Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 » »» "Люлюли", направленный против войны, разоблачающий лицемерие, демагогию бурж. псевдодемократии. К 20-м гг. относятся историч. драмы: "Игра любви и смерти" (1925, т-р "Одеон"), "Вербное воскресенье" (соч. 1926), "Леониды" (соч. 1928), продолжающие цикл "Театра революции". Эти пьесы, в отличие от революц. драм Р., поев. моральным проблемам - гл. обр. соотношению индивидуальной совести и обществ, долга. Последняя пьеса Р. "Робеспьер" (1939), завершающая цикл "Театр революции", отразила новое понимание драматургом процесса историч. развития, он утверждает, что гл. движущей силой является народ. Эта патетич., исполненная оптимизма пьеса была высоко оценена прогрессивной франц. критикой. Попытки ставить пьесы Р. на сценах франц. т-ров встречали сопротивление со стороны официальных кругов. Бурж. т-ры отказывались от включения их в репертуар. Пьесы Р. ставили любительские нар. т-ры, гл. обр. в рабочих предместьях Парижа. В период борьбы Нар. фронта во Франции были пост. "Волки" (1936, т-р "Комеди Франсез"). К 150-летию франц. революции 1789 пост. "Игра любви и смерти" (1939). В сов. т-ре ставились: "Четырнадцатое июля" (под назв. "Взятие Бастилии", 1920, Самара; 1927, МХАТ 2-й), "Дантон" (1921, Витебск), "Люлюли" (1922, Харьков), "Волки" (1923, "Массодрам", Одесса), "Настанет время" (1925, Студия Малого т-ра, Москва; 1926, Большой драм. т-р, Ленинград), инсценировка романа "Кола Брюньон" (1937, Реали-стич. т-р, Москва). На сюжет этого романа Д. Б. Кабалевский написал оперу "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси"; 1938, Ленингр. Малый оперный т-р). Р. был выдающимся музыковедом, автором научных исследований, отличающихся глубиной, конкретностью характеристик, образностью и блеском языка. Среди наиболее значит, трудов Р.: докторская диссертация "Происхождение современного музыкального театра. История оперы в Европе до Люлли и Скар-латти" (1895), исследования об опере 17 в. в Италии, Германии и Англии, о творчестве Бетховена, композиторов 19-20 вв. и др. В 1935 Р. посетил Сов. Союз. В годы 2-й мировой войны и немецко-фашистской оккупации Р. горячо сочувствовал Движению Сопротивления во Франции. Соч.: Les origines du theatre lyrique moderne. Histoire de l'opera en Europe avant Luily et Scarlatti, P., 1895; в рус. пер. - Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931; Народный театр. СПБ, 1910; Драмы революции, Трагедии веры, т. XIII, Л., 1932; Драмы революции, Собр. соч., т. 1, M., 1954; Театр. там же, т. 14, M., 1958. Лит.: История французской литературы, т. 3, M., 1959, т. 4, M., 1963; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр..., Л.-М., 1939; Л.уначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1-2, M., 1958; Bonnerot J., R. Rolland..., P., 1921; Descotes M., Romain Rolland, P., 1948. РОЛЛЕР, Андрей Адамович [ наст. имя - Андреас Леонгард; 1805-8(20).V.1891] - рус. театр. художник. Действит. чл. (1839) и профессор перспективной живописи (1856) Академии художеств. Род. в семье театр. машиниста А. Роллера. Окончил Академию художеств в Вене. С 1821 работал машинистом сцены и декоратором в т-рах Австрии, Франции, Англии. В 1834-79-гл. машинист-механик и декоратор петерб. имп. т-ров. Художник романтич. направления, Р. создавал пышные, эффектные декорации, к-рые служили нарядным фоном для спектаклей. Блестяще зная сценич. технику, Р. широко применял разл. сценич. эффекты - превращения, пол„ты, трюки и т. п. Принимал активное участие в переделках машин ерии т-ра царскосельского Эрмитажа, Большого и Эрмитажного т-ров в Петербурге, в реставрации Зимнего дворца. Наиболее значит, работы.: "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Жизнь за царя" Глинки (1836), "Бронзовый конь" Обера (1837), "Озеро волшебниц" (1840), "Руслан и Людмила" (1842); "Аскольдова могила" Верстовского (1841), "Сильфида" Шнейцгофера, "Жизель" Адана (1843), "Золотая рыбка" Мин-куса (1866) и др. Лит.: Сыркина Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М. 1956- АН. Ш. РОЛЬ (франц. role) - 1) Литературный образ, созданный драматургом или сценаристом в пьесе (киносценарии) и соответственный сценич. (или кинемато-графич.) образ, воплощ„нный акт„ром в спектакле (фильме). Р. бывают - комедийные, трагедийные, драматические, трагикомические и т. п. Различают также - первые (главные, центральные, основные) и вторые (второстепенные) Р., в ы х о д н ы е Р. - Р. без слов или с минимальным (2-3 фразы) количеством текста, э п и-зодические Р. - Р. в одном из эпизодов спектакля (напр., князь Тугоух овский в "Горе от ума", Трубач в "Егоре Булычеве и других" и др.). В муз. т-ре Р.- то же, что партия. 2) Совокупность текста одного действ, лица в пьесе. РОМАНАУСКАС, Ионас (р. 19. IV. 1912) - сов. артист цирка; атлет и клоун. Нар. арт. Лит. ССР (1963). С 1928 - рабочий сцены. Занимался спортом. В 1933 - чемпион и рекордсмен Литвы по поднятию тяжестей. С 1934 работал в литов. цирках: силовой жонгл„р, гимнаст, клоун (псевд.-Барнабас). В 1944 возглавил вновь созданный литов. цирковой коллектив. Исполняет номера с тяжестями изящно, с артистизмом. "РОМАНЕСК" - рус. сов. театр. Существовал в Москве в 1922-23. Т-р возглавляли режисс„р В. М. Бебутов и акт„р К. В. Эггерт. Гл. направлением творчества т-ра были пост. романтич. мелодрам: "Нельская башня", "Граф Монте-Кристо" Дюма-отца. В т-ре работали художники Е. М. Бебутова и Б. И. Волков, акт„ры А. П. Грузинский, О. Н. Демидова, П. А. Князятов, 3. Г. Лемм, В. А. Синицин, Д. Я. Ро-говский, Н. А. Розенель и др. Лит.: Бебутов В.М., Театр Романеск, "Театральная Москва", 1922, ј 46, 47; Театр "Романеск", "Зрелища", 1923. .ј40. М.Люб. РОМАНЕСКУ (Romanescu), Аристицца (24. XII. 1854 - 5. VI. 1918) - рум. актриса. Дебютировала в 1872 на сцене Нац. т-ра в Крайове. С 1877 выступала в "Об-ве драматич. акт„ров", где исполняла роли: Весталка ("Побежд„нный Рим" Пароди), Елена ("Бояре и Чокон" Александри), Спиридон ("Бурная ночь" И. Л. Караджале). Всеобщее признание получило исполнение роли Джеты ("Источник Бланду-зии" Александри). В 1891 выступала в Вене, где с успехом исполнила роли Офелии, Джульетты; леди Мильфорд ("Коварство и любовь"). Р. обладала бурным сценич. темпераментом, совершенной пластикой, выразительной мимикой, красивым голосом. Среди др. ролей: Юлия ("Овидий" Александри), Видра ("Рэзван и Видра" Хашдеу), Зое ( "Потерянное письмо" И. Л. Караджале), Донья Соль. Марион Делорм ("Эрнани", о. п. Гюго), Луиза Миллер; Амалия ("Разбойники"), Мария Стюарт и др. В 1903 оставила сцену. В 1893-1914 преподавала в Бухарестской Страницы: «« « 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |