Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920   1921   1922  1923   1924   1925   1926   1927   1928   1929   1930   1931   1932  » »»

   Р.  был  порожд„н  неудовлетвор„нностью   широких   обществ,   кругов
результатами франц. бурж. революции конца 18 в., протестом  против  нац.
порабощения, политич. реакции. Для романтиков характерно разочарование в
учении просветителей 18 в.,  мечта  к-рых  об  установлении  "разумного"
обществ, строя в результате крушения феодализма не осуществилась.  Но  в
то же время Р., проникнутый пафосом страстного протеста против  насилия,
социальной несправедливости, угнетения, мечтой о раскрепощении человека,
о равенстве, о  праве  народов  на  независимость,  унаследовал  великие
гуманистич. и демократич. идеи просветителей.
   В театр. Р., как и в лнт-ре, изобразит, иск-ве, сложились два крыла -
демократич., активное, бурно протестующее, нередко  зовущее  к  революц.
действию, и консервативное, теоретики и  деятели  к-рого  идеализировали
феодальное прошлое, стремились сохранить  патриархальные  и  религиозные
устои. Однако ненависть к бурж. цивилизации с е„ бесчеловечностью, духом
торгашества, прозаизмом часто сближала идейно неоднородных художников. В
творчестве мн. крупных драматургов-романтиков  противоречиво  сочетаются
идеализация феодализма с  умением  увидеть  и  отразить  конфликт  между
трудом и капиталом, уход в мистику и демократизм, пессимизм  со  светлой
любовью к человеку (Виньи, Клейст,. Э. Т.  А.  Гофман),  обреч„нность  с
бунтарством (Ф. Грильпарцер).
   Романтики консервативного лагеря  нередко  сближались  с  "феодальным
социализмом" (см. К, Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.  4,  с.  448).
Демократич. Р., устремл„нный в будущее, исполненный  сочувствия  народу,
мечты о справедливом обществ, строе,  в  своей  положительной  программе
связан с утопич. социализмом. Он возник в период, когда политич.  борьба
пролетариата  против  буржуазии  еще   не   получила   развития,   когда
перспективы революц. движения были неясными, романтич.  представления  о
мире человечности, свободы и добра были утопичными, а методы  достижения
этой цели иллюзорными. Действительности, враждебной человеку,  романтики
противопоставляли   личность,   поэтически   приподнятую    над    миром
обыденности, способную к бурным, пламенным чувствам.  Этот  субъективизм
приводил нек-рых романтиков к  замкнутости,  индивидуализму.  Но  в  н„м
находили  выражение  и  героич.   протест,   бунтарство,   непреодолимое
"томление" по идеалу. В культе исключительной личности, способной  своим
подвигом перестроить  мир,  получила  отражение  характерная  для  эпохи
оторванность  революционеров  (карбонарии,  декабристы,   члены   тайных
республиканских обществ) от народа. Герои романтич. драм Байрона, Шелли,
Гюго, Лермонтова трагически одиноки, погружены в скорбные  раздумья.  Но
мысли их мятежны, устремлены к борьбе за свободу, к высоким  гуманистич.
целям.
   Романтич.  драма  строится  чаще   всего   на   историч.   материале.
Драматурги-романтики находят в истории примеры  патриотизма  (хайдуцкая,
юнацкая драма славянских народов,  пьесы  И.  К.  Тыла,  И.  Катоны,  С.
Пеллико, А. Мандзони, Дж. Б. Никколини, Ф. Мар-тинеса  де  ла  Росы,  Ш.
Пет„фи),  романтич.  бунтарства  (М.  X.  Ларра,  А.  Сааведра,  X.   Э.
Артсенбуч, А. Гуть-еррес Гарсиа, X. Соррилья), вечной борьбы социального
зла с добром  (Гюго),  через  революц.  опыт  прошлого  пытаются  понять
развитие историч. процесса (Байрон, А.  Мицкевич,  Ю.  Словацкий,  Тыл).
Романтики отказываются от метафизич. представлений 17-18 вв.,  постигают
изменяемость мира, ищут в  истории  ответа  на  сложные  проблемы  своей
эпохи. Но к вопросам обществ, жизни романтики  подходили  с  идеалистич.
позиций, им не удавалось подняться до осознания  движущих  сил  истории.
Для мн. романтиков история, расцвеченная поэтич. фантазией,  становилась
средством ухода от  прозаизма  совр.  бурж.  жизни.  Однако  в  развитии
романтич. драматургии и т-ра принцип историзма  имел  большое  значение,
пьесы драматургов-романтиков выражали историч. и нац. своеобразие эпохи,
культуры, народа. Тем  самым  романтич.  т-р  преодолевал  абстрактность
классицистско-го спектакля, прокладывая дорогу реалистич. т-ру.
   Драматурги  и  теоретики  романтич.  драмы,  борясь  против   канонов
классицизма, мешающих  показать  жизнь  в  ее  движении,  отказались  от
поэтики жанров, от понятий "высокого" и  "низкого",  расширили  тематику
драмы, противопоставили рационалистич. догме классицизма культ фантазии,
воображения, страстный лиризм, динамику действия, требовали безграничной
свободы художника. Стремясь к  обогащению  образных  средств,  создатели
романтич.  драмы  обращались  к  нар.  творчеству,  но  они  неодинаково
понимали  народность.  Консервативные  художники  идеализировали   черты
патриархальной покорности, религиозности народа.  Романтики  демократич.
лагеря видели энергию, волю народа. Те и другие восхищались  бессмертной
красотой нар. творчества. В поисках новых форм драматурги  опирались  на
народно-обрядовую стихию (А. Мицкевич), нар. легенды и сказки  (Л.  Тик,
И.  Ф.  Раймунд,  И.  H  Нестрой,  Тыл,  Словацкий,  М.  В„р„шмарти,  А.
Эленшлегер), на  жанры  демократич.  т-ра,  гл.  обр.  мелодраму  (Гюго,
Дюма-отец). Плодотворным было и увлечение Шекспиром, в  к-ром  романтики
видели  вольного  гения,  свергающего  всякие  "правила".  Несмотря   на
односторонность этого восприятия, обращение  к  Шекспиру  способствовало
рождению новых форм драматургии, обогатило акт„рское иск-во.
   Р.  получил  яркое  выражение  и  в  сценич.  иск-ве.  Формируясь   в
обстановке  революц.  брожения   и   достигнув   своего   развития   под
воздействием освободительного движения 1810-40-х гг., Р. в театр. иск-ве
выражал  преим.  протестующие  и  освободит,   устремления   демократич.
деятельности  художников.   При   вс„м   различии   национально-историч.
содержания творчества крупнейших акт„ров романтич.  т-ра  -  Э.  Кина  в
Англии, Л. Девриента в Германии, Г. Модены и А.  Ристори  в  Италии,  П.
Бокажа, М. Дорваль, Фредерика-Леметра  во  Франции,  П.  С.  Мочалова  в
России, Э. Форреста, Ш. Кашмен в США, Г. Эгрешши в Венгрии и  др.  -  их
сближал глубокий гуманизм, страстная ненависть к  филистерству,  к  миру
собственничества, к клерикальной и феодальной реакции.  Творчество  этих
акт„ров,              проникнутое              революционно-демократич.,
национально-освободительными  идеями,  утверждало  новый  тип  героя   -
бунтаря, восстающего против царящей  в  мире  бесчеловечности.  Обществ,
пафос, страстность обличения определяли  бурную  эмоциональность,  яркую
драматич. экспрессию иск-ва романтич. акт„ров. Но  ощущение  одиночества
приводило их к трагедийному обострению сценич. образа. Отсюда - метание,
гиперболизация  чувств,  черты  "мировой  скорби"  в  характере  сценич.
героев, меланхолия,  горькая  ирония  по  отношению  к  своим  мечтам  и
порывам.  Особенности  мироощущения  акт„ров-романтиков  обусловили   их
разрыв с рационалистич. театр.  эстетикой  классицизма.  Основой  театр.
эстетики Р. стало воображение и чувство. Выступив против классицистского
принципа  "облагороженной   природы",   акт„ры   романтич.   направления
сосредоточивали сво„ внимание на изображении противоречивых, контрастных

Страницы: «« « 1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920   1921   1922  1923   1924   1925   1926   1927   1928   1929   1930   1931   1932  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия