Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1362   1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370  1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380  » »»

1929),Кассио ("Отелло",1930) сразу же выдвинули Л.  в  число  выдающихся
представителей молодого артистического  поколения  МХАТ.  Яркий,  смелый
темперамент,  уве  -  ренная  и  мощная  лепка   характеров,   мажорное,
празд-нично  приподнятое  ощущение  т-ра,  острота   идейных   трактовок
определили место Л. в ряду  акт„ров,  наиболее  полно  выразивших  новый
период в развитии иск-ва  МХАТ.  Это  стало  ещ„  более  очевидно  после
исполнения Л. ролей Альмавивы ("Безумный день, или Женитьба  Фигаро")  и
особенно Кимбаева ("Страх"). В этой роли так же, как и в сыгранной ранее
роли Лукьяна ("Блокада"), ярко проявилось патетич.  восприятие  артистом
революции, стремление раскрывать душевную щедрость людей нового мира, их
жадный  интерес  к  окружающему  через   смело   и   крупно   отобранную
характерность. Развивая эту линию в сво„м творчестве, Л.  в  последующие
годы сыграл Швандю (1936) и Рыбакова ("Кремл„вские куранты", 1942;
   Гос. пр. СССР, 1942). Романтич. влюбл„нность в революцию, способность
сохранять заразит, жизнерадостность в самые  опасные  и  трудные  минуты
сочетаются в этих ролях с пристальным интересом к  процессу  рождения  и
формирования политич. миросозерцания борцов за дело партии.
   С  первых  же  сценич.  шагов  Л.   героико-патетич.   направленность
сливается в его творчестве с комедий-но-сатирич. В ролях Жака, Аполлоса,
Бондезена так же, как и в сыгранной в  1933  роли  кавалера  Риппа-фраты
("Хозяйка  гостиницы"),   Л.   соединяет   язвительную   злую   сатирич.
характерность  с  брызжущим  весельем,  сочностью   красок,   покоряющим
комедийным темпераментом. Высшее достижение  Л.  на  этом  пути  -  роль
Ноздр„ва ("М„ртвые души", 1934). Самые причудливые  взрывы  ноздр„вского
темперамента, самые необузданные завихрения его разбушевавшейся фантазии
кажутся у Л. по-гоголевски  мощными  и  в  то  же  время  ощущаются  как
свободное  и   естественное   проявление   его   собственной   артистич.
индивидуальности.
   Романтич. и  комедийное  начала  сливаются  у  Л.  в  образе  Кудряша
("Гроза", 1934), передающем  песенную  ширь  и  неукротимое  вольнолюбие
через  грубоватый  и  празднично-сочный  комизм,  жанровую  точность   и
цветистую красочность языка Островского.
   В конце 40-50-х гг. Л. тяготеет по преимуществу к ролям,  построенным
на сложных философских  и  психологич.  коллизиях,  интенсивных  сценич.
переживаниях. Вступлением к этой группе ролей  надо  считать  исполнение
роли Сол„ного ("Три сестры", 1940), принадлежащей к наиболее глубоким  и
оригинальным  созданиям  акт„ра.  Пародийная  острота  внешнего  рисунка
подч„ркивает и усиливает скрытый драматизм в судьбе Сол„ного, мучительно
томящегося  своим  одиночеством  и  ищущего  выхода  в  бессмысленной  и
надрывной агрессивности. В сыгранных  затем  Л.  ролях  Астрова  (1947),
профессора Трубникова ("Чужая тень" Симонова, 1949), Ломоносова  (о.  п.
Вс. Иванова, 1953), Линькова ("Хозяин" Соболева, 1961) проявился интерес
Л.   к   характерам   крупным,   сильным,   отмеченным   печатью   яркой
оригинальности. Наиболее важна в этом ряду роль Забелина в  "Кремл„вских
курантах", 1956), в к-рой Л. удалось увлечь зрителей  раскрытием  внутр.
закономерности   прихода   талантливого,   но    трудно    переживающего
освобождение от старых предрассудков инженера к творч. сотрудничеству  с
партией. Значит,  интерес  представляет  интерпретация  Л.  образа  Мити
Карамазова (1960). Он первым из сов.  режисс„ров  обратился  к  "Братьям
Карамазовым" (по Достоевскому) и выявил не только как  исполнитель  роли
Мити, но и как постановщик (совм. с П. А. и В. П. Марковыми)  и  а  втор
инсценировки антикапиталистическую, гуманистическую направленность этого
сложного и идейно противоречивого произведения. О крепнущем интересе  Л.
к философской трагедии, обращ„нной к коренным  социальным  противоречиям
эпохи, свидетельствует  режисс„рская  работа  Л.  над  спектаклем  "Егор
Булычев и другие" (1964), в к-ром  он  играет  заглавную  роль,  ставшую
значит, этапом в его творчестве.
   Л.  снимается  в  кино:  Дубровский  -  в  одноим.  фильме,  Пот„мкин
("Адмирал Ушаков") и др. Л. - лауреат Гос. пр. СССР (1941,  1947,  1949,
1950).
   Лит.:  Иванова  Е.  Г.,  Борис  Николаевич  Ливанов,  .  (К  30-летию
сценической деятельности], М., 1955. Евг. С.
   ЛИВАНОВА (Ливанов а-Ф e p м а н), Тамара Николаевна  [р.  5(18).  IV.
1909] - русский советский музыковед. Чл. Коммунистич. партии с  1948.  В
1932 окончила Моск. консерваторию. Автор многочисл. научных исследований
по истории отечеств, и зарубежного муз. т-ра. Проф. Моск.  консерватории
(1939-46; 1948-54) доктор искусствоведения (1935).
   Соч.: Очерки и материалы по  истории  русской  музыкальной  культуры,
вып. 1, М., 1938; История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л.,
1940; Три оперы Рахманинова, в сб.: С. В. Рахманинов  и  русская  опера,
М., 1947, с. 37-99; Музыкальная классика XVIII века (Гендель, И. С. Бах,
Глюк, Гайдн), М.- Л., 1939; Русская музыкальная культура XVIII века в ее
связях с литературой, театр ом и бытом.  Исследования  и  материалы,  т.
1-2, M-, 1952-53; Характер героя и оперная ария, в сб.: Советская опера,
М., 1953, с. 209-233; Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М., 1955 (совм. с
В. Протопоповым); Стасов и русская классическая опера, М.,1957, и др.
   ЛИВАНСКИЙ ТЕАТР
   Театральная жизнь страны сосредоточена преиму-щественно в г. Бейруте.
В 19 в.  М.  Наккаш,  впоследствии  известный  деятель  арабского  т-ра,
основал в этом городе первый т-р, дававший  спектакли  на  арабском  яз.
Однако спектакли театра, игравшиеся на лит. языке, который отличается от
разговорного, были непонятны простому народу, широкий зритель не посещал
спектакли. Получил развитие школьный т-р, в  репертуар  которого  входят
классич. произведения, перевед„нные на арабский яз. Под  влиянием  этого
театра в стране возникли многочисленные  любительские  труппы,  ставящие
традиционный арабский репертуар (гл. обр. в городах Бейруте и  Триполи).
Среди деятелей этого т-ра С.  эль-Бустани.  Труппы  эти  дают  спектакли
нерегулярно. С 1955 в Баальбене регулярно проводятся  театр.  фестивали,
на к-рых исполняется классич. репертуар. В отдельных спектаклях  находит
отражение местный фольклор (труппа певицы Фируз).
   ЛИВИИ АНДРОНИК (Livius Andronicus) (ок. 280- 204 до  н.  э.)-один  из
первых  римских  писателей.  Основоположник  римской  драм.  лит-ры.  По
происхождению грек из Та рента. В Рим попал как раб-военнопленный, затем
был отпущен на волю, получив римское  имя  (Ливии).  В  240  была  пост.
первая пьеса Л. А. Написал ок. 14 трагедий ("Ахилл",  "Троянский  конь",
"Андромаха",  "Те  рей",  "Гермиона"  и  др.)  и  не  менее  3   комедий
("Gladiolus" и др.). Перерабатывал для римской сцены греч.  образцы.  Из
греч. пьес Л.  А.  заимствовал  не  только  сюжеты,  но  и  стихотворные
размеры. Для трагедий Л. А. брал  сюжеты  преим.  из  Троянского  цикла,
мифологически  связанного  с  Римом.  Соч.  Л.  А.  сохранились  лишь  в

Страницы: «« « 1362   1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370  1371   1372   1373   1374   1375   1376   1377   1378   1379   1380  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия