|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 » »» Александра Македонского Роксане и Статире. Пьеса держалась в репертуаре
англ. т-ров свыше ста лет. Душевное заболевание привело Л. в дом
умалиш„нных, откуда он в 1692 бежал и про.пал без вести. Л. А.
ЛИБАКОВ, Михаил Вадимович (1889-1953)- русский советский театральный
художник. В 1913-29 был художником 1-й студии MX Т и созданного на
основе этой студии МХАТа 2-го. Оформил спектакли "Праздник мира"
Гауптмана (1913, совм. с И. Я. Гремиславским), "Гибель "Надежды""
Хейерман-са (1913), "Сверчок на печи" по Диккенсу (1914) и "Ка-лики
перехожие" Волькенштейна (1914) (все три спектакля совм. с П. Г.
Узуновым), "Росмерсхольм" Ибсена (1918), "Герой" Синга (1923,совм. с А.
А. Радаковым), "Гамлет" (1924); "Петербург" по Белому (1925, совм. с
Матруниным). Оформлял также спектакли в Малом т-ре ("Бойцы" Ромашова,
1934, совм. с Б. А. Матруниным), в Моск. т-ре оперетты ("Чайхана в
горах" Стрельникова, 1930, с И. М. Майзелем) и др. т-рах.
ЛЙБЕРТ, Яков Григорьевич (1874-1946)-еврейский акт„р и режисс„р.
Засл. артист РСФСР. В 1884-85 играл в труппе А. Гольдфадена. С 1893
играл в различных труппах, разъезжавших по России. Л. обладал богатыми
природными данными, глубокой творческой интуицией. Выступал преим. в
евр. классическом репертуаре: Залман, Трахтенберг ("Мирра Эфрос",
"Сиротка Хася" Гордина), Залкинд ("Мать" Пинского), Шолшович ("Бог
мести" Ш. Аша). Играл также Сатина ("На дне"), Крогстада ("Кукольный
дом"). После Октябрьской революции Л. работал на Украине. С 1926 - в
Киевском евр. т-ре. Среди лучших ролей Л. в сов. репертуаре - Зайвл
Овадис ("Семья Овадис" Маркиша). А. Шн.
ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. - книжечка) 1)(в опере) - словесный
текст вокального музы-кально-драматич. произведения, преим. сценического
(оперы, оперетты, реже-оратории). Является лит. основой оперы. В
муз.-сценич. произведении важнейшее значение имеет идейная сущность Л.,
правдивая обрисовка образов и ситуаций, возникающая на основе текста,
качество лит. языка. Текст Л. приобретает полную силу воздействия только
в единстве с музыкой.
Композитор обычно участвует вместе с либреттистом в детальной
разработке оперного сценария и в окончат, отделке лит. текста. Часто
композитору принадлежит замысел оперного Л. и драматургич. план
(сценарий). Л. может быть оригинальным сочинением ("Хованщина"
Мусоргского), но чаще основывается на сюжете и образах драм. и др. лит.
произв. ("Фауст" по Г„те, "Евгений Онегин" по Пушкину, "Тихий Дон" по
Шолохову). Как правило, драма, служащая основой Л., подвергается
переработке (иногда коренной); исключения очень редки ("Каменный гость"
Даргомыжского на неизмен„нный текст Пушкина). Л. обычно да„т новую
трактовку темы, сюжета, образов ("Пиковая дама" Чайковского по Пушкину).
Отдельные либреттисты во многом определяли замыслы композиторов -ф.
Кино, работавший совм. с Люлли над его операми (лирич. трагедиями).
Талантливым сотрудником Моцарта был Л. Да Понте, автор Л. опер "Свадьба
Фигаро" и "Дон Жуан". В оперной реформе Глюка большую роль сыграл Р.
Калъцабиджи, автор Л. его опер "Орфей и Эвридика", "Альцеста" и др.
Деятельное участие в создании "большой оперы" во Франции в 19 в.
принимал Э. Скриб; по его Л. создали оперы Мейербер ("Гугеноты",
"Роберт-Дьявол" и др.) и Обер ("Немая из Портичи").
Известными авторами Л. франц. лирич. оперы были П. Ж. Барбье (Л.
оперы "Фауст" Гуно), А. Мельяк и Л. Галеви (Л. оперы "Кармен" Бизе), M.
Kappe и др. Выдающиеся итал. либреттисты 19 в. - Ф. Ро-мани ("Норма",
"Сомнамбула" Беллини, "Любовный напиток" и "Лукреция Борджиа" Доницетти,
оперы Россини и др.), Ф. Пъяве (автор Л. 11 опер Верди, в т. ч.
"Травиата" и "Риголетто"), С. Каммарано ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти,
"Трубадур" и "Луиза Миллер" Верди и др.) и А. Бойто (Л. "Отел-ло",
"Фальстаф" Верди, "Джоконда" Понкьелли и др.). Крупнейшие рус.
либреттисты- В. И. Бель-ский (Л. опер "Сказка о царе Салтане", "Сказание
о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок"
Римского-Корсакова, и др.), М. И. Ч айковский (Л. опер "Пиковая дама",
"Иоланта" Чайковского, "Франческа да Римини" Рахманинова, "Дубровский"
Направника, и др.). Обычно оперное Л. строится на драматургич.
принципах, общих для всех видов драм. произв., но при этом оно
отличается относительной замедленностью сценич. действия, максимальной
концентрацией и усилением эмоциональной стороны (особенно в ариях и
ансамблях), большей лаконичностью текста, подчин„нностью сценария и
текста законам муз. композиции (возвращение музыкальных эпизодов,
чередование BOK., хореографич. и симф. номеров, наложение одного текста
на другой в ансамблях и т. д.). Художеств, ценность Л. определяется
органич. сочетанием естественности драм. развития с цельностью муз.
форм.
Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952
(гл. 4 и 5); Д p у с к и н М-, Вопросы музыкальной драматургии оперы,
М-, 1952, (гл. 1);
Оголевец А. С., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М.,
1960; Оперные либретто, М., 1962.
2) Либретто балетное -см. Сценарий балетный.
"ЛЙБУШЕ" ("Libuse")-опера Б. Сметаны, нем. либретто И. Венцига,
чешский пер. Э. Шпиндлера. Пост. 11 июня 1881, Прага, Нац. т-р (дириж„р
А. Чех, пост. Колара;
Либуше - Ситтова, Пржемысл - Лев, Хрудош - К. Чех, Штяглав - Вавра,
Лютобор - Гинек, Радован - Строп-нипкий, Радмила - Ганушова-Фибихова,
Красава - Рейхо-ва). Пост. в др. городах: Вена (1924, на чеш. яз.),
Загреб (1933), Любляна (1934). Новая пост. Нац. т-ра, Прага, 1953
(дириж„р Кромбгольц, реж. Богач, худ. Свобода; Либуше - Подвалова,
Пржемысл - Бернарже, Лютобор - Веверский, Радмила - Красова, Хрудош -
Отава, Штяглав - Блахут, Радован -Шрубарш). В Сов. Союзе была в 1951
осуществлена радиопостановкРождественская, Красава - Яковенко, Хрудош - Демьянов, Лютобор -
Корол„в).
Издания: "Л.", клавир, Praha, Hudebni Matice Umelecke Besedy, 1945.
//. /n
ЛИВАНОВ, Борис Николаевич [p.25.IV(8.V). 1904] - русский советский
актер. Нар. арт. СССР (1948). Род. в акт„рской семье. Учился в 4-й
студии МХТ. Приглаш„н в МХАТ в 1924 В. И. Немировичем-Данченко после
одного из студийных просмотров. Первые роли в МХАТ - князь Шаховской
(1924) и князь Андрей Шуйский (1925) ("Царь Ф„дор Иоаннович" А.
Толстого), Жак ("Сестры Же-рар" Масса, 1927), Бондезен ("У врат царства"
Гамсуна, 1927), Аполлос ("Унтиловск" Леонова, 1928), Емельян Черноземный
("Квадратура круга" Катаева, 1928), Лукьян ("Блокада" Вс. Иванова,
Страницы: «« « 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |