Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 » »» прогулки, похоронного шествия, военного марша). При контрастах, несовпадениях внешнего и внутр. темпо-ритма возникают комедийный эффект или драм. напряжение. "У каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой темпо-ритм,-утверждал Станиславский.-Каждый характерный внутренний или внешний образ: сангвиник, флегматик, Городничий, Хлестаков, Земляника - имеет свой темпо-ритм" (Собр. соч., т. 3, 1955, с. 152). Темпо-ритм каждой роли сообразуется с темпо-рит-мом всей пьесы, а он подчин„н сквозному действию, сверхзадаче, идейному замыслу спектакля. Чрезмерное значение приобр„л Р. в некоторых драматических символистских и экспрессионистских спектаклях. Формалистическая изощр„нность подчас сказывалась в гипертрофии Р. как важнейшего компонента спектакля, независимо от содержания, сюжета и пр. Самодовлеющее значение Р. спектакля вело к формалистич. трактовке пьесы, к произвольному навязыванию режисс„ром Р. и темпа, не соответствующих характеру драматургич. произведения. Большое внимание Р. речи и жеста придавали в своих спектаклях А. Ахметели, А. Я. Таиров. Мейерхольд добивался ч„ткого Р. в движениях акт„ров и темпа спектакля (см. Биомеханика). В практике реалистич. рус. т-ра Р. спектакля всегда был связан с особенностями содержания, стиля и жанра исполняемого произв. Рус. и сов. драматургия отличается ритмич. разнообразием, связанным со сложностью и многообразием явлений действительности и художеств. средств их воплощения (Р. драматургии М. Горького, Н. Ф. Погодина, В. В. Вишневского). Мн. режисс„ры сов. т-ра (Е. Б. Вахтангов, К. А. Марджанов, А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, Н. П. Охлопков, Н. П. Акимов, Г. А. Товстоногов и др.) создавали спектакли, поражавшие ритмич. изобретательностью, блеском экспрессии массовых сцен и диалогов. Воспитание выразительных средств акт„ра связано с развитием чувства ритма. К. С. Станиславский в своей системе и В. И. Немирович-Данченко в процессе репетиций предлагали этюды и упражнения, помогающие овладеть соответствующим темпо-ритмом. В балетном и оперном т-ре ритмич. законы соответствуют законам муз. и танцевального Р. В цирке баланс, акробатика, жонглирование, воздушные пол„ты, хождение по канату и др. связаны с законами Р., с отработанным и тщательно выверенным темпом всех движений, правильным их чередованием и повторением. Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 3, M., 1955, гл. Темпо-ритм. А. Д. РЙТНЕР (Rittner), Тадеуш (31.V.1873-19.VL 1921) - польский драматург, театр. критик, писатель. Дебютировал как драматург пьесой "Соседка" (1902, Львов). Писал на нем. и польском яз. В ранних пьесах Р. обличал моральные устои бурж. общества, не затрагивая основ существующего строя. После 1905 бунтарские настроения в пьесах Р. ослабевают, в них появляются неверие, безнад„жность. В последующих пьесах Р. обращается к сказочным сюжетам, в них сказались эстетские тенденции. В одной из последних драм - "Враги богачей" (1921, Вена) - Р. неверно оценивает события Октябрьской революции. Среди пьес Р. наиболее популярны реалистич. драмы: "В маленьком домике" (1904, Краков) - о трагич. противоречии между устремлениями человека и возможностя- ми их осуществления в бурж. обществе; "Глупый Якоб" (1910, Берлин) - о губительной власти денег; "Волки ночью" (1914, Вена) - о трусливой лжи во имя сохранения жизненных благ. Драмы Р., полные горького юмора, отличаются правдивостью воспроизведения быта и глубоким анализом психологии героев, в них сказывается влияние драматургии Чехова. В пьесах Р. выступали лучшие польские акт„ры: С. Ярач, К. Каминьский, М. Френкель, Ю. Остэрва и др. Пьесы Р. входят в репертуар т-ров народной Польши. Соч.: В пути (Дон Жуан), пер. с польского, М., 1914; Wolfe in der Nacht, Wien, 1914; Die Feinde der Reichen, Lpz., 1921; W malym domku, Wroclaw, 1954; Glupi Jakub, Wilki w nocy, Wroclaw, 1956. Лит.: Raszewski Z., Rittneriana, "Pamietnik teatralny", 1956, ј l ; B o j-2 e 1 e n s k i Т., Flirt z Melpomena, t. 1-11, Warsz., 1920-1933; Natanson W., Szkice teatralne, Krakow, 1955; Piwinska M., "W malym domku" Rittnera na scenie teatru Ludwego w Warszawie, "Teatr", 1959, Xc 4. R. В. РИХТЕР (Richter), Ганс (4.IV.1843-5.XII. 1916) - дириж„р. По национальности немец. В 1865 окончил Венскую консерваторию. В 1862-66 работал валторнистом в оркестре венского "Кернтнертортеат-ра". По рекомендации Вагнера стал в 1867 хормейстером, а в 1868 дириж„ром Мюнхенской оперы. В 1871- 1875 был дириж„ром будапештского Нац. т-ра. В 1876 Р. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга" Вагнера на открытии "Байр„йтского т-ра", после чего стал одним из ведущих дириж„ров Байр„йтских фестивалей. В 1882, 1884 и 1904-10-выступал в т-ре "Ко-вент-Гарден" (дирижировал операми "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда" Вагнера и др.). Завоевал славу как интерпретатор творчества Вагнера, сохранявший авторскую традицию исполнения. Лит.: Kufferath M., L'art de diriger rorchestre, 3 ed.. P.. 1909; К а г p a t h L., Wagners Briefe an H. Richter (1868-1883), B.-W., 1925; Sourek 0., A. Dvorak and H. Richter, Praha, 1942. Ал. М. РИЧ (Rich), Джон (1682-26.XI.1761) - англ. акт„р, режисс„р, театр. деятель. Один из первых ми-мич. акт„ров англ. т-ра, сын театр. предпринимателя Кристофера Р. Творч. деятельность начал в 1714 в т-ре "Линкольне Инн Филдс". С 1732 выступал в т-ре "Ковент-Гарден", был основателем и владельцем этого т-ра, руководил им до конца жизни. Пантомимы Р. состояли из "серь„зной" части, где воссоздавались сцены из "Метаморфоз" Овидия, "Фауста" Марло и др., и "потешной" с участием Коломбины, Панталоне, Клоуна и Арлекина, роль к-рого исполнял Р. (под сценич. именем Лан). Большим успехом пользовалась пантомима "Наказанный Арлекин" (1717). Р. в совершенстве владел телом, обладал тонкой, развитой мимикой, редкой выразительностью движений. Р. пост. в т-ре "Линкольне Инн Филдс": "Юлий Цезарь" Шекспира (1718), "Много шума из ничего" (1721); "Спас„нная Венеция, или Раскрытый заговор" Отуэя (1721) и др.; осуществил там же первую пост. сатирич. оперы Дж. Гея и Дж. Пепуша "Опера нищих" (1728), ставшей значит, событием в истории англ. т-ра. Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М.-Л.. 1956, с. 75-80; Мокульский С. (сост. и ред.). Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, М., 1955, с. 140-41; Gibber С., An Страницы: «« « 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |