|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 » »» Тат. АССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1919-20 руководил
организованной им в Екатеринбурге драм. студией "Уралпрофсовета". В
1921, совм. с реж. Е. А. Мировичем, осуществил на гор. велотреке Минска
пост. массового нар. зрелища: "Труд и капитал". В 1923-26 учился в
белорус. театр. студии в Москве. После окончания студии стал акт„ром и
режисс„ром Госета БССР, где работал в 1926-32 и в 1942-43. Одна из
значит, реж. работ Л. - "Овечий источник" (1927), получила премию моек.
Всесоюзной олимпиады иск-в (1930). В 1932-34 и в 1943-50 Л.-гл. реж.
1-го белорусского т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы).
В 1950-63 Л. был режисс„ром Казанского рус. т-ра. Пост. спектакли:
"Вей, ветерок!" Райниса (1951), "Враги" (1952); "Порт-Артур" Степанова и
Попова (1953), "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К.Толстого (1955), "В лесах" по
Мельникову-Печ„рскому (1958), "Высокое напряжение" Куприянова (1959),
"Барабанщица" Салынского (1960), "Коллеги" Акс„нова и Стабового (1962) и
др. Лучшие спектакли Л. отличались постановочной культурой, мастерством
сценич. композиции. Неустанно экспериментируя, Л. стремился к новым
формам сценич. выразительности.
Спектакли: "Отечество" Ч„рного (1932), "Беспокойная старость"
(1938);"Павлинка" Купалы (1944),"Ромео и Джульетта" (1946); "За тех, кто
в море!" Лаврен„ва (1947), "Молодая гвардия" (1947); "День чудесных
обманов" Шеридана (1948), "Таланты и поклонники" (1950) и др.
Лит.: Раманов?ч Е., Першы тэатр, М?нск, 1946;
Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959. ff, ff
ЛИТВИНОВ, Николай Владимирович [р. 6(19).V. 1907] - русский советский
акт„р и режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с
1954;
Учился в Ц‚ТЕТИСе (курс А. П. Петровского). В 1926-30 был акт„ром
Т-ра им. МГСПС, затем Смоленского т-ра (роли: Жа-дов; Овод - по о. п.
Войнич), в 1933-41- Театра Ленсовета (Ки-нола-"Гавань бурь" по
Бальзаку), затем Студии Малого т-ра. Московского т-ра драмы, Моск. т-ра
им. Ленинского комсомола. В 1932 Л. начал работать на радио (Москва) как
акт„р вещания для детей. Его исполнит. манера отличается обаянием,
мягкостью, точностью и выразительностью интонаций. Среди работ Л.:
"Как муравьишко домой спешил", "Хвосты" Бианки, "Золотой ключик, или
Приключения Буратино" А. Н. Толстого, "Стойкий оловянный солдатик"
Андерсена, "Невероятная история об отце, мальчике и... пальчике" Октава
Панку Яшь и др. С 1938 Л. выступает на радио и как режисс„р (с 1946 -
гл. режисс„р радиовещания для детей и юношества). Пост.: "История о том,
как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Гоголя, "Судьба
барабанщика". "Дальние страны" Гайдара и др.
Лит.: Б у л г а к Л., Искусство радиоакт„ра, "Театр", 1958, JS%10, с.
156-57. С Г
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЧАСТЬ ТЕАТРА - отдел в театре, занимающийся
формированием репертуара, отбором пьес с точки зрения их
идейно-художественного качества. В основе организации Л. ч. т. лежат
принципы, проводившиеся ещ„ в 80-е гг. 19 в. А. Н. Островским в моек.
Малом т-ре, а затем В. И. Немиро-вичем-Данченко в МХТ, М. Горьким и А.
А. Блоком в ленингр. Большом драм. т-ре.
В сов. т-ре Л. ч. т. организует творч. связи с драматургами,
редактирует совм. с режиссурой принятые к пост. произв., организует
обсуждения пьес и спектаклей. В процессе подготовки новых пост. Л. ч. т.
подбирает необходимый творч. коллективу истори-ко-литературный и
иконографич. материал, организует беседы, доклады, консультации
специалистов, редактирует программы, либретто, афиши, рекламные издания
о работе т-ра. Л. ч. т. работает в тесном контакте с руководством т-ра,
к-рому непосредственно подчинено. Ев. Б.
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА ТЕАТР - русский театр.
существовавший в Петербурге (Петрограде) в 1895-1917. Помещался в здании
б. Апраксинского т-ра на Фонтанке (ныне здесь работает Ленингр. Большой
драм. т-р). Был организован при Лит.-артистич. кружке П. П. Гне-дичем,
П. Д. Ленским, А. С. Сувориным на паевых началах. Вскоре превратился в
частное предприятие самого крупного пайщика - Суворина. Первоначально
наз. Т-ром Лит.-артистич. кружка, с 1899- Т-ром Лит.-художеств. об-ва, с
1912 - Т-ром Лпт.-художеств. об-ва им. А. С. Суворина. В обиходе часто
именовался Малым или Суворинским т-ром. Открытие т-ра состоялось 17
сент. 1895. Первый спектакль - "Гроза" (реж. Е. П. Карпов;
КабанихаЧижевская, Тихон - Орленев). В том же сезоне были показаны
спектакли (также в пост. Карпова):
"Кукольный дом" (Нора - Яворская, Гельмер - Анчаров-Эльстон, Ранк -
Красов); "Трудовой хлеб" Островского (Корпелов - Красовский),
"Нахлебник"
Тургенева (Кузовкин - Красовский), "Бедность не порок"; "Принцесса
Гр„за" Ростана (в загл. роли - Яворская), "Тайна души" ("Там внутри")
Метер-линка, затем "Преступление и наказание" по Достоевскому (1899;
Раскольников - Орленев, Мар-меладов - Далматов, Соня - Яворская), "На
всякого мудреца довольно простоты" (1899); "Ганнеле" Гауптмана (1897;
Раутенделейн-Яворская, Генрих - Сарматов, Пастор - Бравич), "Юлий
Цезарь" (1897), "Макбет" и "Укрощение строптивой" (1899); "Смерть
Тарелкина" Сухово-Кобылина (под назв. "Вес„лые рас-плюевские дни", 1900)
и др. Здесь состоялись первые пост. пьес "Власть тьмы" (1895; Матр„на -
Стрепетова, Никита - Судьбинин, Аким - М. Михайлов), "Царь Ф„дор
Иоаннович" (1898; в загл. роли - Орленев);
"Дети Вгнюшина" Найд„нова (1901). Значит, место в репертуаре т-ра
занимали пьесы зап. классич. и совр. драматургии. Однако в дальнейшем в
погоне за популярностью т-р начал ориентироваться на вкусы обывательских
мещанских кругов. Основу его репертуара стали составлять мелодрамы,
псевдопроблемные пьесы, пустые бездумно-развлекательные комедии (И. Н.
Потапенко, В. А. Рышков, Ю. Д. Беляев и др.). Деятельность т-ра приняла
бурж.-реакционный характер. Возмущение передовой рус. общественности
(см. статьи большевистских газет "Искра" и "Заря" в сб. "Театральное
наследство", М., 1956, с. 123-124) вызвала пост. черносотенной пьесы С.
Литвина (Эфрона) и В. Крылова "Контрабандисты" ("Сыны Израиля", 1901).
Т-р Лит.-художеств. об-ва славился сильным акт„рским составом. Здесь
в разные годы работали (помимо упоминавшихся): А. А. Агар„в, Б. С.
Гла-голин, А. Я. Глама-Мещерская, М. М. Глебова, В. П. Далматов, М. П.
Домашева, Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Миронова, Н. Н.
Музиль-Бороздина, А. А. Немирова-Ральф, А. А. Иасхалова, Е. Н.
РощинаИнсарова, Н. Н. Рыбников, П. А. Стрепетова, И. И. Судьбинин, 3. В.
Холмская, Н. М. Шмитгоф, К. Н. Яковлев и др. Среди режисс„ров т-ра
(кроме Е. П. Карпова) - Н. Н. Арбатов, Г. В. Гловацкий, С. М. Надеждин,
Страницы: «« « 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |