Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 » »» противопоставили красоту духовной жизни, способность к самопожертвованию, беззаветной любви. Неоромантики выступали гл. обр. в области стихотворной драмы, близкой к лирич. трагедии (они часто называли свои произв. драм. поэмами). Пьесы неоромантиков отличаются, как правило, напряж„нным драматизмом, блеском поэтич. стиля, богатством красок, яркой и необычной обстановкой, в к-рой почти нату-ралистич. точность сочетается с изысканным эстетизмом. Вместе с тем в них заметно пристрастие авторов к блестящим, но неоправданным театр. эффектам, риторике. Произв. неоромантиков ставили реж. А. Анту-ан, О. Брам, М. Рейнхардт. Лит.: Berchet G., Lettera semiseria di Crisostomo, МП., 1816; Visconti E., Idee elementari sulla poesia romantica, "II Conciliatore", MiL, 1818, v. l, .N" 23-28; его же, Dialogo sulle unita dramatiche di luogo e di tempo, там же, 1819, v. 2, ј 42-43 (см. переизд. Firenze, 1953-54); Romagnosi G. D., Della poesia considerata rispetto alle diverse eta delle Nazioni, там же, МП., 1818, v. l, ј 3; Schlegel F., Fragmente, "Lyceum", 1797 и "Athenaum", 1798, 1800, отд. изд., Lpz., 1904; в рус. пер. - Фрагменты, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934, С.dramatische Kunst und Literatur, TI 1-2, HdIb.-W., 1809-1811; в рус. пер.- Чтения о драматической литературе и искусстве, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934, с. 213-68; его же, Vorlesungen uber schone Litteratur und Kunst, Bd 1-2, Heilbronn, 1884; Hugo V., Cromwell, Р., 1828; в рус. пер. - Предисловие к "Кромвелю", в его кн.: Собр. соч-. в 15 тт., М., 1956, см. т. 14. Р. в опере. Под знаком Р. развивается почти вся зап.-европ. опера 1-й пол. и частично 2-й пол. 19 в. Романтики первые остро поставили вопрос о синтезе иск-в: поэзии, музыки, живописи, театра, и опера, как наиболее синтетич. вид иск-ва, привлекала особое вешание в этот период. В эпоху Р. окончательно сформировались нац. оперные школы и новые оперные жанры. В муз. Р. господствовало прогрессивное направление. Новый круг идей, сюжетов, образов иск-ва Р. по" ро;'пл ряд своеобразных явлений в оперном творчестве. Композиторов Р. волновали патриотич., нар.-освободит. идеи - появился жанр "гражданской" оперы: "Вильгельм Телль"Дж. Россини (1829), "Немая из Пор-тпчи" Обера (1828), "Риенци" Вагнера (1840). Стремление ярко и правдиво раскрыть нар. образы порождало особый интерес к нац. колориту. Этому способствовало широкое изучение особенностей быта, фольклора не только своего народа, но и др. национальностей, характерное для эпохи Р. В романтич. опере с большой достоверностью воспроизведены картины нар. жизни, для чего использовались нац. нар. муз. жанры, элементы сельского и гор. фольклора (картины нем. нар. жизни в "Вольном стрелке" Вебера, 1820, швейцарской - в "Вильгельме Телле" Россини, и др.). Локальным колоритом окрашены "экзотич." образы (напр., восточные в "Обероне" Вебера, 1826), используются фантастич. элементы нар. поверий и т. п. Вс„ это привело к рождению жанра нар.-бытовой оперы, нередко с элементами фантастики ("Вольный стрелок" Вебера, "Аскольдова могила" Верстовского, 1835, "Белая дама" Буальдь„, 1825). Эпоха Р. утвердила в музыке гуманистич.идею высокой духовной ценности простого человека, идею своеобразия и психологич. богатства личности. В опере, как и в др. жанрах (симф., камерная вок. и инструмент. музыка), внимание сосредоточивается на тонком и правдивом раскрытии человеч. переживаний. Это проявлялось почти во всех оперных жанрах того времени, но особенно в лирико-психологич. или ли-рико-бытовой драме - жанрах, родившихся в эпоху Р. ("Валькирия", 1856, "Тристан и Изольда", 1859, Вагнера, "Фауст" Гуно, 1869, и др.). Человеч. чувства нередко получали в романтич. операх подч„ркнуто-патетич. выражение ("Эрнани" Верди, 1844). Как ив др. виды иск-ва (драма, лит-ра), в музыку Р. широко входят ср.-век., рыцарские образы. Ряд опер основан на ср.-век. легендах или историч. фактах. В этих сюжетах композиторы Р. стремились раскрыть идеи, важные для современности: этич. идеалы человека ("Эврианта" Вебера, 1823, "Тангейзер" Вагнера, 1845, "Геновева" Шумана, 1848), мысль об одиночестве художника, не понятого в обществе ("Лоэнгрин" Вагнера, 1849), героико-освободит. идеи ("Ломбард-цы", 1843, и "Битва при Леньяно", 1849, Верди). Р. обращается также и к сюжетам, относящимся к более отдал„нным или мифологич. эпохам, разв„ртывая на их основе идеи и образы, подсказанные современностью: героико-патриотич. оперы "Аттила" (1846) и "Навуходоносор" (1842) Верди, "Магомет II" (1820) и "Моисей" (1827) Россини, философские-"Кольцо Ни-белунга" Вагнера (1854-96). Большое место занимают в романтич. опере красочные описания, особенно пейзажи: ночная природа (сценка в Волчьей долине в "Вольном стрелке"), "Шелест леса" в "Зигфриде" Вагнера, море в "Летучем голландце" Вагнера, буря в "Вильгельме Телле" Россини, сельские пейзажи в "Сомнамбуле" Беллини и мн. др. Оперный Р. имел "предшественников" в 18 в. Это -оперы композиторов, принадлежавшие к направлению сентиментализма, и оперы эпохи франц. бурж. революции 1789-94. Уже в творчестве Л. Керубини имеется ряд элементов, предвосхищающих Р.,-непосредств. эмоциональность, нар. колорит; в опере А. Гретри "Вильгельм Телль" (1791) делается попытка воссоздания картин жизни народа в Швейцарии. Локальный колорит, тонкий психологизм, картинность стимулировали развитие и обновление муз.-выразит. средств. Мелодич., гармонич., ладовые, ладово-гармонич., оркестровые средства получили мощное развитие в эпоху Р., особенно в его поздний период, называемый также неоромантизмом (в опере-у Вагнера и у Берлиоза, в симф. и инструмент, музыке-у Листа и Берлиоза). Для ромаптич. опер характерно возрастание роли симф. оркестра (особенно в творчестве Вебера, Берлиоза, Вагнера), наличие больших симф. фрагментов, нередко связанных с программным замыслом и изобразительностью (пейзажи, шествия, фантастич. картины). Близость к передовым идеям эпохи, интерес к человеч. личности, к природе, к нар. творчеству обусловили реалистич. качества лучших романтич. опер. В конце развития Р. в н„м проявляются нек-рые кризисные черты (элементы мистицизма в опере Вагнера "Парсифаль", 1883). При мн. общих чертах, объединяющих европ. муз. Р. в единое целое, каждая нац. оперная школа имела свою специфику. Так, итал. романтич. опера выросла в эпоху героич. нац.-освободит, борьбы народа и была особенно тесно связана с е„ идеями - нац.-героич. оперы Дж. Россини ("Танкред", 1813, "Моисей", "Магомет II"), В. Беллини ("Норма", 1831), раннего Дж. Верди ("Навуходоносор", "Аттила", "Ломбардцы") и т. п. Страницы: «« « 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |