|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 » »» Danse", ј 8, fev.-mai, 1982; An Anatomy of Genius. Diaghilev Ballets
Russes. By Lyna Garafola. N. Y. - Oxford, 1989, "Dance chronicle", ј 1,
1990; Ballet Changes, Shakespeare Endures, "Ballet Review", 1991.
Лит.: Т рабски и А. Я., Библиогра-фич. ук. трудов В. М. Красовской,
Л., 1980.
Н. Ю. Чернова.
КРЕЙН Александр Абрамович [8(20). 10.1883, Нижний Новгород -
21.4.1951, noe. Старая Руза Моск. обл.], композитор. Засл. деят. иск-в
РСФСР (1934). Окончил Моск. коне. по классу виолончели (1908). Брал
уроки теории музыки у Б. Л. Яворского, композиции у Л. В. Николаева.
Автор опер, соч. для хора и оркестра, камерных ансамблей, а также
балетов "Лауренсия" (1939, Т-р им. Кирова, балетм. В. М. Чабукиани) и
"Татьяна" (соч. 1943, 2-я ред. - "Дочь народа", 1947, Т-р им. Кирова,
балетм. В. П. Бур-мейстер).
Лит.: Крейн Ю., Рогожина Н., А. Крейн, М., 1964; Симонова Е.,
Александр Крейн, "МЖ", 1983, ј 23; К а т о-н о в а С., Музыка сов.
балета. Очерки истории и теории, 2 изд.. Л., 1990.
В. В. Ванслов.
"КРЕМЛЕВСКИЙ БАЛЕТ", см
Театр балета государственного Кремлевского дворца.
КРЕМШЕВСКАЯ Галина Дми-триевна [р. 14(27).4.1913, Петербург],
артистка, балетный критик. Закончила ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова) в
1931, пед. отд. при ЛХУ в 1938, театроведч. ф-т ГИТИСа в 1954. Артистка
балета в Ленингр. Малом т-ре (1931-34), Т-ре им. Палиашвили (1934-35),
Оперной студии Ленингр. коне. (1935-37), Т-ре им. Кирова (1937-53). Как
балетный критик выступает с нач. 1950-х гг. Автор работ о ленингр.
балете и его мастерах - исполнителях, а также хореографах, педагогах.
Соч.: Т. М. Вечеслова, Л., 1951;
Н. Дудинская, Л.-М., 1964; А. Я. Ваганова, Л-,1981. В. В. Ванслов.
"КРЕПОСТНАЯ БАЛЕРИНА", хореогр. драма в 4 актах. Комп. К. А.
Корчмар„в, муз. ред. А. В. Гаука, Ф. В. Лопухова, инструментовка Гаука,
сцен. Д. П. Смолин. 11.12.1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф.
В. Лопухов, худ. В. А. Щуко, дир. Гаук; Авдотья-Душенька - М. Т.
Сем„нова, Роман, брат Душеньки, - В. А. Сем„нов, Егор, жених Душеньки, -
П. М. Бакланов, Императрица Екатерина II - Е. Э. Бибер. Фаворит
Екатерины - И. Ф. Кшесинский, Учитель танцев - Л. С. Леонтьев, Бурмистр
- А. И. Бочаров. Г. Н. Добровольская.
КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, вид частного дворянского т-ра в России, труппы
к-рого создавались помещиками из их крепостных крестьян. К. т. получил
распространение в 18 в. и просуществовал вплоть до отмены крепостного
права.
Несмотря на мн. трагич. страницы в истории К. т., обусловленные
крепостничеством (насилие над человеческой личностью, гаремность,
барские прихоти и произвол, доходящие у нек-рых помещиков до
жестокости), его значение в создании рус. балетной культуры нельзя
умалить. В условиях К. т. создавалась прослойка крепостной
интеллигенции, много сделавшей для балетного иск-ва: танцовщики,
балетмейстеры-педагоги, художники, композиторы. Условием формирования К.
т. было предварительное обучение крепостных не только балетному танцу и
пению, но и грамоте, иностр. языкам, живописи и музыке. Для обучения
крепостных мн. вельможи привлекали крупных театр, деятелей. Так, в К. т.
кн. Г. А. Пот„мкина на Украине его "Музыкальную академию" возглавлял
знаменитый композитор Дж. Сарти, а преподавали петерб. певцы и
музыканты. Ученики специализировались как вокалисты, инструменталисты и
танцовщики. Балетным классом руководил Розетти, в н„м обучалось 22
человека, их силами исполнялись балеты "Гишпанский", "Казачий",
"Пастушечный". В городе Школва в К. т. генерала С. Г. Зорича крепостные
девушки обучались итал. балетмейстером Мариодини балетным танцам, а
также чтению, письму, сч„ту, языкам и свободно объяснялись
по-французски. Организация К. т. требовала огромных денег. Роскошные
балеты, сопровождаемые музыкой громадных оркестров с множеством
сценических эффектов, великолепием декораций и костюмов, наглядно
свидетельствовали о могуществе владельца К. т. Владельцами крепостных
театров, а нередко и воспитателями артистов были видные отечеств.
деятели, напр. поэт и драматург M. M. Херасков, полководец А. В.
Суворов. В 18 - 1-й пол. 19 вв. насчитывалось более 170 К. т. Из них в
Москве 53, в Петербурге 27, в др. городах 52, остальные в поместьях
разных губерний.
Одним из самых выдающихся К. т. был т-р, созданный в 70-х гг. 18 в.
богатейшим помещиком П. Б. Шереметевым; при его сыне, Н. П. Шереметеве,
в конце столетия он не уступал придворному т-ру. В репертуаре имелось
более 100 произв., преим. опер и балетов. Танцовщиков рано отнимали от
родителей, и они воспитывались все вместе в стенах т-ра в строжайшем
режиме балетной школы.
Лучшими танцовщицами были Мавра и Ф„кла Бирюзовы (Урузо-вы) и Т. В.
Гранатова (Шлыкова); первые роли танцевали также В. Воробь„в и К.
Сердоликов (Де-улин), ставший педагогом и репетитором; балетмейстером и
педагогом был Ф. Морелли, а также ученики - последователи реформатора
балета Ж. Ж. Новера:
Ш. Ле Пик, А. Чианфанелли и Дж. Соломони. Наряду с др. балетами в
шереметевском К. т. были впервые поставлены "Маврин", "Ля Розьер",
"Честный вор", "Дафнис", "Тирс", "Ванюшин". Новаторские
"балеты-пантомимы", к-рыми особенно увлекался Н. П. Шереметев,
добивавшийся действенно-осмысленного танца, оказали влияние на рус.
хореографию. Осуществление действенного танца ставило сложные акт„рские
задачи, с к-рыми крепостные танцовщики блестяще справлялись, возможно, и
потому, что обучались драм. иск-ву у выдающихся рус. акт„ров И. А.
Дмитревского, M. С. Синявской, П. А. Плавилыцикова, четы Е. С. и С. Н.
Сандуновых.
В числе крупнейших К. т. был и т-р кн. Н. Б. Юсупова в Москве и в
усадьбе Архангельское. Его труппа состояла из 20-25 танцовщиц, 10 певчих
и 25 музыкантов. Лучшие актрисы - А. Борунова, С. Г. Малинкина, А. Г.
Рабутов-ская. В репертуаре кроме балетов на мифологич. сюжеты ("Зефир и
Флора" и др.) был оригинальный балет "Севильский цирюльник" и множество
"дивертисманов", состоящих из разл. па де де, па де труа, па де шаль, па
де гирлянд, пейзажного па, казачка, краковяка и т. п. Балетмейстером и
педагогом был Дж. Соломони, а с 1824 - балерина Ф. В. Гюллень-Сор. После
смерти Юсупова К. т. перестал существовать, и все взрослые танцовщики
были отпущены на волю, в т. ч. и Рабутовская, к-рую пригласил курский
помещик И. О. Хорват, поручив ей составить балетную труппу в его К. т.
Страницы: «« « 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |