Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1354   1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362  1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370   1371   1372  » »»

сплетни о своей  приятельнице,  приводящие  е„  к  гибели;  Каза-рина  -
профессионального шулера; Шприха - ростовщика, сплетника,  доносчика,  и
т. д. В центре пьесы- образ Арбенина,  надел„нного  душой  "кипучею  как
лава", острым умом, чуждого предрассудков;  Арбенин  презирает  светский
круг, созна„т свою отчужд„нность от него; и в то же время  в  н„м  самом
неистребимо  влияние  этой  светской   среды   -   эгоизм,   холодность,
подозрительность,   неоправданная   убежд„нность   в   своей    правоте,
жестокость. Пьеса Л. сочетает в себе черты реализма с при„мами романтич.
т-ра.  Однако  романтизм  Л.,  так  же  как   и   у   раннего   Пушкина,
поэтов-декабристов (в противоположность романтизму В. А. Жуковского,  И.
И. Козлова и др.), обращ„н к действительности, современности. Образ  гл.
героя  в  "Маскараде"  не  лиш„н  типичности:   разочарование,   скорбь,
презрение к окружающей среде,  гордая  обособленность  были  свойственны
передовым людям того времени. Вместе с тем Арбенин  -  романтич.  герой.
Автор с преднамеренной неполнотой рисует его  жизнь,  наделяет  Арбенина
необыкновенными чувствами и тайными  страстями.  Поэт  вводит  в  состав
действующих лиц Неизвестного, тайна к-рого  раскрывается  лишь  в  конце
пьесы, наполняет драму загадочным и недосказанным.  Речь  персонажей,  в
особенности   гл.    героя,    насыщена    метафорами,    эмоциональными
восклицаниями.  Нек-рые  монологи  Арбенина  перекликаются   с   текстом
лермонтовского "Демона". Но конструкция  стиха  (неравносложный  ямб)  и
диалога (разделение стихотворной строки  между  говорящими  персонажами)
связана с традициями "Горе от ума" и воссозда„т  быстрый  темп  бытового
разговора. "Маскарад"  не  был  поставлен  на  сцене  при  жизни  поэта.
Первонач. вариант пьесы (состоял из 3 актов и заканчивался смертью Нины)
известен только по неполной писарской  копии.  К  нему,  очевидно,  была
близка рукопись, представленная Л. в цензуру и известная лишь по  отриц.
отзыву цензора. Во 2-й редакции, вероятно написанной  с  нек-рым  уч„том
требований цензуры, порок был наказан - Арбенин терял рассудок, и  в  то
же время судьба героя была  заверш„нное,  месть  света  очевиднее.  Этот
вариант драмы, впоследствии  признанный  литературоведением  основным  и
лучшим,  наиболее  полно  выражавшим  замысел   автора,   снова   вызвал
недовольство цензуры. В 1836 Л. написал 3-й вариант (наз. "Арбенин"),  в
к-ром пьеса приобрела  бытовой  характер,  потеряла  сати-рич.  остроту,
драм. напряж„нность (Арбенин не убивал жену, а  лишь  мистифицировал  е„
отравление, не сходил с ума, а отправлялся в путешествие).  Однако  и  в
этом виде пьеса не была допущена на сцену. Впервые  напечатана  в  1842.
Постановки "Маскарада" безуспешно добивался  П.  С.  Мочалов,  мечтавший
сыграть роль Арбенина. Лишь в 185,2 актрисе Александрийского  т-раМ.  И.
Вальберховой при содействии М. С. Щепкина удалось добиться разрешения на
пост.  отдельных  сцен  "Маскарада".   Спектакль   носил   мелодраматич.
характер, определявшийся исполнением роли Арбенина В. А. Каратыгиным.  В
мелодраматич. духе играл роль Арбенина и
   И. В. Самарин в 1862 в  Малом  т-ре  [первая  полная  (с  несколькими
купюрами) пост. пьесы]. Так же играли драму в -провинции (Одесса, Минск,
Вятка и т. д.). В нач. 20 в.  пост.  "Маскарада"  носила  следы  влияний
символизма; в ярко зрелищном эффектном спектакле  Александрийского  т-ра
(1917, пост. В. Э. Мейерхольда, декорации А. Я. Головина, музыка  А.  К.
Глазунова) драме была придана романтическая загадочность (Арбенин-Юрьев,
Нина-Рощи-на-Инсарова, баронесса Штраль - Тиме, КазаринГорин-Горяинов).
   В спектаклях сов. т-ра особую силу обрела сати-рич. сторона драмы  Л.
Наиболее   интересные   спектакли   были   пост.   Воронежским    (1936,
Арбенин-Поляков) и Казанским (1940,  Арбенин-А  рда  ров)  т-рами  (реж.
обоих спектаклей Я. Варшавский). Однако нек-рые пост. "Маскарада" носили
вулъгарно-соцпо-логич.  характер;   разоблачая   светскую   среду,   они
трактовали   образ    Арбенина    как    представителя    этой    среды.
Героико-романтич. образ  Арбенина  создал  Н.  А.  Мордвинов  в  1941  в
одноим„нном  фильме  и  в  спектакле  Т-ра  им.  Моссовета  (1952,  реж.
Завадский и Анисимова-Вульф; возобновл„н в 1963). В 1941 "Маскарад"  был
пост. Т-ром  им.  Вахтангова  (худ.  рук.  пост.  Р.  Н.  Симонов,  реж.
Тутышкин, муз. Хачатуряна). Среди  исполнителей  роли  Арбенина-  В.  Д.
Годзиашвили, В. Б. Вагаршян, К. Карм и др. На тексты Л. написаны оперы -
"Демон"  (1875,  Мариинский  т-р)  и  "Купец   Калашников"   (1880)   А.
Рубинштейна, "Бэла" Б. Александрова (1946, Большой т-р),  "Маскарад"  Д.
А. Толстого (1957, Т-р оперы и балета,  Пермь);  балеты  -  "Ашик-Кериб"
Асафьева (1940, Ленингр. Малый оперный т-р), "Маскарад" Лапутина  (1956"
Новосибирский т-р оперы и балета).
   Соч.: Сочинения т. 1-6, М.- Л., 1954-57, т. 5- Драмы, М.-  Л.,  1956;
Полн. собр. соч. (примеч. И. Л.  Андроникова),  т.  1-4,  М.,  1953,  т.
3-Драмы и трагедии.
   Лит.: Яковлев М. А., М. Ю. Лермонтов, как драматург,  Л.-  М.,  1924;
Ломунов К., Сценическая история драматургии Лермонтова,  "Театр",  1939,
.ј 10, с. 31;
   Нейман В.. Драматургия Лермонтова. Вступ. ст., в  кн.:  Лермонтов  М.
Ю., Драмы, М.-Л., 1940; "Маскарада Лермонтова. Сб. ст., под ред.  П.  И.
Новицкого, М.- Л., 1941; Мануйлов В., М. Ю. Лермонтов. 1814-41. М.-  Л.,
1950; Эйхенбаум Б. М.,  М.  Ю.  Лермонтов,  1814-1841,  в  кн.:  Русские
драматурги XVT1I-XIX вв., т. 2, М.- Л., 1961. Ь\ //.
   Л‚РНЕР,  Николай  Никитич  (1884-1946)-русский  советский  драматург.
Писал пьесы преим. на сюжеты, заимствованные из рус. истории,  используя
впервые обнародованные после  Октябрьской  революции  факты  и  стремясь
подать их в  сенсационно-ме-лодраматич.  освещении.  Пьесы  Л.  "Царевна
Софья" (1923), "Фаворитка Петра I" (1924), "П„тр  III  и  Екатерина  II"
(1925) пользовались кратковременным  успехом,  особенно  в  периферийных
т-pax. Л. обладал хорошим знанием сцены, умел эффектно построить  пьесу,
.занимательную интригу, его произв. обычно были компактны, не  требовали
сложных декораций. Попытки Л. выйти за пределы жанра историч.  мелодрамы
и более серь„зно осмыслить образы прошлого ("Гоголь над бездной",  1924,
"Николай Чернышевский", 1929, "Декабристы  и  Пушкин",  1934)  оказались
неудачными, т. к. Л. не  мог  преодолеть  свою  склонность  к  эффектным
сюжетным  построениям,  обнаруживал  тенденцию  к  грубой   модернизации
истории. Писал также совр. сатирич. комедии-"Брат наркома" (1925), "Дело
Касимова" (1939). К. Р.
   Л‚РСКИЙ, Иван Владиславович (наст. фам.- Г е р ц  а  к;  1873-8.  IV.
1927) - русский акт„р. Окончил Рижский политехнич. ин-т (1900).  С  1892
участвовал в любит,  спектаклях.  С  1901  выступал  на  клубных  сценах
Петербурга. С 1905- на проф. сцене. Под  псевд.  Лерский-Далин  играл  в
пригородных петерб. т-pax (Стрельна, Озерки и др.), затем работал в т-ре
Л.  Б.  Яворской,  Новом  Василеостровскомт-ре.  Роли:  Доктор  ("Евреи"
Чирикова), Макдуф ("Макбет") и др. С 1907 -  в  труппе  Александрийского

Страницы: «« « 1354   1355   1356   1357   1358   1359   1360   1361   1362  1363   1364   1365   1366   1367   1368   1369   1370   1371   1372  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия