|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 » »» консерватории. Среди е„ учениц:
Л. Стурдза-Буландра, М. Филотти, С. Клучеру и др.
РОМАНИ (Romani), Феличе (31. I. 1788-23. I. 1865) - итал. либреттист.
Получил филологич. образование. Первое оперное либр. "Белая и алая роза"
написал в 1813 для композитора И. С. Майра. Вощ„л в историю итал. муз.
т-ра как первый либреттист-романтик. В. то же время придерживался
классич. формы либретто. Писал либр. (на сюжеты Дж. Байрона, В. Гюго, У.
Шекспира, В. Скотта, Р. Шато-бриана и др.) для композиторов Г. Доницетти
("Анна Болейн", "Лукреция Борджиа", "Любовный напиток" и др.), В.
Беллини ("Капулетти и Монтекки", "Сомнамбула", "Норма" и др.), Дж.
Россини ("Турок в Италии", "Бьянка и Фальеро" и др.), Дж. Верди ("Король
на час"), Дж. Мейербера, С. Меркаданте, И. С. Май-ра, П. Дженерали, Дж.
Пачини, Л. Росси и мн. др.
Лит.: В г а п с a E., F. Romani ed i del suo tempo reputati maestri
di musica, Torino, 1882. Св. Г.
РОМАНЙЦКИЙ, Борис Васильевич (р. 31. III. 1891) - укр. сов. акт„р,
режисс„р, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1944). Член Коммунистич.
партии с 1940. С 1913, будучи студентом Киевской муз.-драм. школы им.
Лысенко (окончил в 1915), начал выступать в труппе П. К. Саксаган-ского.
С 1915 - в Товариществе укр. акт„ров под рук. И. А. Марьяненко, при
участии М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского.В 1918- 1922-акт„р и
реж. гос. Нар. т-ра под рук. Саксаганского. В 1922 стал одним из
основателей Т-ра им. Заньковецкой, его акт„ром и худ. руководителем
(1922-48). С 1948 -акт„р и реж. этого т-ра (ныне во Львове; см.
Занъко-вецкой имени театр).
Р., ученик Заньковецкой и Саксаганского, работал с выдающимися укр.
акт„рами- Марьяненко, Линецкой, Левицким, Борисоглебской. Был партн„ром
Заньковецкой, к-рая так же, как и Саксаганский, влияла на формирование
акт„рской индивидуальности Р., его идейно-эстетич. принципов. Р. -
блестящий интерпретатор ролей укр. классич. репертуара, в к-рых
сохраняет и творчески развивает реалистич. традиции своих учителей.
Создал сценич. образы, отличающиеся остротой характеристики,
разнообразием красок: Панас, Гнат, Чалый и Потоцкий ("Наймичка",
"Бесталанная", "Савва Чалый" Карпенко-Карого), Цвиркун, Подорожный
("Черноморцы", "Зимний вечер" Старицкого), Самрось ("Две семьи"
Кро-пивницкого), Микола Задорожный, Святослав ("Украденное счастье",
"Сон князя Святослава" Франко) и др. В рус. и зарубежной классике:
Тетерев и Храпов ("Мещане", "Bacca Железнова"), Войницкий ("Дядя Ваня"),
Карл Моор, Уриэль Акоста. Впервые на укр. сцене сыграл Отелло (1926).
Лучшие качества сов. человека раскрыты акт„ром в сценич. образах
современников, отмеченных романтич. приподнятостью, яркой
эмоциональностью: Гайдай, Кречет ("Гибель эскадры", "Платон Кречет"
Корнейчука), Кошкин и Швандя ("Любовь Яровая"), Сафонов ("Русские
люди"), Воропаев ("Счастье" Павленко и Радзинского) и др. Среди
характерных комедийных ролей: Чеснок, Ро-манюк ("В степях Украины",
"Калиновая роща" Корнейчука).
Режисс„рскому иск-ву Р. присущи глубина и ч„ткость идейного замысла,
подлинная народность, живое чувство современности. Среди лучших его
пост.:
"97" Кулиша (1925), "Любовь Яровая" (1927), "Диктатура" Микитенко
(1929), "Гибель эскадры" (1933) и "Правда" (1937) Корнейчука,
"Последние" (1938), "В степях Украины" (1940); "Камо" Левады (1954),
"Три сестры" (1946); "На большую землю" Хиж-няка (Гос. пр. СССР, 1950).
Р. - воспитатель талантливого акт„рского коллектива Т-ра им.
Заньковецкой, активный обществ. деятель, один из основателей Укр. театр.
об-ва. Р. принадлежит ряд работ по истории театра, в том числе книга
"Украинский театр в прошлом и настоящем" (1950).
Лит.: КордианиБ., Б.В. Романицкий - народный артист СССР, Киев, 1960.
Б. Кор.
РОМАНОВ, Борис Георгиевич [10(22). III. 1891- 30. I. 1957] - рус.
артист балета и балетмейстер. По окончании Петерб. театр. уч-ща в
1909-21 - артист Мариинского т-ра. В 1911-14 участвовал в "Русских
сезонах за границей". Р. был одним из лучших характерных танцовщиков 1-й
четверти 20 в. В балетмейстерской деятельности продолжал и развивал
традиции М. М. Фокина, бережно сохраняя и классич. традиции.
В 1921 эмигрировал за границу, где выступал как балетмейстер и рук.
разл. трупп в Берлине, Монако, Буэнос-Айресе и др. В 1937-42 и 1945-50 -
балетмейстер т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк).
Партии: Колен ("Тщетная предосторожность"), Базиль ("Дон Кихот"),
Мидас (о. п. на муз. Штейнберга), Испанский танцовщик ("Арагонская хота"
на муз. Глинки) и др.
Пост.: "Соловей" Стравинского (1914, "Рус. балет Сергея Дягилева"),
"Щелкунчик" (1936, "Рус. балет Монте Карло"), "Пульчинелла" Стравинского
(1951, Римская Опера), "Арлекинада" Дриго (1956, "Чикаго-опера") и др.
Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 4. П., [1918]; Борисоглебский
М.В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939;
Фокин М., Против течения. Л., 1962; М i с h a u t P.. Histoire du
ballet, P., 1945; Beaumont C. W., М. Fokine and his ballets, L., 1945,
pp. 85, 113, 116, 118. П. Л.
РОМАНОВ, Михаил Ф„дорович [16 (28). X. 1896- 4. IX. 1963] - рус. сов.
акт„р, режисс„р, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич.
партии с 1950. В 1919, будучи в Красной Армии, руководил самодеятельными
кружками. Окончив драма-тич. курсы в 1920, играл в т-ре Петроградского
военного округа. В 1921 организовал нар. т-р в с. Рож-дествено (Ленингр.
обл.), где пост. спектакли "Революционная свадьба" Сарду, "Без вины
виноватые" (играл Незнамова), "Поздняя любовь" Островского (играл
Николая). Затем работал в петроградском т-ре Пролеткульта "Новая драма"
(1923-24), в 1924-36 - в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина. Старейший рус.
т-р стал для Р. школой акт„рского мастерства; на сцене этого т-ра он
сыграл роль Редендофа ("Яд" Луначарского), Цехового ("Страх"), Геннадия,
Севастьянова ("Огненный мост", "Конец Кри-ворыльска" Ромашова),
Мол-чалина ("Горе от ума"). В исполнении этих ролей и ролей Звездича
("Маскарад"), Меншикова ("Петр I" А. Н. Толстого) внешняя
выразительность сочеталась с раскрытием социальной сущности персонажей.
С 1936 - акт„р, а в 1953 - 59 - худ. рук. Киевского т-ра им. Леси
Украинки.
Р. был тонким эмоциональным художником, его иск-во отличалось
глубиной мысли, поэтичностью, тонкостью психологич. анализа, широтой
философских обобщений. Ему были свойственны покоряющая простота и
непринужд„нность, ясность и естественность сценич. поведения.
Страницы: «« « 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |