Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 135   136   137   138   139   140   141   142   143  144   145   146   147   148   149   150   151   152   153  » »»

Danse", ј 8, fev.-mai, 1982; An Anatomy  of  Genius.  Diaghilev  Ballets
Russes. By Lyna Garafola. N. Y. - Oxford, 1989, "Dance chronicle", ј  1,
1990; Ballet Changes, Shakespeare Endures, "Ballet Review", 1991.
   Лит.: Т рабски и А. Я., Библиогра-фич. ук. трудов В.  М.  Красовской,
Л., 1980.
   Н. Ю. Чернова.
   КРЕЙН  Александр  Абрамович  [8(20).  10.1883,  Нижний   Новгород   -
21.4.1951, noe. Старая Руза Моск. обл.], композитор. Засл.  деят.  иск-в
РСФСР (1934). Окончил Моск. коне.  по  классу  виолончели  (1908).  Брал
уроки теории музыки у Б. Л. Яворского, композиции  у  Л.  В.  Николаева.
Автор опер, соч. для  хора  и  оркестра,  камерных  ансамблей,  а  также
балетов "Лауренсия" (1939, Т-р им. Кирова, балетм. В.  М.  Чабукиани)  и
"Татьяна" (соч. 1943, 2-я ред. - "Дочь народа", 1947,  Т-р  им.  Кирова,
балетм. В. П. Бур-мейстер).
   Лит.: Крейн Ю.,  Рогожина  Н.,  А.  Крейн,  М.,  1964;  Симонова  Е.,
Александр Крейн, "МЖ", 1983, ј 23; К а т о-н  о  в  а  С.,  Музыка  сов.
балета. Очерки истории и теории, 2 изд.. Л., 1990.
   В. В. Ванслов.
   "КРЕМЛЕВСКИЙ БАЛЕТ", см
   Театр балета государственного Кремлевского дворца.
   КРЕМШЕВСКАЯ  Галина  Дми-триевна   [р.   14(27).4.1913,   Петербург],
артистка, балетный критик. Закончила ЛХУ  (педагог  А.  Я.  Ваганова)  в
1931, пед. отд. при ЛХУ в 1938, театроведч. ф-т ГИТИСа в 1954.  Артистка
балета в Ленингр. Малом т-ре (1931-34), Т-ре им.  Палиашвили  (1934-35),
Оперной студии Ленингр. коне. (1935-37), Т-ре им. Кирова (1937-53).  Как
балетный критик выступает с нач.  1950-х  гг.  Автор  работ  о  ленингр.
балете и его мастерах - исполнителях, а также хореографах, педагогах.
   Соч.: Т. М. Вечеслова, Л., 1951;
   Н. Дудинская, Л.-М., 1964; А. Я. Ваганова, Л-,1981. В. В. Ванслов.
   "КРЕПОСТНАЯ  БАЛЕРИНА",  хореогр.  драма  в  4  актах.  Комп.  К.  А.
Корчмар„в, муз. ред. А. В. Гаука, Ф. В. Лопухова, инструментовка  Гаука,
сцен. Д. П. Смолин. 11.12.1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм.  Ф.
В. Лопухов, худ. В.  А.  Щуко,  дир.  Гаук;  Авдотья-Душенька  -  М.  Т.
Сем„нова, Роман, брат Душеньки, - В. А. Сем„нов, Егор, жених Душеньки, -
П. М.  Бакланов,  Императрица  Екатерина  II  -  Е.  Э.  Бибер.  Фаворит
Екатерины - И. Ф. Кшесинский, Учитель танцев - Л. С. Леонтьев,  Бурмистр
- А. И. Бочаров. Г. Н. Добровольская.
   КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР, вид частного  дворянского  т-ра  в  России,  труппы
к-рого создавались помещиками из их крепостных крестьян. К.  т.  получил
распространение в 18 в. и просуществовал вплоть  до  отмены  крепостного
права.
   Несмотря на мн. трагич.  страницы  в  истории  К.  т.,  обусловленные
крепостничеством  (насилие  над  человеческой   личностью,   гаремность,
барские  прихоти  и  произвол,  доходящие   у   нек-рых   помещиков   до
жестокости), его значение  в  создании  рус.  балетной  культуры  нельзя
умалить.   В   условиях   К.   т.   создавалась   прослойка   крепостной
интеллигенции,  много  сделавшей  для  балетного   иск-ва:   танцовщики,
балетмейстеры-педагоги, художники, композиторы. Условием формирования К.
т. было предварительное обучение крепостных не только балетному танцу  и
пению, но и грамоте, иностр. языкам, живописи  и  музыке.  Для  обучения
крепостных мн. вельможи привлекали крупных театр, деятелей. Так, в К. т.
кн. Г. А. Пот„мкина на Украине  его  "Музыкальную  академию"  возглавлял
знаменитый  композитор  Дж.  Сарти,  а  преподавали  петерб.   певцы   и
музыканты. Ученики специализировались как вокалисты, инструменталисты  и
танцовщики. Балетным классом  руководил  Розетти,  в  н„м  обучалось  22
человека,  их  силами  исполнялись   балеты   "Гишпанский",   "Казачий",
"Пастушечный". В городе Школва в К. т. генерала С. Г. Зорича  крепостные
девушки обучались итал.  балетмейстером  Мариодини  балетным  танцам,  а
также   чтению,   письму,   сч„ту,   языкам   и   свободно   объяснялись
по-французски. Организация К. т.  требовала  огромных  денег.  Роскошные
балеты,  сопровождаемые  музыкой  громадных   оркестров   с   множеством
сценических  эффектов,  великолепием  декораций  и  костюмов,   наглядно
свидетельствовали о могуществе владельца К.  т.  Владельцами  крепостных
театров, а  нередко  и  воспитателями  артистов  были  видные  отечеств.
деятели, напр. поэт  и  драматург  M.  M.  Херасков,  полководец  А.  В.
Суворов. В 18 - 1-й пол. 19 вв. насчитывалось более 170 К. т. Из  них  в
Москве 53, в Петербурге 27, в др.  городах  52,  остальные  в  поместьях
разных губерний.
   Одним из самых выдающихся К. т. был т-р, созданный в 70-х гг.  18  в.
богатейшим помещиком П. Б. Шереметевым; при его сыне, Н. П.  Шереметеве,
в конце столетия он не уступал придворному т-ру.  В  репертуаре  имелось
более 100 произв., преим. опер и балетов. Танцовщиков рано  отнимали  от
родителей, и они воспитывались все вместе в  стенах  т-ра  в  строжайшем
режиме балетной школы.
   Лучшими танцовщицами были Мавра и Ф„кла Бирюзовы (Урузо-вы) и  Т.  В.
Гранатова (Шлыкова); первые  роли  танцевали  также  В.  Воробь„в  и  К.
Сердоликов (Де-улин), ставший педагогом и репетитором; балетмейстером  и
педагогом был Ф. Морелли, а также ученики  -  последователи  реформатора
балета Ж. Ж. Новера:
   Ш. Ле Пик, А. Чианфанелли и Дж. Соломони. Наряду  с  др.  балетами  в
шереметевском К. т.  были  впервые  поставлены  "Маврин",  "Ля  Розьер",
"Честный    вор",    "Дафнис",    "Тирс",     "Ванюшин".     Новаторские
"балеты-пантомимы",  к-рыми  особенно   увлекался   Н.   П.   Шереметев,
добивавшийся действенно-осмысленного  танца,  оказали  влияние  на  рус.
хореографию. Осуществление действенного танца ставило сложные  акт„рские
задачи, с к-рыми крепостные танцовщики блестяще справлялись, возможно, и
потому, что обучались драм. иск-ву  у  выдающихся  рус.  акт„ров  И.  А.
Дмитревского, M. С. Синявской, П. А. Плавилыцикова, четы Е. С. и  С.  Н.
Сандуновых.
   В числе крупнейших К. т. был и т-р кн. Н. Б. Юсупова  в  Москве  и  в
усадьбе Архангельское. Его труппа состояла из 20-25 танцовщиц, 10 певчих
и 25 музыкантов. Лучшие актрисы - А. Борунова, С. Г.  Малинкина,  А.  Г.
Рабутов-ская. В репертуаре кроме балетов на мифологич. сюжеты ("Зефир  и
Флора" и др.) был оригинальный балет "Севильский цирюльник" и  множество
"дивертисманов", состоящих из разл. па де де, па де труа, па де шаль, па
де гирлянд, пейзажного па, казачка, краковяка и т. п.  Балетмейстером  и
педагогом был Дж. Соломони, а с 1824 - балерина Ф. В. Гюллень-Сор. После
смерти Юсупова К. т. перестал существовать, и  все  взрослые  танцовщики
были отпущены на волю, в т. ч. и Рабутовская,  к-рую  пригласил  курский
помещик И. О. Хорват, поручив ей составить балетную труппу в его  К.  т.

Страницы: «« « 135   136   137   138   139   140   141   142   143  144   145   146   147   148   149   150   151   152   153  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет