Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 » »» Калитин H., Вместе с Маяковским, в сб.: Спектакли этих лет, М., 1957, с. 118-119 и 138-140. М. Лифш. ЛЕПКбВСКИЙ, E вгений А ркадьевич (1863 - 17.IV.1939) - русский советский акт„р, режисс„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1934). Сценич. деятельность начал в 1884 в Вологодском т-ре. До 1901 играл в провинции - в Витебске, Самаре, Саратове, Астрахани, Харькове и др. В 1901-02 -акт„р МХТ, сыграл роли Вершинина ("Три сестры"), Бориса Годунова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого) п др. В 1902-05 работал в киевском Т-ре Соловцова, затем в Одессе в антрепризе В. И. Никулина и др. Лучшие роли этих лет: Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), роли в пьесах Ибсена - Орнульф ("Северные богатыри"), консул Берник ("Столпы общества"), Йун Габриэль Боркман (о. п.), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому). В 1909-17 Л. играл в моек. Малом т-ре. Роли: Герцог, лорд Чилтерн ("Герцогиня Падуанская", "Идеальный муж" Уайльда), Пастор Мандерс ("Привидения") и др. Одновременно был и режисс„ром. Пост. "Горе от ума" (1911); "Профессор Сторицин" Андреева (1912, играл Телемакова), "Правда хорошо, а счастье лучше" (1913), "Бешеные деньги" Островского (1917). В нач. 20-х гг. работал в Абхазии. В 1924 вернулся в Москву и поступил в Т-р им. МОСПС как акт„р и режисс„р. Роли: Клейст ("Цемент" по Гладкову), генерал Марев ("Чапаев" по Фурманову), Захар Бардин ("Враги"), пост. "Предательство Дегаева" Шкваркина (1925). Лит.: Е. А. Лепковский. 45 лет в театре. Юбилейный сборник, М., 1930. Е. Ген. ЛЕРБ‚РГ, правильнее -Ван Лерберг (Van Lerberghe), Шарль (21.IX.1861-27.X.1907) -бельгийский поэт, драматург. Писал на франц. яз. Окончил Брюссельский ун-т. Творчество Л. близко к парнасцам и символистам. Первая одноактная драма Л. "Они почуяли" (1889, 1892, "Т-р д'ар") предвосхитила символистские драмы М. Метерлинка. Однако драматургом-символистом Л. не стал и лишь пьеса "Мадемуазель Коси-Сено, или Синяя паучиха" проникнута мистикой. Крупнейшее драм. произв. Л. "Пан" (1906, т-р"Эвр"), в к-ром он сатирически изображает представителей господствующих классов в деревне, реалистически воссозда„т жизнь крестьян. Л. утверждает гармонич. единство человека и природы, естественные человеч. отношения, противопоставляя их мертвящей власти религии. Антиклерикальная и антибурж. направленность, живой язык, остроумные диалоги определили интерес т-ров к этой пьесе. На рус. сцене пост.: "Синяя паучиха" (1915, Передвижной т-р под рук. П. П. Гайдебурова), "Пан" (1917, Т-р им. В. Ф. Комисса ржевской). Соч. в рус. пер.-Пан. Они почуяли. М.-Пе Коси-Сено..., М., 1908. Я. П. ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич [3(15). X. 1814, Москва,-15(27). VI 1.1841, Пятигорск; похоронен в имении Тарханы Пензенской губ., ныне - с. Лермонтове] - русский поэт. В 1828 поступил в 4-й класс Благородного пансиона (при Моск. ун-те). В том же году начал писать стихи, поэмы. В 1830-32 учился сначала на нравственно-политич., а затем на словесном отделении Моск. ун-та. После столкновения с реакц. профессурой оставил ун-т и поступил в юнкерскую школу (окончил в 1834). В 1837 за ре-волюц. стихотворение на смерть Пушкина был выслан в действующую армию на Кавказ. В 1841 убит на дуэли, организованной реакц. аристократией. Л.- один из крупнейших представителей революционно-романтич. поэзии. Его творчество, развивающееся в годы николаевской реакции, последовавшей за разгромом восстания декабристов, было проникнуто свободолюбивым, мятежным духом. Оно оказало огромное влияние на развитие рус. общественной и эстетич. мысли, было высоко оценено рус. революционно-демократич. критикой. Художеств. достижения Л. в раскрытии внутр. мира человека были усвоены рус. реалистич. лит-рой. Увлекаясь т-ром, Л., подобно Герцену, Огареву, Белинскому, взволнованно воспринимал драматургию Шиллера и Шекспира; нек-рые его суждения о драматургии и т-ре совпадают со взглядами Белинского (восприятие образа Гамлета как человека сильной воли; любимым акт„ром Л. был П. С. Мо-чалов). Однако условия жизни поэта не способствовали развитию его связей с т-ром: оторванность от т-ра в годы ссылки, цензурные гонения, не позволившие Л. увидеть на сцене сво„ лучшее создание для т-ра - "Маскарад", объясняют его отход от драматургии и обращение к др. жанрам. Его первое драм. произв. - трагедия "Испанцы" (1830, изд. 1857) - направлена против социального неравенства и нац. предрассудков. Обличая тщеславие и продажность исп. вельмож, жадность и жестокость церковников, неправду суда, Л. иносказательно рисует в этой трагедии пороки своей страны. Миру лжи и злобы противопоставлен чистый духом юноша Фернандо, осужд„нный и отправленный на казнь несправедливой властью. При создании трагедии юный поэт отбросил классицистские правила ("три единства", традиционное распределение ролей). Страсти бушуют в сердцах персонажей, сцены полны потрясающих эффектов - убийств, пыток, безумия, неожиданных открытий сокровенных тайн и т. п. Язык действующих лиц пронизан метафорич. выражениями, резкими антитезами, настойчивыми анафорами, подымающими интонацию стиха. В двух следующих пьесах, написанных прозой,- "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830, изд. 1880) и "Странный человек" (1831, изд.1860)- Л. обращается к рус. действительности. Продолжая традиции прогрессивной драматургии 18 в., он выступает в них против ужасов крепостного права. Пьесы имеют и автобиографич. значение, они раскрывают отношение поэта к событиям собственной жизни. Как и в "Испанцах", Л. противопоставляет развращ„нному обществу образ романтич. героя, возмущ„нного жестокостью, надел„нного пламенными чувствами, говорящего языком метафор. На автобиографическом материале основана и пьеса Л. "Два брата" (1836, также написана прозой), отличающаяся большой композиционной слаженностью, углубл„нной разработкой психологии персонажей. В 1835-36 Л. написал драму в стихах "Маскарад"- величайшее произв. рус. прогрессивной романтич. драматургии. В сатирич. замысле драмы ещ„ совреценники Л. усматривали связь с "Горем от ума". Пьеса показывает среду и нравы светского общества после разгрома восстания декабристов, среду, в к-рой гл. роль играла "дрянь александровского поколения" (Герцен). Название драмы характеризовало бессодержательную, лживую, прикрытую лицемерием жизнь аристократии, с к-рой поэт срывает личину добродетели, чести, ума. Игорный дом и маскарадный зал - "духовные центры" интересов светского общества. На общем фоне Л. рисует отдельные образы "маскарадного" мира: князя, к-рого даже влюбл„нная в него женщина называет бесхарактерным и безнравственным; баронессы, распространяющей Страницы: «« « 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |