Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1918   1919   1920   1921   1922   1923   1924   1925   1926  1927   1928   1929   1930   1931   1932   1933   1934   1935   1936  » »»

героического  пафоса  (балеты  "Эсмеральда",   1844,   "Катарина,   дочь
разбойника", 1846, "Корсар", 1856,-  все  балеты  Пуни).  Герои  балетов
Перро отличались мужеством, душевной красотой,  возвышенными  страстями.
Р. в балете характеризуется также большим интересом к  нар.  творчеству.
Это проявилось не только в  балетах  Перро,  но  и  в  постановках  дат.
балетм. А. Бурнонвиля, опирающихся на  нац.  фольклор.  Во  мн.  из  них
используются нар. легенды и сказки, демонстрируются нац.  празднества  и
обряды ("Народное предание" Гаде и Хартмана, 1854,  "Свадебный  поезд  в
Хардангере" Паулли, 1853, и др.).
   В России романтич. направление достигает развития в 30-40-х  гг.,  во
время гастролей Тальони и Эль-слер, и в 50-х гг. в  Петербурге  в  пост.
Перро.  Принципы  исполнительского  иск-ва  Тальони  были  восприняты  и
развиты рус. танцовщицами E. А. Санков-ской и E. И. Андреяновой. В конце
19 в. романтич. начало  проявилось  в  балетах  Чайковского  ("Лебединое
озеро", "Щелкунчик"), Глазунова ("Раймонда") и др. В начале 20 в. М.  М.
Фокин  придал  Р.  в  балете   новые   черты,   обогатив   его   иск-вом
импрессионизма.  Романтич.  образы  возникают  в  балетах  Фокина  через
восприятие человека совр. ему эпохи.
   Р.   присущ   и   советскому   балету,   стремящемуся   к   выявлению
романтического в самой действительности, Эта направленность  проявляется
не только в  постановке  балетов  "Бахчисарайский  фонтан",  "Кавказский
пленник" Асафьева, шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта",  но  и  в
решении героич. спектаклей - "Сердце гор" Баланчивадзе, "Лаурен-сии",  в
многочисл. нац. балетах народов СССР,в к-рых  используются  сюжеты  нац.
легенд и сказаний, в балетах, поев. гражд. и Великой  Отечеств,  войнам:
"Партизанские дни"  Асафьева,  "Берег  счастья"  Спадавеккиа,  "Татьяна"
Крейна и др. Обращаясь к современности, балетмейстеры стремятся отразить
романтич. черты, присущие  сов.  действительности  ("Героическая  поэма"
Каретнпкова, "Берег надежды" Петрова и др.).
   Лит.: С л о н и м с к и и Ю. И., Мастера балета..., Л., 1937; его же.
Сильфида, М.-Л., 1927; его же, Дид-ло..., Л.-М., 1958; Соловьев  Н.  В.,
Мария Тальони, СПБ, 1912; Классики хореографии, Л.-М., 1937; И о ф ь-е в
М., Балет Гранд-Опера в Москве, "Театр", 1958, ј 9;
   Beaumont С. W., The romantic ballet in lithographs of the  time,  L.,
1938; его же, The  ballet  called  Giselle,  L.,  1945,  его  же,  Fanny
Elssler, L., 1931; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954; L
i f a r S., Giselle. Apotheose du ballet romantique,  P.,  1942.  E.  Ф.
(драматургия, драм. иск-во), А. Я. (неоромантизм), Р. Л. (опера),
   'РОМАНОВ, Борис Сергеевич  [18(30).VI.  1895-6.V.  1958]-  рус.  сов.
драматург, журналист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Учился  в
Моск. ун-те. В 20-х гг. был акт„ром и режисс„ром периферийных  т-ров.  К
1924 относятся первые драматургич. опыты  Р.:  "Банкет  капитала",  "Его
спасает  небо",  "Сон  гражданина   Обухова".   Первая   большая   драма
Р.-"Федька-Есаул" (1925, Студия  Малого  т-ра),  поев.  событиям  гражд.
войны на юге России. Большую роль  в  обращении  т-ров  к  новому,  сов.
репертуару, к совр. действительности сыграла сатирич. комедия "Воздушный
пирог" (1925, Т-р  Революции).  Комедия  разоблачала  вражеские  попытки
реставрации капитализма, бичевала дельцов и перерожденцев периода  нэпа.
Разоблачит, интонация отличала и комедию Р. "Конец Криворыльска"  ("Заре
навстречу", 1926, Т-р  Революции).  Наряду  с  образами  людей  прошлого
драматург  создал  в  этой  пьесе   характеры   комсомольцев,   активных
строителей нового мира.
   Среди лучших пьес Р. - драма "Огненный  мост"  (1929,  Малый  т-р)  о
трудовых  буднях  социалистич.  стройки,  здесь  впервые  создан   образ
руководящего работника сов. индустрии. В пьесе "Бойцы" (1934, Малый т-р)
Р. обращается к мирным дням Красной Армии, показывает быт  сов.  воинов.
Р.  написал  комедии  "Со  всяким  может  случиться"  (1940,  Моск.  т-р
транспорта), "Знатная фамилия" (1945, Моск. т-р транспорта),  в  1947  -
пьесу "Великая сила" (Гос. пр. СССР, 1948, Малый т-р, 1947), ограниченно
трактующую тему патриотизма. Лучшие пьесы Р. сценичны,  содержат  яркие,
интересные роли для акт„ров.
   В 1953 вышла книга статей Р. по иск-ву т-ра "Драматург и  театр".  Р.
занимался педагогич. деятельностью. С 50-х гг.-профессор  Лит.  ин-таим.
М. Горького (Москва).
   Соч.: Пьесы, М.-Л., 1948; Пьесы, М., 1951;  Драматург  и  театр.  М.,
1953. f? fi.
   POMEA-И-ЯНГУАС (Romea y Yanguas),  Хулиан  (16.  II.  1813-10.  VIII.
1868) -  исп.  акт„р.  Ученик  известного  акт„ра  К.  Латорре.  В  1833
дебютировал на сцене. Играл роли романтич" репертуара -  Альфонсо  Перес
де  Гусман  ("Гусман  Доблестный"  Хиля-и-Сарате),   Габриэль   Эспиноса
("Предатель, не признавший себя виновным, и мученик"  Соррильи-и-Мораля)
и др. Пользовался популярностью в семейно-быто-вых комедиях  М.  Бретона
де  лос  Эррерос,  В.  де  ла  Веги  и  др.  Игра   Р.-и-Я.   отличалась
сдержанностью, простотой, он отказался от аффектированной декламационной
манеры, присущей его партн„рам. В  1840-  1853  Р.-и-Я.  возглавлял  т-р
"Принсипе" (Мадрид). С 1858 преподавал, с 1866 руководил  Консерваторией
музыки и декламации. Автор книг: "Основные мысли  об  искусстве  театра"
(Ideas generales sobre el  arte  del  teatro,  Madrid,  1858),  "Учебник
декламации" (Manual de declamacion, Madrid,  1859),  "Герои  на  театре.
Размышления о манере представлять трагедии" (Los heroes  en  el  teatro,
reflexiones sobre la manera de representar la tragedia, Madrid, 1866).
   Лит.: Diaz de Escovar N.yLasso de la Vega P. P., Historia del  teatro
espanol, v. 2, Barcelona, 1924, cap. VIII, p. 109-112, 114-115, 122-123;
Ferrer del Rio A., Don J., Romea y su epoca en el teatro, Madrid,  1868;
Espina A., Romea o el Comediante, Madrid, 1935. И. С.
   POMEH (Romains), Жюль [наст. имя и фам. - Луи Фар и гуль (Farigoule)]
(р.  26.VIII.  1885)-  франц.  писатель,  поэт,  драматург.  Чл.  Франц.
академии (с 1946). Лит. деятельность  начал  в  1906.  Возглавил  т.  н.
унанимизм-лит.  течение,  утверждавшее   отвлеч„нно-гу-манистич.   идеи.
Первая работа Р. для т-ра-стихотворная драма "Армия в городе" (1911, т-р
"Одеон")  носила  пацифистский  характер  и   была   проникнута   идеями
унанимизма.  В  романтич.  драме  "Кромдейр  старый"  (1920,  т-р   "Вь„
коломбье") Р. пытался найти выход из противоречий бурж. действительности
в   идеализации   патриархального   быта.   В    связи    с    усилением
социально-критич. направленности  во  франц.  лит-ре  н  драматургии  Р.
отходит от абстрактного гуманизма, идеали-стич.  иллюзий,  обращается  к
сатирич.  осмеянию  бурж.  общества.  В  комедиях-гротесках  "Кнок,  или
Торжество медицины" (1923), "Труадек,  предавшийся  распутству"  (1923),
"Женитьба Труадека" (1925) Р. создал остро сатирич. образы франц.  мещан
-  поли-тич.  дельцов,  уч„ных-парлатанов,   лит.   карьеристов,   тупых

Страницы: «« « 1918   1919   1920   1921   1922   1923   1924   1925   1926  1927   1928   1929   1930   1931   1932   1933   1934   1935   1936  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия