Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354   1355   1356  1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363   1364   1365   1366  » »»

Мак-ферсон   ("Русский   вопрос"),   самоуверенный   хищник    Сарториус
("Лондонские трущобы" Шоу), мудрый и  человечный  Кутузов  ("Фельдмаршал
Кутузов" Соловь„ва), озорник и самодур Тихон Молоков ("На  золотом  дне"
Мамина-Сибиряка).
   С большой теплотой и сочувствием Л. играл "маленьких" людей,  смешных
и чудаковатых, раскрывая,  как  рождается  в  этих  "незаметных"  героях
протест против угнетения, унижения человеч. достоинства: Шмага; Робинзон
("Бесприданница"); Каран-дышев.  Сочным  грубоватым  юмором,  лукавством
отличались в исполнении Л. образы вес„лого Тристана ("Собака на сене"  Л
one  де  В   era),   изворотливого,   деятельного   Грумио   ("Укрощение
строптивой"), простодушного Лепорелло ("Каменный гость" Пушкина).
   Лит.: Левин М. Б., Г. Е. Леондор, "Театр", 1939, .N'"8; В е л е х о в
а Н., Новое рождается в борьбе, "Театр", 1950, ј 8, с. 30. Е. Ж.
   ЛЕОНИДОВ, Леонид Львович  (наст.  фам.-  С  т  а-к  и  л  е  в  и  ч;
18.IV.1821-5.VIII.1889) - русский акт„р.  По  окончании  Петерб.  театр.
уч-ща (1839, ученик П. А. Каратыгина) был принят в Александрийский  т-р.
В первый же год сыграл св. 20 ролей в  пьесах  разл.  жанров  (Ольгин  -
водевиль "Ложа 1-го яруса на последний  дебют  Тальони"  П.  Каратыгина,
Аламир - мелодрама "Велизарий" Шенка, и  др.).  Импозантная  наружность,
могучий голос, величеств, движения, сценич.  темперамент  способствовали
утверждению молодого артиста в амплуа трагика. В 1843 Л. был перевед„н в
моек. Малый т-р, где после смерти П. С. Моча лова  (1848)  исполнял  его
роли. С 1854 снова работал в Александрийском т-ре, выступал в репертуаре
умершего в 1853 В. А. Каратыгина. Был первым  исполнителем  роли  Бориса
Годунова (1870) в трагедии Пушкина. Л. стремился подражать  игре  В.  А.
Каратыгина, строил сво„ исполнение на внешней эффектности  поз,  жестов,
движений, на напевной декламационности речи. Начиная с 50-х гг.  в  игре
артиста появляется стремление к большей естественности. В  70-е  гг.  Л.
играл роли в историч. рус. драмах  ("Каширская  старина"  Аверкиева),  в
пьесах Потехина, Боборыкина. В 1882-83  Л.  был  профессором  декламации
Петерб. театр. уч-ща.
   Роли: Отелло, Гамлет, Ричард III, Король Лир, Макбет;
   Велизарий  (о.  п.  Шенка),  Нино  ("Уголино"  Полевого)"  Ляпунов  и
Неизвестный   ("Князь   Михаиле   Васильевич    Ско    пин-Шуйский"    и
"Параша-сибирячка" Полевого), Жорж Жермани ("30 лет, или  Жизнь  игрока"
Дюканжа) и др.
   Соч.: Записки Леонида Львовича Леонидова,  "Русская  старина",  1886,
кн. 6, с. 655-74; Воспоминания Леонида Львовича  Леонидова...,  там  же,
1888, кн. 4, с. 219-42;
   1892, кн. 2, с. 503-14.
   Лит.: Леонид Львович Леонидов,  "Русская  старина",  1888,  ј  4,  с.
243-72. А. Шн.
   ЛЕОНИДОВ (наст. фам.- Вольфензон), Леонид Миронович [22.V(3.VI).1873,
Одесса,- 6.VIIL 1941,  Москва]  -  русский  советский  акт„р,  режисс„ра
педагог. Нар.  арт.  СССР  (1936).  Доктор  искусствоведения,  профессор
(1939).  Сценич.  деятельность  начинал  в  любит,  спектаклях  Общества
изящных иск-в и Городской нар. аудитории (Одесса). В  1895-96  учился  в
Моск. императорском театр. уч-ще. В 1896-1901  играл  в  Т-ре  Соловцова
(Киев,  Одесса).  Общение  с  талантливыми  акт„рами   труппы   (И.   П.
Киселевский,  Н.  П.  Рощин-Инсаров,  Е.  Я.   Неделин)   способствовало
обогащению акт„рской техники Л. Наиболее значит, роли.  сыгранные  Л.  в
труппе  Соловцова:  поручик  Чарусский  ("Старый   закал"   Сум-батова),
Треплев; Мурзавецкий ("Волки и овцы");
   Молчалин; Морской ("Цена  жизни"  В  л.  Немировича-Данченко),  Лаэрт
("Гамлет"), Ганя Иволгин  и  князь  Мышкин  ("Идиот"  по  Достоевскому),
Раскольников ("Преступление и наказание" по  Достоевскому).  Уже  в  эти
годы обнаруживается широта творч. диапазона Л. В 1901-03 Л.  поступил  в
Т-р Корша (Москва), где работал под рук. Н. Н. Синельникова. Дебютировал
в роли Хлестакова,  в  дальнейшем  играл  Константина  ("Дети  Ванюшина"
Найд„нова), Глумова ("На  всякого  мудреца  довольно  простоты"),  Ивана
Карамазова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Чацкого и др.
   С 1903 начинается новый этап творч. жизни Л. Он становится акт„ром MX
Т, обретя в иск-ве сценич. переживания то театр. направление,  к  к-рому
он  стремился  всем  своим  существом  художника  и  к-рое  впоследствии
получило у него ч„ткую формулировку:
   "...Театр, который потрясает..." (Леонидов Л. М.,  Творческие  беседы
мастеров т-ра, 1938, с. 6). В спектаклях МХТ Л., ставший по  определению
критики "акт„ром большого масштаба, но немногих ролей"  поражал  зрителя
силой темперамента, остротой и  мощью  "  пламенеющего  интеллекта".  Он
воспроизводил   на   сцене   "жизнь   человеческого   духа",   подлинные
человеческие переживания и  страсти.  Образы  Васьки  Пепла  ("На  дне",
1903), Лопахина ("Вишн„вый сад", 1904), Вагина  ("Дети  солнца",  1905),
Сол„ного ("Три сестры",  1906),  Человека  ("Жизнь  Человека"  Андреева,
1907)  были  наполнены  у  Л.  глубоким   внутр.   драматизмом,   подчас
неосознанным протестом против несправедливости,  нелепости  бурж.  мира.
Исчерпывающее выражение эта тема  получила  в  роли  Дмитрия  Карамазова
("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1910), играя к-рую,  Л.  раскрывал
трагедию чистой души, остро жаждущей  любви  и  счастья,  но  сломленной
злобными,  грязными  людьми,  унижающими  человеческое  достоинство.  Л.
неизменно вносил трагедийную окраску во все  исполняемые  им  роли.  Эта
сторона дарования Л. проявилась!! в роли мечтателя, фантаз„ра Пер  Гюнта
(о. п. Ибсена,  1912)  и  в  роли  притворяющегося  сумасшедшим  доктора
Керженцева ("Мысль" Андреева, 1914). Однако  роль  Керженцева  сковывала
акт„ра ущербностью идейной концепции, болезненной надрывностыо.
   Л. выступил острым, беспощадным сатириком в ролях ,  где  он  обличал
мещанство, пошлость, косность, тупость, стяжательство:
   Боркин ("Иванов" Чехова,  1904),  Скалозуб  ("Горе  от  ума",  1906),
Ляпкин-Тяп-кин  ("Ревизор",  1908),  Го-родулин  ("На  всякого   мудреца
довольно простоты", 1910), Тропачев ("Нахлебник" Тургенева, 1912),  Иван
Паз у хин ("Смерть Пазу  хина"  Салтыкова-Щедрина,  1914).  Эти  сценич.
портреты, то комедийно-характерные,  то  сатирически-гневные  и  резкие,
отличались     предельной     выразительностью,     остротой,     иногда
гиперболичностью формы.
   Но при вс„м  разнообразии  творч.  индивидуальности  Л.  доминирующей
чертой его таланта была трагедийность. Это определило  особое  место  Л.
среди корифеев МХТ и с новой силой проявилось в егоиск-ве в сов.  время.
Он сыграл "первого бунтаря" на земле, "богоборца" Каина ("Каин" Байрона,
1920), мятежного Пугач„ва ("Пугач„вщина" Трен„ва,  1925),  непримиримого
Отелло (1930). Станиславский  во  время  репетиций  "Отелло"  назвал  Л.
великим трагич. акт„ром. Л. вносил трагич.  оттенок  в  показ  душевного

Страницы: «« « 1348   1349   1350   1351   1352   1353   1354   1355   1356  1357   1358   1359   1360   1361   1362   1363   1364   1365   1366  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия