Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 » »» сплетни о своей приятельнице, приводящие е„ к гибели; Каза-рина - профессионального шулера; Шприха - ростовщика, сплетника, доносчика, и т. д. В центре пьесы- образ Арбенина, надел„нного душой "кипучею как лава", острым умом, чуждого предрассудков; Арбенин презирает светский круг, созна„т свою отчужд„нность от него; и в то же время в н„м самом неистребимо влияние этой светской среды - эгоизм, холодность, подозрительность, неоправданная убежд„нность в своей правоте, жестокость. Пьеса Л. сочетает в себе черты реализма с при„мами романтич. т-ра. Однако романтизм Л., так же как и у раннего Пушкина, поэтов-декабристов (в противоположность романтизму В. А. Жуковского, И. И. Козлова и др.), обращ„н к действительности, современности. Образ гл. героя в "Маскараде" не лиш„н типичности: разочарование, скорбь, презрение к окружающей среде, гордая обособленность были свойственны передовым людям того времени. Вместе с тем Арбенин - романтич. герой. Автор с преднамеренной неполнотой рисует его жизнь, наделяет Арбенина необыкновенными чувствами и тайными страстями. Поэт вводит в состав действующих лиц Неизвестного, тайна к-рого раскрывается лишь в конце пьесы, наполняет драму загадочным и недосказанным. Речь персонажей, в особенности гл. героя, насыщена метафорами, эмоциональными восклицаниями. Нек-рые монологи Арбенина перекликаются с текстом лермонтовского "Демона". Но конструкция стиха (неравносложный ямб) и диалога (разделение стихотворной строки между говорящими персонажами) связана с традициями "Горе от ума" и воссозда„т быстрый темп бытового разговора. "Маскарад" не был поставлен на сцене при жизни поэта. Первонач. вариант пьесы (состоял из 3 актов и заканчивался смертью Нины) известен только по неполной писарской копии. К нему, очевидно, была близка рукопись, представленная Л. в цензуру и известная лишь по отриц. отзыву цензора. Во 2-й редакции, вероятно написанной с нек-рым уч„том требований цензуры, порок был наказан - Арбенин терял рассудок, и в то же время судьба героя была заверш„нное, месть света очевиднее. Этот вариант драмы, впоследствии признанный литературоведением основным и лучшим, наиболее полно выражавшим замысел автора, снова вызвал недовольство цензуры. В 1836 Л. написал 3-й вариант (наз. "Арбенин"), в к-ром пьеса приобрела бытовой характер, потеряла сати-рич. остроту, драм. напряж„нность (Арбенин не убивал жену, а лишь мистифицировал е„ отравление, не сходил с ума, а отправлялся в путешествие). Однако и в этом виде пьеса не была допущена на сцену. Впервые напечатана в 1842. Постановки "Маскарада" безуспешно добивался П. С. Мочалов, мечтавший сыграть роль Арбенина. Лишь в 185,2 актрисе Александрийского т-раМ. И. Вальберховой при содействии М. С. Щепкина удалось добиться разрешения на пост. отдельных сцен "Маскарада". Спектакль носил мелодраматич. характер, определявшийся исполнением роли Арбенина В. А. Каратыгиным. В мелодраматич. духе играл роль Арбенина и И. В. Самарин в 1862 в Малом т-ре [первая полная (с несколькими купюрами) пост. пьесы]. Так же играли драму в -провинции (Одесса, Минск, Вятка и т. д.). В нач. 20 в. пост. "Маскарада" носила следы влияний символизма; в ярко зрелищном эффектном спектакле Александрийского т-ра (1917, пост. В. Э. Мейерхольда, декорации А. Я. Головина, музыка А. К. Глазунова) драме была придана романтическая загадочность (Арбенин-Юрьев, Нина-Рощи-на-Инсарова, баронесса Штраль - Тиме, КазаринГорин-Горяинов). В спектаклях сов. т-ра особую силу обрела сати-рич. сторона драмы Л. Наиболее интересные спектакли были пост. Воронежским (1936, Арбенин-Поляков) и Казанским (1940, Арбенин-А рда ров) т-рами (реж. обоих спектаклей Я. Варшавский). Однако нек-рые пост. "Маскарада" носили вулъгарно-соцпо-логич. характер; разоблачая светскую среду, они трактовали образ Арбенина как представителя этой среды. Героико-романтич. образ Арбенина создал Н. А. Мордвинов в 1941 в одноим„нном фильме и в спектакле Т-ра им. Моссовета (1952, реж. Завадский и Анисимова-Вульф; возобновл„н в 1963). В 1941 "Маскарад" был пост. Т-ром им. Вахтангова (худ. рук. пост. Р. Н. Симонов, реж. Тутышкин, муз. Хачатуряна). Среди исполнителей роли Арбенина- В. Д. Годзиашвили, В. Б. Вагаршян, К. Карм и др. На тексты Л. написаны оперы - "Демон" (1875, Мариинский т-р) и "Купец Калашников" (1880) А. Рубинштейна, "Бэла" Б. Александрова (1946, Большой т-р), "Маскарад" Д. А. Толстого (1957, Т-р оперы и балета, Пермь); балеты - "Ашик-Кериб" Асафьева (1940, Ленингр. Малый оперный т-р), "Маскарад" Лапутина (1956" Новосибирский т-р оперы и балета). Соч.: Сочинения т. 1-6, М.- Л., 1954-57, т. 5- Драмы, М.- Л., 1956; Полн. собр. соч. (примеч. И. Л. Андроникова), т. 1-4, М., 1953, т. 3-Драмы и трагедии. Лит.: Яковлев М. А., М. Ю. Лермонтов, как драматург, Л.- М., 1924; Ломунов К., Сценическая история драматургии Лермонтова, "Театр", 1939, .ј 10, с. 31; Нейман В.. Драматургия Лермонтова. Вступ. ст., в кн.: Лермонтов М. Ю., Драмы, М.-Л., 1940; "Маскарада Лермонтова. Сб. ст., под ред. П. И. Новицкого, М.- Л., 1941; Мануйлов В., М. Ю. Лермонтов. 1814-41. М.- Л., 1950; Эйхенбаум Б. М., М. Ю. Лермонтов, 1814-1841, в кн.: Русские драматурги XVT1I-XIX вв., т. 2, М.- Л., 1961. Ь\ //. Л‚РНЕР, Николай Никитич (1884-1946)-русский советский драматург. Писал пьесы преим. на сюжеты, заимствованные из рус. истории, используя впервые обнародованные после Октябрьской революции факты и стремясь подать их в сенсационно-ме-лодраматич. освещении. Пьесы Л. "Царевна Софья" (1923), "Фаворитка Петра I" (1924), "П„тр III и Екатерина II" (1925) пользовались кратковременным успехом, особенно в периферийных т-pax. Л. обладал хорошим знанием сцены, умел эффектно построить пьесу, .занимательную интригу, его произв. обычно были компактны, не требовали сложных декораций. Попытки Л. выйти за пределы жанра историч. мелодрамы и более серь„зно осмыслить образы прошлого ("Гоголь над бездной", 1924, "Николай Чернышевский", 1929, "Декабристы и Пушкин", 1934) оказались неудачными, т. к. Л. не мог преодолеть свою склонность к эффектным сюжетным построениям, обнаруживал тенденцию к грубой модернизации истории. Писал также совр. сатирич. комедии-"Брат наркома" (1925), "Дело Касимова" (1939). К. Р. Л‚РСКИЙ, Иван Владиславович (наст. фам.- Г е р ц а к; 1873-8. IV. 1927) - русский акт„р. Окончил Рижский политехнич. ин-т (1900). С 1892 участвовал в любит, спектаклях. С 1901 выступал на клубных сценах Петербурга. С 1905- на проф. сцене. Под псевд. Лерский-Далин играл в пригородных петерб. т-pax (Стрельна, Озерки и др.), затем работал в т-ре Л. Б. Яворской, Новом Василеостровскомт-ре. Роли: Доктор ("Евреи" Чирикова), Макдуф ("Макбет") и др. С 1907 - в труппе Александрийского Страницы: «« « 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |