Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 » »» ЛЕЩЙНСКИЕ, Лещиньские (Leszczynsky), - семья польских акт„ров. Болеслав Л. (14. VIII. 1837-12. VI. 1918) --акт„р и режисс„р. Учился в Варшавской драматич. школе у Я. Ясиньского. В 1857 дебютировал в Плоцке в труппе Т. Хелховского. В 1859-65- акт„р Вилен-ского т-ра, в 1865-67 играл в провинции, в 1869-72 во Львове (здесь впервые исполнил роль Отелло). В 1866 впервые выступил в Варшаве в т-ре "Вель-ки", играл Оскара ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюкан-жа), затем Карла Мо-ора. Но несмотря на успех, был принят в т-р только в 1872. В 1882-85 гастролировал в Петербурге и др. городах. Среди др. лучших ролей Л.: Пет-руччио; Воевода ("Мазепа" Словацкого), Хлестаков, Кречинский и др. Хотя Л. часто приходилось выступать в комедийных ролях, в историю польского т-ра он вош„л как крупнейший трагик-новатор. Особенно значительно было исполнение Л. роли Отелло. Но Л. играл неровно, отдаваясь вдохновению, часто импровизировал. Среди режисс„рских работ Л. -"Сирано де Бержерак" Ро-стана, "Возчик Геншель" Гауптмана. В 1912 - 14 снимался в кино. Хонората Л. (16. V. 1864-18. I. 1937)-дочь акт„ра В. Рапацкого, жена Болеслава Л. Дебютировала в 1881 в т-ре "Розмаитости" ("Девичьи обеты" Фредро).' Выступала в т-pax Варшавы до 1924 (за исключением сезона 1893-94). Л.-комедийная актриса с острым чувством юмора. Играла характерные роли. Среди лучших ролей: Катарина ("Укрощение строптивой"), Мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), Балладина (о. п. Словацкого). Бурж. направленность репертуара польского т-ра ограничивала развитие таланта Л. С 1895 она выступала преимущественно в фарсах, но и здесь проявляла высокое мастерство. Е ж и Л. (6. II. 1884-9. VII. 1959) - сын Болеслава и Хонораты Л. Учился в Кракове, затем в Варшавской драматич. школе. Дебютировал в Лод-зи в 1902. В 1903-13 работал в Краковском т-ре; в 1913-24 и с 1951-в Варшаве в т-ре "Польски". В сво„м творчестве развивал лучшие реалистич. традиции польского т-ра. Большое место в его репертуаре занимали роли в польской драматургии - романтич. герои Ю. Словацкого, С. Выспянского, персонажи бытовых пьес М. Балуцкого, Ю. Близиньского, Г. Запольской и комедий А. Фредро (в нек-рых комедиях Фредро он исполнил почти все роли). Среди др. ролей: Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Беккер ("Ткачи" Гауптмана) и др. Л. с одинаковым успехом выступал в л„гких комедиях и трагедиях. Обладая мастерством внутр. перевоплощения, он пренебрегал гримом. Выразительная внешность, мужественно.сть, изящество, большое сценич. обаяние способствовали его сце-нич. успеху. Л.-автор записок "Из дневника акт„ра". Соч.: Z pamietnika aktora, [Warsz.], 1958. Лит.: Bogustawzki W., Sily i srodki naszej sceny, Warsz., 1879, переизд., Warsz., 1961; Rapacki W., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz., 1925; S c h i 1-1 e r L., Ku czci Jerzego Leszczynskiego, "Pamietnik teatralny", Warsz., 1952, .ј 2/3, с. 435-39; Gorski R., Boleslaw Leszczynski, Warsz., 1958; "Teatr", Warsz., 1952, .ј 11 (юбилейн. номер). Р. В. Л‚ЯСКАЛНЕ (наст. фам. - Л и к у м а), Ольга Андреевна [р. 30. Х (12. XI). 1904]-латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1954). В 1920-23 училась на драм. курсах Зелтматиса. С 1924-актриса Художеств, т-ра (Рига), затем Вал-миерского т-ра. В 1926 была принята в труппу Нац. т-ра ( с 1940 Т-р драмы Латв. ССР). Проявила себя яркой характерной актрисой. Роли: Ольга ("Сын рыбака" Лациса, 1934), Гурмыжская ("Лес", 1936). Л.- мастер ярких и жизненных характеров. Особенно значит, образы создала в пьесах латыш. авторов. Л. выразительно переда„т своеобразие персонажей, обладает тонким чувством юмора, владеет иск-вом сатирич. заострения образов. Роли: Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана, 1945), госпожа Бауман ("Купальщица Сусанна" Упита, 1946), Смельская ("Таланты и поклонники", 1948), Лизбета Бривинь ("Земля зел„ная" Упита, 1950), Ольга ("Сын рыбака", Гос. пр. СССР, 1950), Олиниха ("Времена землемеров" бр. Каудзит, 1950), Пелагея ("Канун грозы" Маляревского, 1952), Анна ("Злой дух" Блаумана, 1953), Матр„на ("Хозяин" Соболева, 1961). В. X. ЛИ (Leigh), Вивьен (наст. имя и фам.-Вивиан Мэри Хартли; Hartley) (p. 5. XI. 1913)-английская актриса. Театр, образование получила в Париже и Королевской Академии драм. иск-ва в Лондоне. С 1934 начала сниматься в кино. В 1935 дебютировала на сцене т-ра "Кью" в Лондоне. Приобрела известность после исполнения роли Генриетты в пьесе А. Дьюкса по К. Штернхейму "Маска добродетели" ("Амбасса-дорс т-р", 1935). С успехом выступала Л. в т-ре "Олд Вик" в ролях: Титания ("Сон в летнюю ночь", 1937), леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана), леди Анна ("Ричард III"), Антигона (о. п. Ануя) (все в 1949), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1961, гастроли в Австралии). Играла в т-рах: "Хей-маркет", "Финикс", "Олдуич", "Сент-Джеймсес", "Аполло". Среди др. удачных ролей: Дженифер Дю-беда ("Дилемма врача" Шоу), Сабина ("На острие ножа" Уайлдера), Бланш ("Трамвай, называемый Желание" Уильямса), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира и "Цезарь и Клеопатра" Шоу). Мери ("Спящий принц" Реттигена), Паола ("Дуэль ангелов" Фрая по пьесе "Для Лукреции" Жироду). Л. часто выступала с Л. Оливье, в т. ч. в спектаклях "Мемориального т-ра" в 1955 "Макбет" (леди Макбет), "Двенадцатая ночь" (Виола), "Тит Андроник" (Лави-ния), играла Офелию (т-р "Олд Вик"). Осн. тема творчества Л.- трагедия женщины в совр. бурж. обществе. Актриса находит тонкие при„мы для раскрытия психологии своих героинь, показывает их светлые духовные порывы. Л. играет женщин порой страдающих, иногда радостных, но всегда любящих, нежных и чистых. Снималась в фильмах "Мост Ватерлоо", "Леди Гамильтон", "Анна Каренина" и др. Лит.: У т и л о в В., Вивьен Ли, М., 1963; В a r k e r F., The Oliviers, L., 1953. ф. f{ ЛИ (Lee), Натаниел (ок. 1653 - 1692) - английский драматург. Сын священника. Начал выступать в т-ре как акт„р, но успеха не имел. Обратившись к драматургии, стал одним из последователей Дж. Драйдена; был соавтором его трагедий"Эдип" (1679, т-р "Дорсет Гарден", Лондон) и "Герцог Гиз" (1682, т-р "Друри-Лейн"). Писал трагедии на античные сюжеты: "Нерон" (1675), "Глориана" (1676), "Софонизба" (1676), "Митридат" (1678), "Константин Великий" (1684)-все пост. в т-ре "Друри-Лейн", "Тео-дозий" (1680), "Люций Юний Б рут" (1681)-обе пост. в т-ре "Дорсет Гарден", Лондон. В трагедиях Л. бурные страсти, мелодраматич. события подчинены правилам поэтики классицизма. Наибольший успех имела трагедия "Царицы-соперницы" (1677, т-р "Друри-Лейн")-о ж„нах Страницы: «« « 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |