Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1916   1917   1918   1919   1920   1921   1922   1923   1924  1925   1926   1927   1928   1929   1930   1931   1932   1933   1934  » »»

противопоставили    красоту    духовной     жизни,     способность     к
самопожертвованию, беззаветной любви.
   Неоромантики выступали гл. обр. в области стихотворной драмы, близкой
к лирич. трагедии (они часто называли свои произв. драм. поэмами). Пьесы
неоромантиков отличаются, как правило, напряж„нным драматизмом,  блеском
поэтич. стиля, богатством красок, яркой и необычной обстановкой, в к-рой
почти нату-ралистич. точность сочетается с изысканным эстетизмом. Вместе
с тем в них заметно пристрастие авторов к  блестящим,  но  неоправданным
театр.  эффектам,  риторике.  Произв.  неоромантиков  ставили  реж.   А.
Анту-ан, О. Брам, М. Рейнхардт.
   Лит.:  Berchet  G.,  Lettera  semiseria  di  Crisostomo,  МП.,  1816;
Visconti E., Idee elementari sulla poesia romantica, "II  Conciliatore",
MiL, 1818, v. l, .N" 23-28; его же, Dialogo sulle  unita  dramatiche  di
luogo e di tempo, там же, 1819, v. 2, ј  42-43  (см.  переизд.  Firenze,
1953-54);
   Romagnosi G. D., Della poesia considerata rispetto alle  diverse  eta
delle Nazioni, там же, МП., 1818, v. l, ј 3;
   Schlegel F., Fragmente, "Lyceum", 1797 и "Athenaum", 1798, 1800, отд.
изд., Lpz., 1904; в рус. пер. - Фрагменты, в  кн.:  Литературная  теория
немецкого романтизма, Л., 1934, С.dramatische Kunst und Literatur, TI 1-2,  HdIb.-W.,  1809-1811;  в  рус.
пер.- Чтения о драматической литературе и искусстве, в кн.: Литературная
теория немецкого романтизма. Л., 1934, с. 213-68;  его  же,  Vorlesungen
uber schone Litteratur und Kunst, Bd  1-2,  Heilbronn,  1884;  Hugo  V.,
Cromwell, Р., 1828; в рус. пер. - Предисловие к "Кромвелю", в его кн.:
   Собр. соч-. в 15 тт., М., 1956, см. т. 14.
   Р. в опере. Под знаком Р. развивается почти вся зап.-европ. опера 1-й
пол. и частично 2-й пол. 19 в. Романтики первые остро поставили вопрос о
синтезе иск-в: поэзии, музыки, живописи, театра, и опера,  как  наиболее
синтетич. вид иск-ва, привлекала особое вешание в этот период.  В  эпоху
Р. окончательно сформировались нац. оперные школы и новые оперные жанры.
В муз. Р. господствовало прогрессивное направление.
   Новый  круг  идей,  сюжетов,  образов  иск-ва  Р.  по"   ро;'пл   ряд
своеобразных явлений в оперном  творчестве.  Композиторов  Р.  волновали
патриотич., нар.-освободит. идеи - появился жанр "гражданской" оперы:
   "Вильгельм  Телль"Дж.  Россини  (1829),  "Немая  из  Пор-тпчи"  Обера
(1828), "Риенци" Вагнера (1840). Стремление  ярко  и  правдиво  раскрыть
нар.  образы  порождало  особый   интерес   к   нац.   колориту.   Этому
способствовало широкое изучение особенностей быта, фольклора  не  только
своего народа, но и др. национальностей,  характерное  для  эпохи  Р.  В
романтич. опере с большой  достоверностью  воспроизведены  картины  нар.
жизни, для чего использовались нац. нар. муз. жанры, элементы  сельского
и гор. фольклора (картины нем. нар. жизни в  "Вольном  стрелке"  Вебера,
1820, швейцарской - в "Вильгельме  Телле"  Россини,  и  др.).  Локальным
колоритом окрашены  "экзотич."  образы  (напр.,  восточные  в  "Обероне"
Вебера, 1826), используются фантастич. элементы нар. поверий и т. п. Вс„
это привело к рождению жанра нар.-бытовой оперы,  нередко  с  элементами
фантастики ("Вольный стрелок" Вебера, "Аскольдова могила"  Верстовского,
1835, "Белая дама" Буальдь„, 1825).
   Эпоха Р. утвердила в музыке гуманистич.идею высокой духовной ценности
простого человека, идею своеобразия и психологич. богатства личности.  В
опере, как и в др. жанрах (симф., камерная вок. и  инструмент.  музыка),
внимание сосредоточивается на  тонком  и  правдивом  раскрытии  человеч.
переживаний. Это проявлялось почти во всех оперных жанрах того  времени,
но особенно в лирико-психологич. или  ли-рико-бытовой  драме  -  жанрах,
родившихся в эпоху Р. ("Валькирия", 1856,  "Тристан  и  Изольда",  1859,
Вагнера, "Фауст" Гуно, 1869, и др.). Человеч. чувства нередко получали в
романтич. операх подч„ркнуто-патетич. выражение ("Эрнани" Верди, 1844).
   Как ив др. виды иск-ва (драма, лит-ра), в  музыку  Р.  широко  входят
ср.-век., рыцарские образы. Ряд опер основан на  ср.-век.  легендах  или
историч. фактах. В этих сюжетах композиторы Р. стремились раскрыть идеи,
важные для современности:  этич.  идеалы  человека  ("Эврианта"  Вебера,
1823, "Тангейзер" Вагнера, 1845,  "Геновева"  Шумана,  1848),  мысль  об
одиночестве художника,  не  понятого  в  обществе  ("Лоэнгрин"  Вагнера,
1849),  героико-освободит.  идеи  ("Ломбард-цы",  1843,  и  "Битва   при
Леньяно", 1849, Верди). Р. обращается также и к сюжетам,  относящимся  к
более отдал„нным или мифологич. эпохам, разв„ртывая на их основе идеи  и
образы, подсказанные современностью: героико-патриотич.  оперы  "Аттила"
(1846) и "Навуходоносор" (1842) Верди, "Магомет II"  (1820)  и  "Моисей"
(1827)  Россини,  философские-"Кольцо  Ни-белунга"  Вагнера   (1854-96).
Большое место занимают в романтич. опере  красочные  описания,  особенно
пейзажи: ночная природа (сценка в Волчьей долине в  "Вольном  стрелке"),
"Шелест леса" в "Зигфриде" Вагнера, море в "Летучем голландце"  Вагнера,
буря в "Вильгельме  Телле"  Россини,  сельские  пейзажи  в  "Сомнамбуле"
Беллини и мн. др.
   Оперный Р. имел "предшественников" в 18 в. Это  -оперы  композиторов,
принадлежавшие к направлению сентиментализма, и оперы эпохи франц. бурж.
революции 1789-94. Уже в творчестве Л. Керубини имеется  ряд  элементов,
предвосхищающих Р.,-непосредств. эмоциональность, нар. колорит; в  опере
А. Гретри "Вильгельм Телль" (1791) делается попытка  воссоздания  картин
жизни народа в Швейцарии.
   Локальный  колорит,  тонкий  психологизм,  картинность  стимулировали
развитие  и  обновление  муз.-выразит.  средств.  Мелодич.,   гармонич.,
ладовые, ладово-гармонич., оркестровые средства получили мощное развитие
в  эпоху  Р.,  особенно  в  его   поздний   период,   называемый   также
неоромантизмом (в опере-у Вагнера и у Берлиоза, в  симф.  и  инструмент,
музыке-у Листа и Берлиоза). Для ромаптич.  опер  характерно  возрастание
роли симф. оркестра (особенно в творчестве Вебера,  Берлиоза,  Вагнера),
наличие  больших  симф.  фрагментов,  нередко  связанных  с  программным
замыслом и изобразительностью (пейзажи,  шествия,  фантастич.  картины).
Близость к  передовым  идеям  эпохи,  интерес  к  человеч.  личности,  к
природе,  к  нар.  творчеству  обусловили  реалистич.  качества   лучших
романтич. опер. В конце развития Р. в н„м проявляются нек-рые  кризисные
черты (элементы мистицизма в опере Вагнера "Парсифаль", 1883).
   При мн. общих чертах, объединяющих европ. муз.  Р.  в  единое  целое,
каждая нац. оперная школа имела свою  специфику.  Так,  итал.  романтич.
опера выросла в эпоху  героич.  нац.-освободит,  борьбы  народа  и  была
особенно тесно связана с е„ идеями  -  нац.-героич.  оперы  Дж.  Россини
("Танкред", 1813, "Моисей", "Магомет II"), В. Беллини  ("Норма",  1831),
раннего Дж. Верди ("Навуходоносор", "Аттила", "Ломбардцы") и т. п.

Страницы: «« « 1916   1917   1918   1919   1920   1921   1922   1923   1924  1925   1926   1927   1928   1929   1930   1931   1932   1933   1934  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия