Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1902   1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910  1911   1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920  » »»

прогулки,  похоронного  шествия,  военного   марша).   При   контрастах,
несовпадениях внешнего и внутр. темпо-ритма возникают комедийный  эффект
или  драм.  напряжение.  "У  каждой  человеческой  страсти,   состояния,
переживания свой темпо-ритм,-утверждал Станиславский.-Каждый характерный
внутренний  или  внешний  образ:   сангвиник,   флегматик,   Городничий,
Хлестаков, Земляника - имеет свой темпо-ритм" (Собр. соч., т.  3,  1955,
с. 152). Темпо-ритм каждой роли сообразуется с темпо-рит-мом всей пьесы,
а  он  подчин„н  сквозному  действию,  сверхзадаче,   идейному   замыслу
спектакля.
   Чрезмерное   значение   приобр„л   Р.   в   некоторых   драматических
символистских   и   экспрессионистских   спектаклях.    Формалистическая
изощр„нность  подчас  сказывалась  в  гипертрофии  Р.   как   важнейшего
компонента  спектакля,  независимо   от   содержания,   сюжета   и   пр.
Самодовлеющее значение Р. спектакля вело к формалистич. трактовке пьесы,
к произвольному навязыванию режисс„ром Р. и  темпа,  не  соответствующих
характеру драматургич. произведения.
   Большое внимание Р. речи и жеста  придавали  в  своих  спектаклях  А.
Ахметели, А. Я. Таиров. Мейерхольд  добивался  ч„ткого  Р.  в  движениях
акт„ров и темпа спектакля (см. Биомеханика).
   В практике реалистич. рус. т-ра Р.  спектакля  всегда  был  связан  с
особенностями содержания, стиля и жанра исполняемого произв. Рус. и сов.
драматургия отличается ритмич. разнообразием, связанным со сложностью  и
многообразием  явлений  действительности   и   художеств.   средств   их
воплощения  (Р.  драматургии  М.  Горького,  Н.  Ф.  Погодина,   В.   В.
Вишневского). Мн. режисс„ры сов. т-ра (Е. Б. Вахтангов, К. А. Марджанов,
А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, Н.  П.  Охлопков,  Н.  П.  Акимов,  Г.  А.
Товстоногов   и   др.)   создавали   спектакли,    поражавшие    ритмич.
изобретательностью, блеском экспрессии массовых сцен и диалогов.
   Воспитание выразительных средств акт„ра связано с  развитием  чувства
ритма. К. С. Станиславский в своей системе и В. И. Немирович-Данченко  в
процессе репетиций предлагали этюды и  упражнения,  помогающие  овладеть
соответствующим темпо-ритмом.
   В балетном и оперном т-ре ритмич. законы соответствуют законам муз. и
танцевального Р. В цирке баланс,  акробатика,  жонглирование,  воздушные
пол„ты, хождение по канату и др. связаны с законами Р., с отработанным и
тщательно выверенным темпом всех движений, правильным их чередованием  и
повторением.
   Лит.:  Станиславский  К.  С.,  Собр.  соч.,  т.  3,  M.,  1955,   гл.
Темпо-ритм. А. Д.
   РЙТНЕР (Rittner), Тадеуш (31.V.1873-19.VL 1921) - польский драматург,
театр. критик, писатель.  Дебютировал  как  драматург  пьесой  "Соседка"
(1902, Львов). Писал на нем. и польском яз. В ранних пьесах  Р.  обличал
моральные устои бурж. общества, не затрагивая основ существующего строя.
После  1905  бунтарские  настроения  в  пьесах  Р.  ослабевают,  в   них
появляются неверие, безнад„жность. В последующих пьесах Р. обращается  к
сказочным сюжетам, в них  сказались  эстетские  тенденции.  В  одной  из
последних драм - "Враги богачей" (1921, Вена)  -  Р.  неверно  оценивает
события  Октябрьской  революции.  Среди  пьес  Р.   наиболее   популярны
реалистич. драмы: "В  маленьком  домике"  (1904,  Краков)  -  о  трагич.
противоречии  между  устремлениями  человека  и   возможностя-   ми   их
осуществления в  бурж.  обществе;  "Глупый  Якоб"  (1910,  Берлин)  -  о
губительной власти денег; "Волки ночью" (1914, Вена) - о  трусливой  лжи
во имя сохранения жизненных благ.
   Драмы   Р.,   полные   горького   юмора,   отличаются    правдивостью
воспроизведения быта  и  глубоким  анализом  психологии  героев,  в  них
сказывается влияние драматургии Чехова. В  пьесах  Р.  выступали  лучшие
польские акт„ры: С. Ярач, К. Каминьский, М. Френкель, Ю. Остэрва  и  др.
Пьесы Р. входят в репертуар т-ров народной Польши.
   Соч.: В пути (Дон Жуан), пер. с польского, М., 1914;
   Wolfe in der Nacht, Wien, 1914; Die Feinde der Reichen, Lpz., 1921; W
malym domku, Wroclaw, 1954; Glupi Jakub, Wilki w nocy, Wroclaw, 1956.
   Лит.: Raszewski Z., Rittneriana, "Pamietnik teatralny", 1956, ј l ; B
o j-2 e 1 e n s k i Т., Flirt z Melpomena, t. 1-11,  Warsz.,  1920-1933;
Natanson W., Szkice teatralne,  Krakow,  1955;  Piwinska  M.,  "W  malym
domku" Rittnera na scenie teatru Ludwego w Warszawie, "Teatr", 1959,  Xc
4. R. В.
   РИХТЕР  (Richter),  Ганс  (4.IV.1843-5.XII.  1916)  -   дириж„р.   По
национальности немец. В 1865 окончил Венскую  консерваторию.  В  1862-66
работал  валторнистом  в  оркестре  венского  "Кернтнертортеат-ра".   По
рекомендации Вагнера стал  в  1867  хормейстером,  а  в  1868  дириж„ром
Мюнхенской оперы. В 1871- 1875 был дириж„ром будапештского Нац. т-ра.  В
1876 Р. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга" Вагнера  на  открытии
"Байр„йтского  т-ра",  после  чего  стал  одним  из  ведущих   дириж„ров
Байр„йтских  фестивалей.  В  1882,  1884  и  1904-10-выступал   в   т-ре
"Ко-вент-Гарден"  (дирижировал  операми  "Нюрнбергские  мейстерзингеры",
"Тристан и Изольда" Вагнера и др.).  Завоевал  славу  как  интерпретатор
творчества Вагнера, сохранявший авторскую традицию исполнения.
   Лит.: Kufferath M., L'art de diriger rorchestre, 3 ed.. P.. 1909; К а
г p a t h L., Wagners Briefe an H.  Richter  (1868-1883),  B.-W.,  1925;
Sourek 0., A. Dvorak and H. Richter, Praha, 1942. Ал. М.
   РИЧ (Rich), Джон (1682-26.XI.1761) - англ.  акт„р,  режисс„р,  театр.
деятель.  Один  из  первых  ми-мич.  акт„ров  англ.  т-ра,  сын   театр.
предпринимателя Кристофера Р. Творч. деятельность начал в  1714  в  т-ре
"Линкольне Инн Филдс". С  1732  выступал  в  т-ре  "Ковент-Гарден",  был
основателем и владельцем этого т-ра, руководил им до конца жизни.
   Пантомимы Р. состояли из "серь„зной" части, где воссоздавались  сцены
из "Метаморфоз" Овидия, "Фауста" Марло и др., и  "потешной"  с  участием
Коломбины, Панталоне, Клоуна и Арлекина, роль к-рого  исполнял  Р.  (под
сценич. именем Лан). Большим успехом пользовалась пантомима  "Наказанный
Арлекин"  (1717).  Р.  в  совершенстве  владел  телом,  обладал  тонкой,
развитой мимикой, редкой выразительностью  движений.  Р.  пост.  в  т-ре
"Линкольне Инн Филдс": "Юлий Цезарь" Шекспира  (1718),  "Много  шума  из
ничего" (1721); "Спас„нная Венеция, или Раскрытый заговор" Отуэя  (1721)
и др.; осуществил там же первую пост.  сатирич.  оперы  Дж.  Гея  и  Дж.
Пепуша "Опера нищих" (1728), ставшей значит, событием  в  истории  англ.
т-ра.
   Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, т. 2, М.-Л.. 1956, с. 75-80;
   Мокульский   С.   (сост.   и   ред.).    Хрестоматия    по    истории
западноевропейского театра, т. 2, М., 1955, с.  140-41;  Gibber  С.,  An

Страницы: «« « 1902   1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910  1911   1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия