|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 » »» воспроизведении реальной жизни. Сторонник иск-ва переживания, Л. видел в
н„м основу театр. действия, требовал от акт„ра, чтобы он ощутил себя
сценич. героем, был захвачен его чувствами.
Л. был одним из создателей Нового театра (филиал Большого и Малого
т-ров), в к-ром в 1898-1903 он возглавлял драм. труппу молодых акт„ров,
состоявшую преим. из его учеников. Борясь с безыдейностью, пошлостью
бурж. репертуара, Л. пост. в Новом т-ре произв. Островского (в т. ч.
"Козьма Захарьич Минин-Сухорук", 1899, "Снегурочка", 1900), Гоголя
("Ревизор", 1898, "Женитьба", 1898, инсценировка поэмы "М„ртвые души",
1902), Бомарше ("Севильский цирюльник", 1898, и "Женитьба Фигаро",
1899), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1899, и "Виндзорские проказницы",
1902) и др. В Малом т-ре Л. осуществил пост. пьес Шекспира ("Ромео и
Джульетта", 1900, "Кориолан", 1902, "Буря", 1905), Островского ("Без
вины виноватые", 1908) и др. В своих режисс„рских работах Л. добивался
гармонии всех элементов спектакля, подчиняя их задаче раскрытия идейного
содержания пьесы. Утверждая ведущую роль режисс„ра в создании спектакля,
он стремился к осуществлению единого целостного режисс„рского замысла
постановки, к акт„рскому ансамблю, добивался увеличения репетиционного
периода работы с акт„рами. Большое значение придавал муз. и
декоративному оформлению спектакля; требовал изготовления новых
декораций для каждой постановки, сам выступал в роли театр. художника,
вв„л ряд технич. усовершенствований (вращающийся круг сцены и др.).
Работая режисс„ром в Новом и Малом т-pax, Л. боролся против
чиновничье-бюрократич. произвола, косности и рутины в иск-ве, против
постановки символистской, эстетской драматургии. Но в условиях реакц.
режима императорских т-ров Л. не мог отстоять свои художеств. позиции.
Травля со стороны дирекции, цензурные ограничения привели Л., незадолго
до смерти, к решению оставить Малый т-р. В сво„м творчестве Л. выступал
последователем сце-нич. эстетики Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, А. Н.
Островского. Взгляды его как режисс„ра и театр. педагога были во мн.
близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немиро
ви-чем-Данченко в основу новаторской деятельности Моск. Художеств, т-ра.
Среди учеников Л.-В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А.
Остужев, П. М. Садовский и др.
Соч.: А. П. Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.
Лит.: Михайловский В. А., Большой талант (опыт характеристики
сценического творчества А. П. Ленского), "ЕИТ", 1910, вып. 6, стр.
85-106; Филиппов В., А. П. Ленский, "Временник Русского Театрального
общества", М., 1924, кн. 1, стр. 188-218; Дурылин С., А. П. Ленский
(1908-1933), "Театр и драматургия", 1933, ј 9; е г о же, А. П. Ленский в
"Борьбе за престол", там же, 1934, ј 11-12; 3 о г р а ф Н., Александр
Павлович Ленский (1847-1908), М.-Л., 1944; его же, Александр
Павлович Ленский, М., 1955 (на стр. 419-451 имеются списки ролей и
режисс„рских работ Л., основная библиография). ff з.
ЛЕНСКИЙ, Александр Степанович [р.12(25).III. 1910] - советский
композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1945). В 1937 окончил
Моск. консерваторию по классу композиции проф. Г. И. Литин-ского и
дириж„рско-хоровому классу проф. Г. А. Дмитревского. До 1955 жил и
работал в Душанбе, где написал ряд произв. в разл. жанрах. Л.
принадлежат балеты "Дугуль" ("Две розы"), "Дильбар" (1941, 1954, Тадж.
т-р оперы и балета), оперы "Тахир и Зухра", "Арус" ("Невеста") (1945,
1946, там же), "Донецкая быль" (1960, Донецкий т-р оперы и балета),
музыка к пост.: "Шодмон" Улугзаде, "Патриоты" Гани и Ниязи, "Отелло",
"Слуга двух господ" и др.Творч. деятельность Л. оказала большое влияние
на развитие проф. муз. иск-ва Таджикистана. Муз.-сценич. произв. Л.
основаны на тадж. мелосе, насыщены характерными нац. танц. ритмами. С
1946 Л. преподавал в Душанбинском муз. уч-ще. Среди его учеников -
композиторы 3. Шахиди, Ш. Сайфиддинов, Д. Ахунов, А. Хамдамов, Я.
Сабзанов, С. Абрамова и др. Е. У.
ЛЕНСКИЙ, Дмитрий Тимофеевич [наст. фам.- Воробь„в;
1805-9(21).XII.1860] - русский драматург-водевилист и акт„р. Род. в
купеческой семье. В 1824 Л. втайне от отца дебютировал на сцене Малого
т-ра (в комедии "Муж и любовник" Зотова) и был принят в труппу. Однако
Л. не сделал сценич. карьеры [хотя играл и большие роли - Хлестаков
(первый исполнитель в Малом т-ре), Молчалин, Тартюф и др.]. Известность
получил как драматург. Написал ок. 100 переводных и оригинальных драм.
произв. В них выступали Щепкин, Мартынов, Живокини и мн. др. Водевили
Л., жизнерадостные, проникнутые юмором, динамичные по сюжету, остроумные
по диалогу, включавшие в себя куплеты в форме эпиграмм, заняли прочное
место в репертуаре т-ров 30-50-х гг. 19 в. (первый водевиль - "Сват
невпопад", 1829). Вслед за водевилистами П. А Каратыгиным, Ф. А. Кони Л.
ориентировался на широкого зрителя. Его водевили отличались демократич.
тенденциями, он выступал в защиту "маленького человека". За внешней
безобидностью шуток скрывались выпады против дворянства, бюрократич.
аппарата России. В то ж время водевили Л. не поднимались до сатирич.
обличений. Л. живо интересовался событиями современности. А. Вольф в
"Хронике петербургских т-ров" отмечал, что водевили Л. брались
бенефициантами нарасхват и выдерживали огромное количество
представлений.
Лучшее произв. Л.- "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная
дебютантка" (1839, Малый т-р, Синичкин - Живокини, Пустославцев -
Щепкин, Лиза - Репина, Ветринский - автор; 1840, Александрийский т-р,
Синичкин - Мартынов, Лиза - Н. Самойлова), сохранилось в репертуаре до
наших дней. Вес„лые ситуации этого водевиля раскрывали драматизм
положения акт„ров дореволюц. т-ра. В водевиле "Простушка и воспитанная"
развращ„нной, "воспитанной" женщине Л. противопоставляет крестьянскую
девушку, сохранившую простоту и безыскусственность характера (1855,
Малый т-р, Софья Павловна - Воронова, Палаша-Бороздина, Дорофей Никитич
- Живокини,.
Осип Петрович - автор; 1856, Александрийский т-р, Софья Павловна -
Смирнова, Палаша - Самойлова 1-я, Дорофей Никитич - П. Каратыгин, Осип
Петрович- Максимов 1-й). На аналогичной ситуации построен и водевиль Л.
"Барская спесь, или Анютины глазки" (1842). Жизнь дворян высмеивает
водевиль "Хороша и дурна..." (1834), к-рый высоко ценил В. Г. Белинский,
а также один из лучших водевилей Л.- "Стряпчий под столом" (1834, Малый
т-р, Жо-виаль - Живокини; Александрийский т-р, Жо-виаль - Дюр). Нравы и
быт купечества изобразил Л. в водевилях "Два отца и два купца" (1837),
"Харьковский жених" (1840), "Два брата с Арбата и третий к ним хват"
(1846) и др. Л. был известен своими татр. эпиграммами. Ему принадлежат
также переводы песен П. Беранже. Написал ряд оперных либретто, вт. ч.
Страницы: «« « 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |