|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 » »» 1929),Кассио ("Отелло",1930) сразу же выдвинули Л. в число выдающихся
представителей молодого артистического поколения МХАТ. Яркий, смелый
темперамент, уве - ренная и мощная лепка характеров, мажорное,
празд-нично приподнятое ощущение т-ра, острота идейных трактовок
определили место Л. в ряду акт„ров, наиболее полно выразивших новый
период в развитии иск-ва МХАТ. Это стало ещ„ более очевидно после
исполнения Л. ролей Альмавивы ("Безумный день, или Женитьба Фигаро") и
особенно Кимбаева ("Страх"). В этой роли так же, как и в сыгранной ранее
роли Лукьяна ("Блокада"), ярко проявилось патетич. восприятие артистом
революции, стремление раскрывать душевную щедрость людей нового мира, их
жадный интерес к окружающему через смело и крупно отобранную
характерность. Развивая эту линию в сво„м творчестве, Л. в последующие
годы сыграл Швандю (1936) и Рыбакова ("Кремл„вские куранты", 1942;
Гос. пр. СССР, 1942). Романтич. влюбл„нность в революцию, способность
сохранять заразит, жизнерадостность в самые опасные и трудные минуты
сочетаются в этих ролях с пристальным интересом к процессу рождения и
формирования политич. миросозерцания борцов за дело партии.
С первых же сценич. шагов Л. героико-патетич. направленность
сливается в его творчестве с комедий-но-сатирич. В ролях Жака, Аполлоса,
Бондезена так же, как и в сыгранной в 1933 роли кавалера Риппа-фраты
("Хозяйка гостиницы"), Л. соединяет язвительную злую сатирич.
характерность с брызжущим весельем, сочностью красок, покоряющим
комедийным темпераментом. Высшее достижение Л. на этом пути - роль
Ноздр„ва ("М„ртвые души", 1934). Самые причудливые взрывы ноздр„вского
темперамента, самые необузданные завихрения его разбушевавшейся фантазии
кажутся у Л. по-гоголевски мощными и в то же время ощущаются как
свободное и естественное проявление его собственной артистич.
индивидуальности.
Романтич. и комедийное начала сливаются у Л. в образе Кудряша
("Гроза", 1934), передающем песенную ширь и неукротимое вольнолюбие
через грубоватый и празднично-сочный комизм, жанровую точность и
цветистую красочность языка Островского.
В конце 40-50-х гг. Л. тяготеет по преимуществу к ролям, построенным
на сложных философских и психологич. коллизиях, интенсивных сценич.
переживаниях. Вступлением к этой группе ролей надо считать исполнение
роли Сол„ного ("Три сестры", 1940), принадлежащей к наиболее глубоким и
оригинальным созданиям акт„ра. Пародийная острота внешнего рисунка
подч„ркивает и усиливает скрытый драматизм в судьбе Сол„ного, мучительно
томящегося своим одиночеством и ищущего выхода в бессмысленной и
надрывной агрессивности. В сыгранных затем Л. ролях Астрова (1947),
профессора Трубникова ("Чужая тень" Симонова, 1949), Ломоносова (о. п.
Вс. Иванова, 1953), Линькова ("Хозяин" Соболева, 1961) проявился интерес
Л. к характерам крупным, сильным, отмеченным печатью яркой
оригинальности. Наиболее важна в этом ряду роль Забелина в "Кремл„вских
курантах", 1956), в к-рой Л. удалось увлечь зрителей раскрытием внутр.
закономерности прихода талантливого, но трудно переживающего
освобождение от старых предрассудков инженера к творч. сотрудничеству с
партией. Значит, интерес представляет интерпретация Л. образа Мити
Карамазова (1960). Он первым из сов. режисс„ров обратился к "Братьям
Карамазовым" (по Достоевскому) и выявил не только как исполнитель роли
Мити, но и как постановщик (совм. с П. А. и В. П. Марковыми) и а втор
инсценировки антикапиталистическую, гуманистическую направленность этого
сложного и идейно противоречивого произведения. О крепнущем интересе Л.
к философской трагедии, обращ„нной к коренным социальным противоречиям
эпохи, свидетельствует режисс„рская работа Л. над спектаклем "Егор
Булычев и другие" (1964), в к-ром он играет заглавную роль, ставшую
значит, этапом в его творчестве.
Л. снимается в кино: Дубровский - в одноим. фильме, Пот„мкин
("Адмирал Ушаков") и др. Л. - лауреат Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1949,
1950).
Лит.: Иванова Е. Г., Борис Николаевич Ливанов, . (К 30-летию
сценической деятельности], М., 1955. Евг. С.
ЛИВАНОВА (Ливанов а-Ф e p м а н), Тамара Николаевна [р. 5(18). IV.
1909] - русский советский музыковед. Чл. Коммунистич. партии с 1948. В
1932 окончила Моск. консерваторию. Автор многочисл. научных исследований
по истории отечеств, и зарубежного муз. т-ра. Проф. Моск. консерватории
(1939-46; 1948-54) доктор искусствоведения (1935).
Соч.: Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры,
вып. 1, М., 1938; История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л.,
1940; Три оперы Рахманинова, в сб.: С. В. Рахманинов и русская опера,
М., 1947, с. 37-99; Музыкальная классика XVIII века (Гендель, И. С. Бах,
Глюк, Гайдн), М.- Л., 1939; Русская музыкальная культура XVIII века в ее
связях с литературой, театр ом и бытом. Исследования и материалы, т.
1-2, M-, 1952-53; Характер героя и оперная ария, в сб.: Советская опера,
М., 1953, с. 209-233; Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М., 1955 (совм. с
В. Протопоповым); Стасов и русская классическая опера, М.,1957, и др.
ЛИВАНСКИЙ ТЕАТР
Театральная жизнь страны сосредоточена преиму-щественно в г. Бейруте.
В 19 в. М. Наккаш, впоследствии известный деятель арабского т-ра,
основал в этом городе первый т-р, дававший спектакли на арабском яз.
Однако спектакли театра, игравшиеся на лит. языке, который отличается от
разговорного, были непонятны простому народу, широкий зритель не посещал
спектакли. Получил развитие школьный т-р, в репертуар которого входят
классич. произведения, перевед„нные на арабский яз. Под влиянием этого
театра в стране возникли многочисленные любительские труппы, ставящие
традиционный арабский репертуар (гл. обр. в городах Бейруте и Триполи).
Среди деятелей этого т-ра С. эль-Бустани. Труппы эти дают спектакли
нерегулярно. С 1955 в Баальбене регулярно проводятся театр. фестивали,
на к-рых исполняется классич. репертуар. В отдельных спектаклях находит
отражение местный фольклор (труппа певицы Фируз).
ЛИВИИ АНДРОНИК (Livius Andronicus) (ок. 280- 204 до н. э.)-один из
первых римских писателей. Основоположник римской драм. лит-ры. По
происхождению грек из Та рента. В Рим попал как раб-военнопленный, затем
был отпущен на волю, получив римское имя (Ливии). В 240 была пост.
первая пьеса Л. А. Написал ок. 14 трагедий ("Ахилл", "Троянский конь",
"Андромаха", "Те рей", "Гермиона" и др.) и не менее 3 комедий
("Gladiolus" и др.). Перерабатывал для римской сцены греч. образцы. Из
греч. пьес Л. А. заимствовал не только сюжеты, но и стихотворные
размеры. Для трагедий Л. А. брал сюжеты преим. из Троянского цикла,
мифологически связанного с Римом. Соч. Л. А. сохранились лишь в
Страницы: «« « 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |