|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 » »» Калитин H., Вместе с Маяковским, в сб.: Спектакли этих лет, М., 1957, с.
118-119 и 138-140. М. Лифш.
ЛЕПКбВСКИЙ, E вгений А ркадьевич (1863 - 17.IV.1939) - русский
советский акт„р, режисс„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1934). Сценич.
деятельность начал в 1884 в Вологодском т-ре. До 1901 играл в провинции
- в Витебске, Самаре, Саратове, Астрахани, Харькове и др. В 1901-02
-акт„р МХТ, сыграл роли Вершинина ("Три сестры"), Бориса Годунова ("Царь
Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого) п др. В 1902-05 работал в киевском Т-ре
Соловцова, затем в Одессе в антрепризе В. И. Никулина и др. Лучшие роли
этих лет: Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), роли в пьесах Ибсена -
Орнульф ("Северные богатыри"), консул Берник ("Столпы общества"), Йун
Габриэль Боркман (о. п.), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому).
В 1909-17 Л. играл в моек. Малом т-ре. Роли:
Герцог, лорд Чилтерн ("Герцогиня Падуанская", "Идеальный муж"
Уайльда), Пастор Мандерс ("Привидения") и др. Одновременно был и
режисс„ром. Пост. "Горе от ума" (1911); "Профессор Сторицин" Андреева
(1912, играл Телемакова), "Правда хорошо, а счастье лучше" (1913),
"Бешеные деньги" Островского (1917). В нач. 20-х гг. работал в Абхазии.
В 1924 вернулся в Москву и поступил в Т-р им. МОСПС как акт„р и
режисс„р. Роли: Клейст ("Цемент" по Гладкову), генерал Марев ("Чапаев"
по Фурманову), Захар Бардин ("Враги"), пост. "Предательство Дегаева"
Шкваркина (1925).
Лит.: Е. А. Лепковский. 45 лет в театре. Юбилейный сборник, М., 1930.
Е. Ген.
ЛЕРБ‚РГ, правильнее -Ван Лерберг (Van Lerberghe), Шарль
(21.IX.1861-27.X.1907) -бельгийский поэт, драматург. Писал на франц. яз.
Окончил Брюссельский ун-т. Творчество Л. близко к парнасцам и
символистам. Первая одноактная драма Л. "Они почуяли" (1889, 1892, "Т-р
д'ар") предвосхитила символистские драмы М. Метерлинка. Однако
драматургом-символистом Л. не стал и лишь пьеса "Мадемуазель Коси-Сено,
или Синяя паучиха" проникнута мистикой. Крупнейшее драм. произв. Л.
"Пан" (1906, т-р"Эвр"), в к-ром он сатирически изображает представителей
господствующих классов в деревне, реалистически воссозда„т жизнь
крестьян. Л. утверждает гармонич. единство человека и природы,
естественные человеч. отношения, противопоставляя их мертвящей власти
религии. Антиклерикальная и антибурж. направленность, живой язык,
остроумные диалоги определили интерес т-ров к этой пьесе.
На рус. сцене пост.: "Синяя паучиха" (1915, Передвижной т-р под рук.
П. П. Гайдебурова), "Пан" (1917, Т-р им. В. Ф. Комисса ржевской).
Соч. в рус. пер.-Пан. Они почуяли. М.-Пе Коси-Сено..., М., 1908. Я.
П.
ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич [3(15). X. 1814, Москва,-15(27). VI 1.1841,
Пятигорск; похоронен в имении Тарханы Пензенской губ., ныне - с.
Лермонтове] - русский поэт. В 1828 поступил в 4-й класс Благородного
пансиона (при Моск. ун-те). В том же году начал писать стихи, поэмы. В
1830-32 учился сначала на нравственно-политич., а затем на словесном
отделении Моск. ун-та. После столкновения с реакц. профессурой оставил
ун-т и поступил в юнкерскую школу (окончил в 1834). В 1837 за ре-волюц.
стихотворение на смерть Пушкина был выслан в действующую армию на
Кавказ. В 1841 убит на дуэли, организованной реакц. аристократией.
Л.- один из крупнейших представителей революционно-романтич. поэзии.
Его творчество, развивающееся в годы николаевской реакции, последовавшей
за разгромом восстания декабристов, было проникнуто свободолюбивым,
мятежным духом. Оно оказало огромное влияние на развитие рус.
общественной и эстетич. мысли, было высоко оценено рус.
революционно-демократич. критикой. Художеств. достижения Л. в раскрытии
внутр. мира человека были усвоены рус. реалистич. лит-рой.
Увлекаясь т-ром, Л., подобно Герцену, Огареву, Белинскому,
взволнованно воспринимал драматургию Шиллера и Шекспира; нек-рые его
суждения о драматургии и т-ре совпадают со взглядами Белинского
(восприятие образа Гамлета как человека сильной воли; любимым акт„ром Л.
был П. С. Мо-чалов). Однако условия жизни поэта не способствовали
развитию его связей с т-ром: оторванность от т-ра в годы ссылки,
цензурные гонения, не позволившие Л. увидеть на сцене сво„ лучшее
создание для т-ра - "Маскарад", объясняют его отход от драматургии и
обращение к др. жанрам. Его первое драм. произв. - трагедия "Испанцы"
(1830, изд. 1857) - направлена против социального неравенства и нац.
предрассудков. Обличая тщеславие и продажность исп. вельмож, жадность и
жестокость церковников, неправду суда, Л. иносказательно рисует в этой
трагедии пороки своей страны. Миру лжи и злобы противопоставлен чистый
духом юноша Фернандо, осужд„нный и отправленный на казнь несправедливой
властью. При создании трагедии юный поэт отбросил классицистские правила
("три единства", традиционное распределение ролей). Страсти бушуют в
сердцах персонажей, сцены полны потрясающих эффектов - убийств, пыток,
безумия, неожиданных открытий сокровенных тайн и т. п. Язык действующих
лиц пронизан метафорич. выражениями, резкими антитезами, настойчивыми
анафорами, подымающими интонацию стиха.
В двух следующих пьесах, написанных прозой,- "Menschen und
Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830, изд. 1880) и "Странный человек"
(1831, изд.1860)- Л. обращается к рус. действительности. Продолжая
традиции прогрессивной драматургии 18 в., он выступает в них против
ужасов крепостного права. Пьесы имеют и автобиографич. значение, они
раскрывают отношение поэта к событиям собственной жизни. Как и в
"Испанцах", Л. противопоставляет развращ„нному обществу образ романтич.
героя, возмущ„нного жестокостью, надел„нного пламенными чувствами,
говорящего языком метафор. На автобиографическом материале основана и
пьеса Л. "Два брата" (1836, также написана прозой), отличающаяся большой
композиционной слаженностью, углубл„нной разработкой психологии
персонажей.
В 1835-36 Л. написал драму в стихах "Маскарад"- величайшее произв.
рус. прогрессивной романтич. драматургии. В сатирич. замысле драмы ещ„
совреценники Л. усматривали связь с "Горем от ума". Пьеса показывает
среду и нравы светского общества после разгрома восстания декабристов,
среду, в к-рой гл. роль играла "дрянь александровского поколения"
(Герцен). Название драмы характеризовало бессодержательную, лживую,
прикрытую лицемерием жизнь аристократии, с к-рой поэт срывает личину
добродетели, чести, ума. Игорный дом и маскарадный зал - "духовные
центры" интересов светского общества. На общем фоне Л. рисует отдельные
образы "маскарадного" мира: князя, к-рого даже влюбл„нная в него женщина
называет бесхарактерным и безнравственным; баронессы, распространяющей
Страницы: «« « 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |