|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 » »» либретто оперы "Громобой" Верстовского.
Соч.: Оперы и водевили, пер. с франц. Д. Ленского, ч. 1-4, M.,
1835-36; Театр Д. Т. Ленского, т. 1-6, СПБ - М., 1873-74; Водевили, М.,
1937 (вступ. ст. М. Паушкина).
Лит.: Горбунов И. Ф., Каратыгин П., "Русская старина", 1880, т. 29,
кн. 10; М и х а и л о в с к и и В., Д. Т. Ленский, "ЕИТ". Сезон 1910,
СПБ, вып. 3; Б р у д-н ы и Д. Л., Демократические тенденции в русском
водевиле 30-40 гг. XIX в., М., 1952 (автореферат диссертации). Д. Бр.
ЛЕНТИЛАК (Lintilhac), Эжен (5.1.1854-17.VII. 1920) - французский
историк театра и литературы, общественный деятель. Лит. деятельность
начал в конце 80-х гг. В 1896-99 выступал как театр. критик в журн.
"Призыв" ("Rappel"), Гл. труд Л. в области драматургии и т-ра "История
театра во Франции" ("Histoire general du theatre en France", v. 1-5,
1904-1910, не законч.) - о развитии франц. т-ра от средних веков до
эпохи Второй империи. Работы Л. насыщены богатым фактич. материалом.
Соч.: Beaumarchais et ses oeuvres, P., 1887; Lesage, P., 1893.
Лит.: Tabarant A., Un educateur moderne, E. Lintilhac et son oeuvre.
P., 1902. H. Рж.
ЛЕНТОВСКИЙ, Михаил Валентинович [1843, Саратов,- 11(24).XII.1906,
Москва] - русский антрепрен„р, акт„р, театральный деятель. Род. в семье
бедного музыканта. Увидев в 1863 гастролировавшего в Саратове М. С.
Щепкина, Л. увл„кся театр. иск-вом. Познакомившись со Щепкиным, Л. при
его содействии переехал в Москву, поступил в театр. школу, а затем в
Малый т-р. В 1865 уехал в провинцию (Курск, Казань, Пенза.Н. Новгород).
Красивая внешность и голос, сценич. темперамент, врожд„нная
музыкальность обеспечили Л. успех в опереточных ролях (Парис,
Пиккило-"Прекрасная Елена", "Птички певчие" Оф-фенбаха, Риголяр - "Все
мы жаждем любви") и в водевилях с пением. В 1871-78 Л. снова работал в
Малом т-ре; исполнял роли в опереттах и т. н. "рубашечных героев" -
людей из народа: Фрол Ско-беев (о. п. Аверкиева), Кудряш ("Гроза").
Одновременно выступал на клубных сценах с злободневными куплетами.
Кипучая энергия Л. особенно ярко проявилась в его антрепрен„рской
деятельности. В 1878 он организовал в летнем саду "Эрмитаж" т-р
оперетты, привл„к в этот т-р лучших акт„ров (С. А. Бельская, В. В.
Зорина, А. Д. Давыдов), создал большой оркестр, хор и балет, пригласил
декоратора парижского т-ра "Гранд-Опера"- Левато. "Энергией этого
исключительного человека было создано летнее театральное предприятие,
невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте" (С т а н и
с л а в с к и и К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 75). Первые же
спектакли поразили публику яркой зрелищностыо, исполнительским
мастерством. В 1882 Л. открыл в Москве Фантастический т-р, к-рый позже
был переименован в "Антей"; здесь ставились феерич. представления.
Прозванный "театральным магом и волшебником", Л. поражал воображение
зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов,
богатством деко-рац. оформления и костюмов, живописностью массовых сцен.
О его постановках положительно отзывались А. Н. Плещеев, В. А.
Гиляровский и др. Особенно значительны заслуги Л. в развитии рус.
оперетты (помимо моек. оперетты, Л. организовал несколько опереточных
т-ров в Петербурге и Н.-Новгороде). Увлекаясь пышностью оформления, Л.
вместе с тем добивался реалистич. игры акт„ров, ансамбля исполнения,
высокой вокально-муз. культуры. Постановочный стиль Л. оказал влияние на
молодого К. С. Станиславского в пору его увлечения опереттой. В 1882 Л.
организовал Новый театр в Москве (в труппе-М. И. Писарев, В, Н.
Андреев-Бурлак, Н. Н. Соловцов, М. М. Петипа, А. Я. Глама-Мещер-ская, М.
М. Глебова и др.), в 1885-т-р "Скоморох". В репертуар этого т-ра входили
пьесы А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого. Ставились
также и мелодрамы, богато и эффектно оформленные. К 1894 Л., не
обладавший хозяйств, расч„тливостью, разорился. В 1898-1901 работал
режисс„ром в Моск. частной опере Мамонтова (пост.: "Сказка о царе
Сал-тане"; "Чародейка" Чайковского, "Хованщина").
Л. написал воспоминания о Щепкине и Олдридже, в 1905 издал книгу
"Перед закатом" (очерки, стихи, афоризмы и т. п.).
Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1 М., 1954, с. 75-77,
155-159; Памяти М. В. Лентовского "ЕИТ". Сезон 1907-1908, вып. 18, с.
294-297; Попов Н., "Театральные кудесники", "Театральный альманах ВТО",
1947, кн. 6, с. 331-344; Янковский М., Оперетта М.-Л., 1937, с. 270-297.
Г. К'
ЛЕНТУЛОВ, Аристарх Васильевич (1882-15.IV. 1943) - русский советский
живописец и театральный художник. Учился в художеств. уч-щах Пензы и
Киева (1897-1903), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906), затем
в Париже. После Окт. революции принимал активное участие в оформлении
революц. празднеств, в создании Вхутемаса (преподавал здесь в 1917-30).
Присущая темпераментной, насыщенной цветом живописи Л. декоративность
обусловила его приход в т-р. В своих театрально-декорац. работах Л. (как
и в станковой живописи) прош„л сложный путь к реализму (через кубизм,
сезаннизм, конструктивизм и др.). Кубистич. "сдвиги" и изломы,
подч„ркнутая самоцельная красочность отвлеч„нных цветовых поверхностей
характеризуют декорации Л. к спектаклям: "Виндзорские проказницы" (1916,
моек.
Камерный т-р), "Демон" (1919, Т-р Моск. совета рабочих депутатов);
"Сказки Гофмана" Оффенбаха (1919, Новый т-р ХПСРО) и др. В декорациях к
опере Триодина "Степан Разин" (1926, Экспериментальный т-р),
отличавшихся интенсивностью цвета, динамичностью "размашистой" живописи,
Л. стремился создать широкие эпич. образы, выражающие тему нар. бунта.
Со 2-й пол. 20-х гг. Л. обратился к реалистич. принципам оформления. В
декорациях этого периода он сочетает при„мы станковой живописи со
сценич. условностью. Так, в декорациях к "Испанскому священнику"
Флетчера (1934, M ХАТ 2-й) Л. с помощью вращающейся на кругу
архитектурно-объ„мной установки, апплицированного занавеса, эффектов
освещения достигал впечатления солнечности, голубизны южного неба,
передал характер архитектуры, гористого пейзажа Вост. Испании; в
декорациях к "Кубанцам" Ротко (1938, Ленингр. Большой драм. т-р),
отличавшихся мягкостью и тонкостью колорита, художник воссоздал лирич. и
суровый кубанский пейзаж. Большое внимание уделял Л. разработке сценич.
света, выразительности фактуры. Л. оформил также: "Дни нашей жизни"
Андреева (1938, Ростов-ский-на-Дону т-р), "Благочестивая Марта" Тирсо де
Молины (1939, Ленингр. т-р им. Ленсовета) и др.
С о ч. : Работа живописца на театре, "Театр и драматургия", 1935, ј
7, с. 28-29.
Лит.: Аристарх Лентулов. Выставка произведений художника. Каталог,
Страницы: «« « 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |