Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1344 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 » »» Зубковский, Л. В. Якобсон; засл. арт. РСФСР-О. Г. Иордан (засл. деят. иск-в Кирг. ССР), И. А. Гусев, И. Д. Вольский, Ю. Н. Григорович и др. С 1961 Л. х. у, - академическое и приравнено к высшим учебным заведениям. Лит.: Всеволодский (Гернгросс) В., История театрального образования в России, т. 1 (XVII и XVIII вв.), СПБ, 1913; его же, Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче, СПБ, 1914; Борисоглебский 1. В. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; П а н-т ю х о в а Л., Ленинградское государственное хореографическое училище, Л.- М., 1948; Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950. Г. Том. ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ - в СССР высшая награда, присуждаемая за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, лит-ры и иск-ва. Учреждена в 1925. После 1935 не присуждалась; восстановлена в 1956 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Присуждается ежегодно 22 апреля в день рождения В. И. Ленина. 8 Л. п. присуждаются за произв. художеств. лит-ры, музыки, изобразительного и театр. иск-ва, кинематографии, журналистики и публицистики. Для отбора и определения кандидатов при Совете Министров СССР, наряду с Комитетом по Л. п. в области науки и техники, создан Комитет по Л. п. в области лит-ры и иск-ва. Председатель Комитета (с 1956) - писатель Н. С. Тихонов. Произв. на соискание премий выдвигаются творческими объединениями писателей, композиторов, художников, журналистов, работников т-ра и кино, коллегиями министерств культуры, обществ. орг-циями, редколлегиями журналов, а также отд. деятелями лит-ры и иск-ва. Имена кандидатов публикуются в прессе, широко обсуждаются общественностью. Выборы лауреатов Л. п. происходят на пленарном заседании Комитета по Л. п. пут„м тайного голосования. В числе лауреатов Л. п. в области иск-ва и лит-ры - акт„ры и режисс„ры Г. С. Уланова, В. М. Чабукпа-ни, В. Н. Пашенная, Б. А. Смирнов, М. М. Штраух, Г. А. Товстоногов, Ю. В. Толубеев, Н. К. Черкасов, композиторы Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, С. С. Прокофьев, писатели Л. М. Леонов, Н. Ф. Погодин,и др. Дм. Д. ЛЕНСКИЙ (наст. фам.- В е р в и ц и о т т и; носил е„ до 1897), Александр Павлович [1(13).X.1847, Кишин„в,-13(26). X.I 908, Москва] - русский акт„р и режисс„р, театральный педагог. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и О. Вервициотти. После смерти родителей с 1858 жил в семье акт„ра Малого т-ра К. Н. Полтавце ва (женатого на сводной сестре Л.). Постоянное посещение Малого т-ра, участие в любительских спектаклях способствовали развитию у Л. интереса к театр. иск-ву. В 1865 Л. дебютировал во Владимире в т-ре под рук. А. М. Читау-Огар„вой. До 1876 играл на провинциальной сцене (Нижний Новгород, Самара, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса и др.). В Москве впервые выступил в июле 1872 в Т-ре на Политехнич. выставке. Летом 1873 гастролировал в Общедоступном т-ре, возглавляемом П. М. Медведевым. С 1876 до конца жизни работал в моск. Малом т-ре (в 1882-84 - в Александрийском т-ре). С 1907 был гл. режисс„ром Малого т-ра. Утверждая в иск-ве принципы психологич. правды, Л. достигал высокого мастерства сценич. перевоплощения. Игра его была проникнута стремлением к реалистич. многосторонности, историч. точности в характеристике персонажа. Иск-во Л. отличалось остротой внешнего рисунка,вниманием к деталям, высоким мастерством мимики и грима; он обладал "...совершенно исключительной сценической мягкостью..." (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, Жизненной простотой исполнения, высокой артистичностью и изяществом. Творчество Л., мыслящего и взыскательного художника, было редким по широте диапазона. Он был ярким характерным акт„ром, его сценич. образы являлись результатом внимательного изучения жизни, психологии человека. Художник лирич. дарования, Л. создавал сценич. образы, проникнутые гуманистич. направленностью; его творчество получило признание в кругах передовой рус. интеллигенции. Драм. образы Л. часто раскрывали тему борьбы за счастье народа, осуждали бесправие и насилие, утверждали ценность и достоинство человека, в комедийных образах - сатирически осмеивалась общественная никч„мность, вырождение правящих классов. Среди лучших ролей Л.: Гамлет (1871, 1877), Ричард III (1876 - Одесса, 1877), Отелло (1879 - Киев, 1888), Бенедикт (1869, 1877) и Петруччио (1870, 1876) в комедиях Шекспира "Много шума из ничего" и "Укрощение строптивой", Дон Жуан ("Дон Жуан" Мольера, 1876), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1879), Филипп II ("Дон Карлос", 1894), епископ Николае ("Борьба за престол" Ибсена, 1906). Особое место в творчестве Л. занимали роли рус. классич. драматургии: Чацкий (1871, 1876), Фамусов (1887); профессор Кругосветлов ("Плоды просвещения", 1891), Муром-ский ("Дело" Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием "Отжитое время", 1900). Ок. 30 ролей сыграл Л. в произв. А. Н. Островского: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты", 1869, 1876), Дульчин ("Последняя жертва", 1877), Паратов ("Бесприданница", 1878), Великатов ("Таланты и поклонники", 1881), Лыняев ("Волки и овцы", 1893), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905), Дудукин ("Без вины виноватые", 1908) и др. Л. играл также в пьесах совр. ему авторов - А. И. Пальма (Неклюжев - "Наш друг Неклюжев", 1879), А. И. Сумбатова (князь Дубецкой - "Закат", 1899; Анания Глаха - "Измена", 1903; Светинцев - "Невод", 1905), Вл. И. Немировича-Данченко (Столбцов - "Новое дело", 1890; Демурин - "Цена жизни", 1896) и мн. др. Стремясь к реформе, обновлению т-ра, к воспитанию акт„ров высокой культуры, владеющих реа-листнч. творч. методом, следующих единым художеств. традициям, Л. боролся с дилетантизмом, ложно понятой натуральностью. Важнейшее значение придавал он театр. образованию, театр. школе, видя в ней "будущее русского драматического иск-ва". С 1888 Л. преподавал на драм. курсах Моск. театр. уч-ща, с 1895 начал ставить с молодыми акт„рами" Малого т-ра, своими воспитанниками, утренние спектакли, уделяя особое внимание пост. пьес Островского. Л. связывал задачи режисс„ра и педагога, добивался сочетания в акт„рском иск-ве творч. вдохновения с высокой акт„рской техникой; внешние средства акт„рской выразительности он подчинял раскрытию внутр. логики характера, замыслу роли. Л. написал ряд статей по вопросам акт„рского мастерства ("Заметки о мимике и гриме", 1890, "Заметки акт„ра", 1894, и др.), вн„сших значительный вклад в развитие театр. эстетики. Утверждая принципы реализма, Л. считал, что т-р, раскрывая внутр. мир человека, его отношения с внешним миром, должен основываться на художественном Страницы: «« « 1344 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |