Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 » »» сторон действительности. Стремясь достигнуть историч. точности в характеристике сценич. персонажа, многокра-сочности, они вносили в сво„ исполнение жизненные, бытовые черты. Сочувствие простому человеку порождало стремление правдиво показать его на сцене, конкретизируя внутренний и внешний облик. Напевная, стилизованная декламация, характерная для сценич. речи предыдущего этапа театр. иск-ва, сменилась в игре акт„ров разговорной речью. Благодаря своему интонационному разнообразию, богатству контрастных оттенков эта речь передавала напряж„нность душевной жизни героев, быструю смену психо-логич. состояний. В романтич. т-ре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лиш„нный нарочитой балетной округлости и "благородного величия", характерных для классицизма. Консервативные тенденции Р. выразились в стремлении ряда акт„ров и режисс„ров идеализированно воспроизвести на сцене "романтику" феодального средневековья, пробудить в зрителях монархич. и нацио-налистич. настроения, окутать события атмосферой тайны и рока. Эти черты были присущи трагедиям Л. Ж. Лемерсье и Ф. Ренуара во Франции периода империи Наполеона I, "трагедиям рока" в Германии нач. 19 в., псевдопатриотич. пьесам Н. В. Кукольника и др. в рус. т-ре 30-40-х гг. 19 в. Акт„ры консервативного Р. часто подменяли подлинную эмоциональность игры риторич. эффектами, мелодраматизмом, спектакли отличались пышностью декорационного оформления, в то время как деятели демократич. Р. главным в сценич. иск-ве считали человека, его душевный мир. Романтич. т-р впервые утвердил сценич. переживание в качестве основы акт„рского творчества. Непосредственность, искренность игры крупнейших акт„ров-романтиков определяли огромную силу воздействия их иск-ва на зрителей. Мироощущение романтиков несло в себе опасность творч. субъективизма, что приводило нек-рых акт„ров к нарочитому акцентированию в сценич. образе неповторимо-индивидуальных, исключительных, причудливых черт. Драм. конфликт переключался из области социальных проблем в область психологических. Наиболее прогрессивные и ценные тенденции театр. Р. способствовали глубокому раскрытию обществ, конфликта, созданию социально-типич. образов. Т.о., намечалось сближение прогрессивного Р. с критич. реализмом. Мотивы острого социального протеста несло в себе иск-во Кина. Способность достигать больших типических обобщений в критике существующего порядка определила эволюцию творчества Фредерика-Леметра, ставшего основоположником критич. реализма во франц. т-ре. Представителем революц. Р. был великий рус. акт„р Мочалов. Его иск-во, исполненное пафоса антикрепостнич. протеста, призывало к защите достоинства и прав человека. Р. обогатил выразит, средства т-ра. Большое значение имело требование воссоздания "местного колорита", историч. верности декораций и костюмов, жанровой правдивости массовых сцен и постановочных деталей. Иск-во художника, композитора, машиниста сцены было подчинено задаче эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия, неповторимой оригинальности пьесы. Принципы романтич. спектакля получили яркое выражение в режиссуре Л. Тика (Германия), в деятельности театр. художников П. Сисери, Ш. Сешана, Ж. П. М. Дитерля, П. Делароша, Л. и К. Буланже, А. Девериа и др. (Франция), А. Каноппи (Россия) и др. Р. как направление перестал существовать во 2-й пол. 19 в., но мн. его художеств. достижения - обновление жанров, обогащение выразит, средств, демократизация героев, лит. языка, историзм и др., подготовили и во многом определили расцвет реалистич. т-ра. Под термином "романтический" (акт„р, школа и т. п.) подразумевают иск-во высоких чувств, эмоциональную приподнятость, героич. пафос. Прогрессивные тенденции романтич. т-ра органически вошли в театр. иск-во разл. стран, внесли важный вклад в развитие демократич. направления в т-ре 19 в. С традициями высокого, героич. Р, связано в России иск-во великой актрисы М. Н. Ермоловой, выдающихся акт„ров Ф. П. Горева, А. И. Южина, П. Адамяна, В. С. Алекси-Месхишвплп, М. К. Заньковец-кой, Г. Араблинского, позднее - Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева, В. К. Папазяна, М. Касымова, Ш. Бурханова, А. Хоравы, У. Чхеидзе, А. Хидоятова, А. Алекперова, В. В. Тхапсаева, Н. Д. Мордвинова и др. Черты революц. Р. отличают драматургию Р.Рол-лана, В. В. Вишневского, Ш. 0'Кейсиидр. Традиции романтич. иск-ва проявились в творчестве Ж. Филипа, М. Казарес и др. В 80-90-х гг. 19 в. в борьбе гл. обр. против натурализма в драматургии и театр. иск-ве сформировалось течение неоромантизма. Драматурги Э.Ростан (Франция), С. Бенелли (Италия), А. Шницлер, Г. Гоф-мансталь (Австрия) стремились возродить традиции высокой романтич. драмы. Они унаследовали от романтиков поэтику контрастов и антитез, прославление сильной личности, возвышенных чувств, яркую романтич. форму. Но в творчестве неоромантиков сказалось влияние идеалистич. философии, иногда политич. консерватизм, желание уйти от жестокой правды и конфликтов действительности в мир поэтич. гр„з и фантастики. Для драматургов неоромантизма характерно обращение к образам аристократизировавшепся комедии дель арте ("Два Пьеро, или Белый ужин" Ростана, 1891), наивной символике ("Безумец и смерть" Гофмансталя, 1893), легендам средневековья ("Принцесса Гр„за" Ростана, 1895), проповеди религиозных взглядов ("Самаритянка" Ростана, 1897), утверждению иллюзорности мира ("Зел„ный попугай" Шницлера, 1899), замене психологически правдивого раскрытия образа произволом воображения ("Любовь тр„х королей" Бенелли, 1910). Ряд произв. неоромантиков отмечен романтич. неприятием бурж. действительности, пессимизмом, религиозным аскетизмом, ожиданием смерти, страхом перед непостижимостью рока ("Покрывало Беатриче" Шницлера, 1901, "Эдип и Сфинкс" Гофмансталя, 1905). Мистико-декадентские мотивы, тяготение к историч. символике сближают творчество нек-рых неоромантиков с эстетикой символизма и др. направлений, распространившихся во время кризиса бурж. т-ра конца 19 - нач. 20 вв. Неоромантизм подобно Р. был неоднороден. В лучших произв.- "Сирано де Бержерак" Ростана (1897), "Свадьба" Выспянского (1901), "Рваный плащ" Бенел-ли(1911) созданы героич., жизнеутверждающие образы, проникнутые "...призывом к возрождению, симптомом новых запросов духа, жаждой его в вере" (Горький М., Собр. соч., т. 23, 1953, с. 163). В основе этих произведений - гуманистические идеалы, стремление пробудить в современниках патриотизм, бескорыстие, преданность высоким моральным принципам. Меркантилизму, трезвой рассудительности буржуа драматурги Страницы: «« « 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |