Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920  1921   1922   1923   1924   1925   1926   1927   1928   1929   1930  » »»

консерватории. Среди е„ учениц:
   Л. Стурдза-Буландра, М. Филотти, С. Клучеру и др.
   РОМАНИ (Romani), Феличе (31. I. 1788-23. I. 1865) - итал. либреттист.
Получил филологич. образование. Первое оперное либр. "Белая и алая роза"
написал в 1813 для композитора И. С. Майра. Вощ„л в историю  итал.  муз.
т-ра как  первый  либреттист-романтик.  В.  то  же  время  придерживался
классич. формы либретто. Писал либр. (на сюжеты Дж. Байрона, В. Гюго, У.
Шекспира, В. Скотта, Р. Шато-бриана и др.) для композиторов Г. Доницетти
("Анна Болейн",  "Лукреция  Борджиа",  "Любовный  напиток"  и  др.),  В.
Беллини ("Капулетти и  Монтекки",  "Сомнамбула",  "Норма"  и  др.),  Дж.
Россини ("Турок в Италии", "Бьянка и Фальеро" и др.), Дж. Верди ("Король
на час"), Дж. Мейербера, С. Меркаданте, И. С. Май-ра, П. Дженерали,  Дж.
Пачини, Л. Росси и мн. др.
   Лит.: В г а п с a E., F. Romani ed i del suo tempo  reputati  maestri
di musica, Torino, 1882. Св. Г.
   РОМАНЙЦКИЙ, Борис Васильевич (р. 31. III. 1891) -  укр.  сов.  акт„р,
режисс„р, театр. деятель.  Нар.  арт.  СССР  (1944).  Член  Коммунистич.
партии с 1940. С 1913, будучи студентом Киевской  муз.-драм.  школы  им.
Лысенко (окончил в 1915), начал выступать в труппе П. К. Саксаган-ского.
С 1915 - в Товариществе укр. акт„ров под  рук.  И.  А.  Марьяненко,  при
участии М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского.В  1918-  1922-акт„р  и
реж. гос. Нар. т-ра  под  рук.  Саксаганского.  В  1922  стал  одним  из
основателей Т-ра им. Заньковецкой,  его  акт„ром  и  худ.  руководителем
(1922-48). С 1948  -акт„р  и  реж.  этого  т-ра  (ныне  во  Львове;  см.
Занъко-вецкой имени театр).
   Р., ученик Заньковецкой и Саксаганского, работал с  выдающимися  укр.
акт„рами- Марьяненко, Линецкой, Левицким, Борисоглебской. Был  партн„ром
Заньковецкой, к-рая так же, как и Саксаганский, влияла  на  формирование
акт„рской индивидуальности  Р.,  его  идейно-эстетич.  принципов.  Р.  -
блестящий  интерпретатор  ролей  укр.  классич.  репертуара,   в   к-рых
сохраняет и творчески  развивает  реалистич.  традиции  своих  учителей.
Создал   сценич.   образы,   отличающиеся    остротой    характеристики,
разнообразием  красок:  Панас,  Гнат,  Чалый  и  Потоцкий   ("Наймичка",
"Бесталанная",  "Савва  Чалый"  Карпенко-Карого),  Цвиркун,   Подорожный
("Черноморцы",  "Зимний  вечер"  Старицкого),   Самрось   ("Две   семьи"
Кро-пивницкого), Микола  Задорожный,  Святослав  ("Украденное  счастье",
"Сон князя Святослава" Франко) и  др.  В  рус.  и  зарубежной  классике:
Тетерев и Храпов ("Мещане", "Bacca Железнова"), Войницкий ("Дядя Ваня"),
Карл Моор, Уриэль Акоста. Впервые на укр. сцене  сыграл  Отелло  (1926).
Лучшие  качества  сов.  человека  раскрыты  акт„ром  в  сценич.  образах
современников,    отмеченных     романтич.     приподнятостью,     яркой
эмоциональностью: Гайдай,  Кречет  ("Гибель  эскадры",  "Платон  Кречет"
Корнейчука),  Кошкин  и  Швандя  ("Любовь  Яровая"),  Сафонов  ("Русские
люди"),  Воропаев  ("Счастье"  Павленко  и  Радзинского)  и  др.   Среди
характерных комедийных ролей:  Чеснок,  Ро-манюк  ("В  степях  Украины",
"Калиновая роща" Корнейчука).
   Режисс„рскому иск-ву Р. присущи глубина и ч„ткость идейного  замысла,
подлинная народность, живое  чувство  современности.  Среди  лучших  его
пост.:
   "97" Кулиша (1925), "Любовь  Яровая"  (1927),  "Диктатура"  Микитенко
(1929),  "Гибель  эскадры"  (1933)   и   "Правда"   (1937)   Корнейчука,
"Последние" (1938), "В степях Украины"  (1940);  "Камо"  Левады  (1954),
"Три сестры" (1946); "На большую землю" Хиж-няка (Гос. пр. СССР, 1950).
   Р.  -  воспитатель  талантливого  акт„рского  коллектива   Т-ра   им.
Заньковецкой, активный обществ. деятель, один из основателей Укр. театр.
об-ва. Р. принадлежит ряд работ по истории театра,  в  том  числе  книга
"Украинский театр в прошлом и настоящем" (1950).
   Лит.: КордианиБ., Б.В. Романицкий - народный артист СССР, Киев, 1960.
Б. Кор.
   РОМАНОВ, Борис Георгиевич [10(22). III. 1891- 30.  I.  1957]  -  рус.
артист балета и  балетмейстер.  По  окончании  Петерб.  театр.  уч-ща  в
1909-21 - артист Мариинского  т-ра.  В  1911-14  участвовал  в  "Русских
сезонах за границей". Р. был одним из лучших характерных танцовщиков 1-й
четверти 20 в. В  балетмейстерской  деятельности  продолжал  и  развивал
традиции М. М. Фокина, бережно сохраняя и классич. традиции.
   В 1921 эмигрировал за границу, где выступал как балетмейстер  и  рук.
разл. трупп в Берлине, Монако, Буэнос-Айресе и др. В 1937-42 и 1945-50 -
балетмейстер т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк).
   Партии: Колен ("Тщетная  предосторожность"),  Базиль  ("Дон  Кихот"),
Мидас (о. п. на муз. Штейнберга), Испанский танцовщик ("Арагонская хота"
на муз. Глинки) и др.
   Пост.: "Соловей" Стравинского (1914, "Рус. балет  Сергея  Дягилева"),
"Щелкунчик" (1936, "Рус. балет Монте Карло"), "Пульчинелла" Стравинского
(1951, Римская Опера), "Арлекинада" Дриго (1956, "Чикаго-опера") и др.
   Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 4.  П.,  [1918];  Борисоглебский
М.В. (сост.). Материалы по истории русского  балета,  т.  2,  Л.,  1939;
Фокин М., Против течения. Л., 1962; М i с  h  a  u  t  P..  Histoire  du
ballet, P., 1945; Beaumont C. W., М. Fokine and his ballets,  L.,  1945,
pp. 85, 113, 116, 118. П. Л.
   РОМАНОВ, Михаил Ф„дорович [16 (28). X. 1896- 4. IX. 1963] - рус. сов.
акт„р, режисс„р, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич.
партии с 1950. В 1919, будучи в Красной Армии, руководил самодеятельными
кружками. Окончив драма-тич. курсы в 1920, играл в  т-ре  Петроградского
военного округа. В 1921 организовал нар. т-р в с. Рож-дествено (Ленингр.
обл.), где пост. спектакли  "Революционная  свадьба"  Сарду,  "Без  вины
виноватые"  (играл  Незнамова),  "Поздняя  любовь"  Островского   (играл
Николая). Затем работал в петроградском т-ре Пролеткульта "Новая  драма"
(1923-24), в 1924-36 - в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. Старейший рус.
т-р стал для Р. школой акт„рского мастерства; на  сцене  этого  т-ра  он
сыграл роль Редендофа ("Яд" Луначарского), Цехового ("Страх"), Геннадия,
Севастьянова  ("Огненный   мост",   "Конец   Кри-ворыльска"   Ромашова),
Мол-чалина ("Горе от ума"). В исполнении этих  ролей  и  ролей  Звездича
("Маскарад"),   Меншикова   ("Петр   I"   А.   Н.   Толстого)    внешняя
выразительность сочеталась с раскрытием социальной сущности  персонажей.
С 1936 - акт„р, а в 1953 - 59  -  худ.  рук.  Киевского  т-ра  им.  Леси
Украинки.
   Р.  был  тонким  эмоциональным  художником,  его  иск-во   отличалось
глубиной мысли, поэтичностью,  тонкостью  психологич.  анализа,  широтой
философских  обобщений.  Ему  были  свойственны  покоряющая  простота  и
непринужд„нность, ясность и естественность сценич. поведения.

Страницы: «« « 1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920  1921   1922   1923   1924   1925   1926   1927   1928   1929   1930  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия