|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 » »» сплетни о своей приятельнице, приводящие е„ к гибели; Каза-рина -
профессионального шулера; Шприха - ростовщика, сплетника, доносчика, и
т. д. В центре пьесы- образ Арбенина, надел„нного душой "кипучею как
лава", острым умом, чуждого предрассудков; Арбенин презирает светский
круг, созна„т свою отчужд„нность от него; и в то же время в н„м самом
неистребимо влияние этой светской среды - эгоизм, холодность,
подозрительность, неоправданная убежд„нность в своей правоте,
жестокость. Пьеса Л. сочетает в себе черты реализма с при„мами романтич.
т-ра. Однако романтизм Л., так же как и у раннего Пушкина,
поэтов-декабристов (в противоположность романтизму В. А. Жуковского, И.
И. Козлова и др.), обращ„н к действительности, современности. Образ гл.
героя в "Маскараде" не лиш„н типичности: разочарование, скорбь,
презрение к окружающей среде, гордая обособленность были свойственны
передовым людям того времени. Вместе с тем Арбенин - романтич. герой.
Автор с преднамеренной неполнотой рисует его жизнь, наделяет Арбенина
необыкновенными чувствами и тайными страстями. Поэт вводит в состав
действующих лиц Неизвестного, тайна к-рого раскрывается лишь в конце
пьесы, наполняет драму загадочным и недосказанным. Речь персонажей, в
особенности гл. героя, насыщена метафорами, эмоциональными
восклицаниями. Нек-рые монологи Арбенина перекликаются с текстом
лермонтовского "Демона". Но конструкция стиха (неравносложный ямб) и
диалога (разделение стихотворной строки между говорящими персонажами)
связана с традициями "Горе от ума" и воссозда„т быстрый темп бытового
разговора. "Маскарад" не был поставлен на сцене при жизни поэта.
Первонач. вариант пьесы (состоял из 3 актов и заканчивался смертью Нины)
известен только по неполной писарской копии. К нему, очевидно, была
близка рукопись, представленная Л. в цензуру и известная лишь по отриц.
отзыву цензора. Во 2-й редакции, вероятно написанной с нек-рым уч„том
требований цензуры, порок был наказан - Арбенин терял рассудок, и в то
же время судьба героя была заверш„нное, месть света очевиднее. Этот
вариант драмы, впоследствии признанный литературоведением основным и
лучшим, наиболее полно выражавшим замысел автора, снова вызвал
недовольство цензуры. В 1836 Л. написал 3-й вариант (наз. "Арбенин"), в
к-ром пьеса приобрела бытовой характер, потеряла сати-рич. остроту,
драм. напряж„нность (Арбенин не убивал жену, а лишь мистифицировал е„
отравление, не сходил с ума, а отправлялся в путешествие). Однако и в
этом виде пьеса не была допущена на сцену. Впервые напечатана в 1842.
Постановки "Маскарада" безуспешно добивался П. С. Мочалов, мечтавший
сыграть роль Арбенина. Лишь в 185,2 актрисе Александрийского т-раМ. И.
Вальберховой при содействии М. С. Щепкина удалось добиться разрешения на
пост. отдельных сцен "Маскарада". Спектакль носил мелодраматич.
характер, определявшийся исполнением роли Арбенина В. А. Каратыгиным. В
мелодраматич. духе играл роль Арбенина и
И. В. Самарин в 1862 в Малом т-ре [первая полная (с несколькими
купюрами) пост. пьесы]. Так же играли драму в -провинции (Одесса, Минск,
Вятка и т. д.). В нач. 20 в. пост. "Маскарада" носила следы влияний
символизма; в ярко зрелищном эффектном спектакле Александрийского т-ра
(1917, пост. В. Э. Мейерхольда, декорации А. Я. Головина, музыка А. К.
Глазунова) драме была придана романтическая загадочность (Арбенин-Юрьев,
Нина-Рощи-на-Инсарова, баронесса Штраль - Тиме, КазаринГорин-Горяинов).
В спектаклях сов. т-ра особую силу обрела сати-рич. сторона драмы Л.
Наиболее интересные спектакли были пост. Воронежским (1936,
Арбенин-Поляков) и Казанским (1940, Арбенин-А рда ров) т-рами (реж.
обоих спектаклей Я. Варшавский). Однако нек-рые пост. "Маскарада" носили
вулъгарно-соцпо-логич. характер; разоблачая светскую среду, они
трактовали образ Арбенина как представителя этой среды.
Героико-романтич. образ Арбенина создал Н. А. Мордвинов в 1941 в
одноим„нном фильме и в спектакле Т-ра им. Моссовета (1952, реж.
Завадский и Анисимова-Вульф; возобновл„н в 1963). В 1941 "Маскарад" был
пост. Т-ром им. Вахтангова (худ. рук. пост. Р. Н. Симонов, реж.
Тутышкин, муз. Хачатуряна). Среди исполнителей роли Арбенина- В. Д.
Годзиашвили, В. Б. Вагаршян, К. Карм и др. На тексты Л. написаны оперы -
"Демон" (1875, Мариинский т-р) и "Купец Калашников" (1880) А.
Рубинштейна, "Бэла" Б. Александрова (1946, Большой т-р), "Маскарад" Д.
А. Толстого (1957, Т-р оперы и балета, Пермь); балеты - "Ашик-Кериб"
Асафьева (1940, Ленингр. Малый оперный т-р), "Маскарад" Лапутина (1956"
Новосибирский т-р оперы и балета).
Соч.: Сочинения т. 1-6, М.- Л., 1954-57, т. 5- Драмы, М.- Л., 1956;
Полн. собр. соч. (примеч. И. Л. Андроникова), т. 1-4, М., 1953, т.
3-Драмы и трагедии.
Лит.: Яковлев М. А., М. Ю. Лермонтов, как драматург, Л.- М., 1924;
Ломунов К., Сценическая история драматургии Лермонтова, "Театр", 1939,
.ј 10, с. 31;
Нейман В.. Драматургия Лермонтова. Вступ. ст., в кн.: Лермонтов М.
Ю., Драмы, М.-Л., 1940; "Маскарада Лермонтова. Сб. ст., под ред. П. И.
Новицкого, М.- Л., 1941; Мануйлов В., М. Ю. Лермонтов. 1814-41. М.- Л.,
1950; Эйхенбаум Б. М., М. Ю. Лермонтов, 1814-1841, в кн.: Русские
драматурги XVT1I-XIX вв., т. 2, М.- Л., 1961. Ь\ //.
Л‚РНЕР, Николай Никитич (1884-1946)-русский советский драматург.
Писал пьесы преим. на сюжеты, заимствованные из рус. истории, используя
впервые обнародованные после Октябрьской революции факты и стремясь
подать их в сенсационно-ме-лодраматич. освещении. Пьесы Л. "Царевна
Софья" (1923), "Фаворитка Петра I" (1924), "П„тр III и Екатерина II"
(1925) пользовались кратковременным успехом, особенно в периферийных
т-pax. Л. обладал хорошим знанием сцены, умел эффектно построить пьесу,
.занимательную интригу, его произв. обычно были компактны, не требовали
сложных декораций. Попытки Л. выйти за пределы жанра историч. мелодрамы
и более серь„зно осмыслить образы прошлого ("Гоголь над бездной", 1924,
"Николай Чернышевский", 1929, "Декабристы и Пушкин", 1934) оказались
неудачными, т. к. Л. не мог преодолеть свою склонность к эффектным
сюжетным построениям, обнаруживал тенденцию к грубой модернизации
истории. Писал также совр. сатирич. комедии-"Брат наркома" (1925), "Дело
Касимова" (1939). К. Р.
Л‚РСКИЙ, Иван Владиславович (наст. фам.- Г е р ц а к; 1873-8. IV.
1927) - русский акт„р. Окончил Рижский политехнич. ин-т (1900). С 1892
участвовал в любит, спектаклях. С 1901 выступал на клубных сценах
Петербурга. С 1905- на проф. сцене. Под псевд. Лерский-Далин играл в
пригородных петерб. т-pax (Стрельна, Озерки и др.), затем работал в т-ре
Л. Б. Яворской, Новом Василеостровскомт-ре. Роли: Доктор ("Евреи"
Чирикова), Макдуф ("Макбет") и др. С 1907 - в труппе Александрийского
Страницы: «« « 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |