТВИНОВ, Николай Владимирович [р. 6(19).V. 1907] - русский советский
акт„р и режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1956).  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1954;
   Учился в Ц‚ТЕТИСе (курс А. П. Петровского).  В  1926-30  был  акт„ром
Т-ра им. МГСПС, затем Смоленского т-ра (роли: Жа-дов; Овод -  по  о.  п.
Войнич),  в  1933-41-  Театра  Ленсовета   (Ки-нола-"Гавань   бурь"   по
Бальзаку), затем Студии Малого т-ра. Московского т-ра драмы, Моск.  т-ра
им. Ленинского комсомола. В 1932 Л. начал работать на радио (Москва) как
акт„р вещания для  детей.  Его  исполнит.  манера  отличается  обаянием,
мягкостью, точностью и выразительностью интонаций. Среди работ Л.:
   "Как муравьишко домой спешил", "Хвосты" Бианки, "Золотой ключик,  или
Приключения Буратино"  А.  Н.  Толстого,  "Стойкий  оловянный  солдатик"
Андерсена, "Невероятная история об отце, мальчике и... пальчике"  Октава
Панку Яшь и др. С 1938 Л. выступает на радио и как режисс„р  (с  1946  -
гл. режисс„р радиовещания для детей и юношества). Пост.: "История о том,
как поссорились Иван Иванович с Иваном  Никифоровичем"  Гоголя,  "Судьба
барабанщика". "Дальние страны" Гайдара и др.
   Лит.: Б у л г а к Л., Искусство радиоакт„ра, "Театр", 1958, JS%10, с.
156-57. С Г
   ЛИТЕРАТУРНАЯ  ЧАСТЬ   ТЕАТРА   -   отдел   в   театре,   занимающийся
формированием   репертуара,   отбором   пьес   с   точки    зрения    их
идейно-художественного качества. В основе организации  Л.  ч.  т.  лежат
принципы, проводившиеся ещ„ в 80-е гг. 19 в. А. Н.  Островским  в  моек.
Малом т-ре, а затем В. И. Немиро-вичем-Данченко в МХТ, М. Горьким  и  А.
А. Блоком в ленингр. Большом драм. т-ре.
   В сов.  т-ре  Л.  ч.  т.  организует  творч.  связи  с  драматургами,
редактирует совм. с режиссурой  принятые  к  пост.  произв.,  организует
обсуждения пьес и спектаклей. В процессе подготовки новых пост. Л. ч. т.
подбирает  необходимый  творч.   коллективу   истори-ко-литературный   и
иконографич.  материал,   организует   беседы,   доклады,   консультации
специалистов, редактирует программы, либретто, афиши, рекламные  издания
о работе т-ра. Л. ч. т. работает в тесном контакте с руководством  т-ра,
к-рому непосредственно подчинено. Ев. Б.
   ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО   ОБЩЕСТВА   ТЕАТР   -   русский   театр.
существовавший в Петербурге (Петрограде) в 1895-1917. Помещался в здании
б. Апраксинского т-ра на Фонтанке (ныне здесь работает Ленингр.  Большой
драм. т-р). Был организован при Лит.-артистич. кружке П.  П.  Гне-дичем,
П. Д. Ленским, А. С. Сувориным на паевых началах. Вскоре  превратился  в
частное предприятие самого крупного пайщика  -  Суворина.  Первоначально
наз. Т-ром Лит.-артистич. кружка, с 1899- Т-ром Лит.-художеств. об-ва, с
1912 - Т-ром Лпт.-художеств. об-ва им. А. С. Суворина. В  обиходе  часто
именовался Малым или Суворинским  т-ром.  Открытие  т-ра  состоялось  17
сент.  1895.  Первый  спектакль  -   "Гроза"   (реж.   Е.   П.   Карпов;
КабанихаЧижевская, Тихон - Орленев).  В  том  же  сезоне  были  показаны
спектакли (также в пост. Карпова):
   "Кукольный дом" (Нора - Яворская, Гельмер - Анчаров-Эльстон,  Ранк  -
Красов);  "Трудовой   хлеб"   Островского   (Корпелов   -   Красовский),
"Нахлебник"
   Тургенева (Кузовкин - Красовский), "Бедность  не  порок";  "Принцесса
Гр„за" Ростана (в загл. роли - Яворская), "Тайна  души"  ("Там  внутри")
Метер-линка, затем "Преступление и  наказание"  по  Достоевскому  (1899;
Раскольников - Орленев, Мар-меладов - Далматов, Соня  -  Яворская),  "На
всякого мудреца довольно простоты" (1899);  "Ганнеле"  Гауптмана  (1897;
Раутенделейн-Яворская,  Генрих  -  Сарматов,  Пастор  -  Бравич),  "Юлий
Цезарь"  (1897),  "Макбет"  и  "Укрощение  строптивой"  (1899);  "Смерть
Тарелкина" Сухово-Кобылина (под назв. "Вес„лые рас-плюевские дни", 1900)
и др. Здесь состоялись первые пост. пьес "Власть тьмы" (1895; Матр„на  -
Стрепетова, Никита  -  Судьбинин,  Аким  -  М.  Михайлов),  "Царь  Ф„дор
Иоаннович" (1898; в загл. роли - Орленев);
   "Дети Вгнюшина" Найд„нова (1901). Значит,  место  в  репертуаре  т-ра
занимали пьесы зап. классич. и совр. драматургии. Однако в дальнейшем  в
погоне за популярностью т-р начал ориентироваться на вкусы обывательских
мещанских кругов. Основу  его  репертуара  стали  составлять  мелодрамы,
псевдопроблемные пьесы, пустые бездумно-развлекательные комедии  (И.  Н.
Потапенко, В. А. Рышков, Ю. Д. Беляев и др.). Деятельность т-ра  приняла
бурж.-реакционный характер.  Возмущение  передовой  рус.  общественности
(см. статьи большевистских газет "Искра" и  "Заря"  в  сб.  "Театральное
наследство", М., 1956, с. 123-124) вызвала пост. черносотенной пьесы  С.
Литвина (Эфрона) и В. Крылова "Контрабандисты" ("Сыны Израиля", 1901).
   Т-р Лит.-художеств. об-ва славился сильным акт„рским составом.  Здесь
в разные годы работали (помимо  упоминавшихся):  А.  А.  Агар„в,  Б.  С.
Гла-голин, А. Я. Глама-Мещерская, М. М. Глебова, В. П. Далматов,  М.  П.
Домашева,  Е.  П.  Корчагина-Александровская,  В.  А.  Миронова,  Н.  Н.
Музиль-Бороздина,  А.  А.  Немирова-Ральф,  А.  А.  Иасхалова,   Е.   Н.
РощинаИнсарова, Н. Н. Рыбников, П. А. Стрепетова, И. И. Судьбинин, 3. В.
Холмская, Н. М. Шмитгоф, К. Н.  Яковлев  и  др.  Среди  режисс„ров  т-ра
(кроме Е. П. Карпова) - Н. Н. Арбатов, Г. В. Гловацкий, С. М.  Надеждин,

Страницы: «« « 1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380  1381   1382   1383   1384   1385   1386   1387   1388   1389   1390  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия