Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354  1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363   1364  » »»

либретто оперы "Громобой" Верстовского.
   Соч.: Оперы и водевили, пер.  с  франц.  Д.  Ленского,  ч.  1-4,  M.,
1835-36; Театр Д. Т. Ленского, т. 1-6, СПБ - М., 1873-74; Водевили,  М.,
1937 (вступ. ст. М. Паушкина).
   Лит.: Горбунов И. Ф., Каратыгин П., "Русская старина", 1880,  т.  29,
кн. 10; М и х а и л о в с к и и В., Д. Т. Ленский,  "ЕИТ".  Сезон  1910,
СПБ, вып. 3; Б р у д-н ы и Д. Л., Демократические  тенденции  в  русском
водевиле 30-40 гг. XIX в., М., 1952 (автореферат диссертации). Д. Бр.
   ЛЕНТИЛАК (Lintilhac),  Эжен  (5.1.1854-17.VII.  1920)  -  французский
историк театра и литературы,  общественный  деятель.  Лит.  деятельность
начал в конце 80-х гг. В 1896-99 выступал  как  театр.  критик  в  журн.
"Призыв" ("Rappel"), Гл. труд Л. в области драматургии и  т-ра  "История
театра во Франции" ("Histoire general du theatre  en  France",  v.  1-5,
1904-1910, не законч.) - о развитии франц.  т-ра  от  средних  веков  до
эпохи Второй империи. Работы Л. насыщены богатым фактич. материалом.
   Соч.: Beaumarchais et ses oeuvres, P., 1887; Lesage, P., 1893.
   Лит.: Tabarant A., Un educateur moderne, E. Lintilhac et son  oeuvre.
P., 1902. H. Рж.
   ЛЕНТОВСКИЙ, Михаил  Валентинович  [1843,  Саратов,-  11(24).XII.1906,
Москва] - русский антрепрен„р, акт„р, театральный деятель. Род. в  семье
бедного музыканта. Увидев в 1863  гастролировавшего  в  Саратове  М.  С.
Щепкина, Л. увл„кся театр. иск-вом. Познакомившись со Щепкиным,  Л.  при
его содействии переехал в Москву, поступил в театр.  школу,  а  затем  в
Малый т-р. В 1865 уехал в провинцию (Курск, Казань, Пенза.Н.  Новгород).
Красивая   внешность   и   голос,   сценич.   темперамент,    врожд„нная
музыкальность  обеспечили  Л.  успех   в   опереточных   ролях   (Парис,
Пиккило-"Прекрасная Елена", "Птички певчие" Оф-фенбаха, Риголяр  -  "Все
мы жаждем любви") и в водевилях с пением. В 1871-78 Л. снова  работал  в
Малом т-ре; исполнял роли в опереттах и  т.  н.  "рубашечных  героев"  -
людей из народа: Фрол Ско-беев  (о.  п.  Аверкиева),  Кудряш  ("Гроза").
Одновременно выступал  на  клубных  сценах  с  злободневными  куплетами.
Кипучая энергия  Л.  особенно  ярко  проявилась  в  его  антрепрен„рской
деятельности.  В  1878  он  организовал  в  летнем  саду  "Эрмитаж"  т-р
оперетты, привл„к в этот т-р лучших  акт„ров  (С.  А.  Бельская,  В.  В.
Зорина, А. Д. Давыдов), создал большой оркестр, хор и  балет,  пригласил
декоратора  парижского  т-ра  "Гранд-Опера"-  Левато.  "Энергией   этого
исключительного человека было создано  летнее  театральное  предприятие,
невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте" (С т а н  и
с л а в с к и и К. С., Собр.  соч.,  т.  1,  1954,  с.  75).  Первые  же
спектакли   поразили   публику   яркой   зрелищностыо,   исполнительским
мастерством. В 1882 Л. открыл в Москве Фантастический т-р,  к-рый  позже
был переименован  в  "Антей";  здесь  ставились  феерич.  представления.
Прозванный "театральным магом и  волшебником",  Л.  поражал  воображение
зрителей грандиозностью  постановок,  новизной,  необычностью  эффектов,
богатством деко-рац. оформления и костюмов, живописностью массовых сцен.
О  его  постановках  положительно  отзывались  А.  Н.  Плещеев,  В.   А.
Гиляровский и др.  Особенно  значительны  заслуги  Л.  в  развитии  рус.
оперетты (помимо моек. оперетты, Л.  организовал  несколько  опереточных
т-ров в Петербурге и Н.-Новгороде). Увлекаясь пышностью  оформления,  Л.
вместе с тем добивался реалистич.  игры  акт„ров,  ансамбля  исполнения,
высокой вокально-муз. культуры. Постановочный стиль Л. оказал влияние на
молодого К. С. Станиславского в пору его увлечения опереттой. В 1882  Л.
организовал Новый  театр  в  Москве  (в  труппе-М.  И.  Писарев,  В,  Н.
Андреев-Бурлак, Н. Н. Соловцов, М. М. Петипа, А. Я. Глама-Мещер-ская, М.
М. Глебова и др.), в 1885-т-р "Скоморох". В репертуар этого т-ра входили
пьесы А. Н. Островского, А. Ф. Писемского,  Л.  Н.  Толстого.  Ставились
также и  мелодрамы,  богато  и  эффектно  оформленные.  К  1894  Л.,  не
обладавший хозяйств,  расч„тливостью,  разорился.  В  1898-1901  работал
режисс„ром в Моск.  частной  опере  Мамонтова  (пост.:  "Сказка  о  царе
Сал-тане"; "Чародейка" Чайковского, "Хованщина").
   Л. написал воспоминания о Щепкине и  Олдридже,  в  1905  издал  книгу
"Перед закатом" (очерки, стихи, афоризмы и т. п.).
   Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч.,  т.  1  М.,  1954,  с.  75-77,
155-159; Памяти М. В. Лентовского "ЕИТ". Сезон 1907-1908,  вып.  18,  с.
294-297; Попов Н., "Театральные кудесники", "Театральный альманах  ВТО",
1947, кн. 6, с. 331-344; Янковский М., Оперетта М.-Л., 1937, с. 270-297.
Г. К'
   ЛЕНТУЛОВ, Аристарх Васильевич (1882-15.IV. 1943) - русский  советский
живописец и театральный художник. Учился в  художеств.  уч-щах  Пензы  и
Киева (1897-1903), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906), затем
в Париже. После Окт. революции принимал активное  участие  в  оформлении
революц. празднеств, в создании Вхутемаса (преподавал здесь в  1917-30).
Присущая темпераментной, насыщенной цветом  живописи  Л.  декоративность
обусловила его приход в т-р. В своих театрально-декорац. работах Л. (как
и в станковой живописи) прош„л сложный путь к  реализму  (через  кубизм,
сезаннизм,  конструктивизм  и  др.).  Кубистич.   "сдвиги"   и   изломы,
подч„ркнутая самоцельная красочность отвлеч„нных  цветовых  поверхностей
характеризуют декорации Л. к спектаклям: "Виндзорские проказницы" (1916,
моек.
   Камерный т-р), "Демон" (1919, Т-р Моск.  совета  рабочих  депутатов);
"Сказки Гофмана" Оффенбаха (1919, Новый т-р ХПСРО) и др. В декорациях  к
опере   Триодина   "Степан   Разин"   (1926,   Экспериментальный   т-р),
отличавшихся интенсивностью цвета, динамичностью "размашистой" живописи,
Л. стремился создать широкие эпич. образы, выражающие тему  нар.  бунта.
Со 2-й пол. 20-х гг. Л. обратился к реалистич. принципам  оформления.  В
декорациях этого  периода  он  сочетает  при„мы  станковой  живописи  со
сценич.  условностью.  Так,  в  декорациях  к  "Испанскому   священнику"
Флетчера  (1934,  M  ХАТ  2-й)  Л.  с  помощью  вращающейся   на   кругу
архитектурно-объ„мной  установки,  апплицированного  занавеса,  эффектов
освещения  достигал  впечатления  солнечности,  голубизны  южного  неба,
передал  характер  архитектуры,  гористого  пейзажа  Вост.  Испании;   в
декорациях к  "Кубанцам"  Ротко  (1938,  Ленингр.  Большой  драм.  т-р),
отличавшихся мягкостью и тонкостью колорита, художник воссоздал лирич. и
суровый кубанский пейзаж. Большое внимание уделял Л. разработке  сценич.
света, выразительности фактуры. Л.  оформил  также:  "Дни  нашей  жизни"
Андреева (1938, Ростов-ский-на-Дону т-р), "Благочестивая Марта" Тирсо де
Молины (1939, Ленингр. т-р им. Ленсовета) и др.
   С о ч. : Работа живописца на театре, "Театр и драматургия",  1935,  ј
7, с. 28-29.
   Лит.: Аристарх Лентулов. Выставка  произведений  художника.  Каталог,

Страницы: «« « 1346   1347   1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354  1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363   1364  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия