Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920   1921  1922   1923   1924   1925   1926   1927   1928   1929   1930   1931  » »»

   Р. создал выдающиеся по внутр. гармоничности и законченности  образы:
Павла Протасова ("Дети солнца"), Лаврецкого ("Дворянское гнездо"  по  о.
п.  Тургенева),   Несчастливцева,   Войницкого;   Командора   ("Каменный
властелин" Леси Украинки), Телегина ("Хождение по мукам" по о. п. А.  Н.
Толстого), Гарри Смита ("Русский  вопрос"),  Верейского  ("Закон  чести"
Штейна), Степанова ("Директор" Ал„шина), Вершинина ("Бронепоезд 14-69"),
Ока„мова ("Машенька"). Выдающаяся работа  Р.  -  роль  Ф„дора  Протасова
("Живой труп",  1940).  Этот  сложный  и  противоречивый  образ  покорял
человечностью, жизнелюбием, гуманизмом. Р. играл эту роль в  течение  20
лет. Р. в„л также режисс„рскую работу.
   Пост.: "Дочь прокурора" Яновского (1954), "Годы странствий"  Арбузова
(1955), "Деньги" Софронова (1956, совм. с  Ю.  С.  Лавровым),  "Огненный
мост" Ромашова (1957, совм. с Н.  А.  Соколовым),  "В  поисках  радости"
Розова (1958), "Машенька" (1959), "Дядя Ваня" (1960), "Лес" (1962).
   Р. выступал как чтец-мастер художеств. слова по радио и  телевидению.
Снимался в кино.
   Соч.: Я верю в театр!, "Огонек". 1960, .ј 50.
   Лит.: Л ь в о в-А н о х и н Б., Штрихи акт„рского портрета,  "Театр".
1956, ј 12; Б e р н а ц к а я Р., М. Ф. Романов -народный  артист  СССР,
Киев, 1960. р, Б.
   РОМАНОВА, Таисия Сем„новна [р. 8 (21). X.  1903]-рус.  сов.  актриса.
Нар. арт. Даг. АССР (1956), засл. арт. РСФСР  (1960).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1941. В 1920 вступила в труппу драматич.  т-ра  в  Сарапуле;  в
1923 окончила драматич. студию в Перми и вернулась в  Сарапульский  т-р.
Затем работала как актриса драмы, муз. комедии и эстрады  в  Ульяновске,
Перми,  Балашове,  Новосибирске,  Томске,  Кемерово,  Барнауле,  Бийске,
Ачинске, Кудымкаре.В 1935-61-в Рус. драм. т-реим. Горького в  Махачкале.
В начале своей сценич. деятельности играла  непосредственных,  искренних
девушек и молодых женщин: Аксюша ("Лес"),  Анна  ("Василиса  Мелентьева"
Островского и  С.  Гедеонова),  Ная  ("Мятеж"  Фурманова).  Впоследствии
создала  трогательные  образы  умудр„нных  жизненным   опытом,   добрых,
великодушных женщин.
   Роли: бабушка Вера ("Молодая гвардия"), Настасья Петровна  ("Женитьба
Белугина" Островского  и  Соловь„ва),  Клавдия  Васильевна  ("В  поисках
радости"  Розова),  Бабушка  ("Деревья  умирают  стоя"  Касоны),  нянька
Федосья ("Последние"). Играла и комедийные роли: Пошл„пкина  ("Ревизор")
и др. E. /h\
   РОМАНОВИЧ,  Евгений  Степанович  (р.  21.  I.  1905)-  белорус.  сов.
драматург, театровед. Засл. арт. БССР (1942). Чл. Коммунистич. партии  с
1946. Работал в 1-м Белорус. т-ре  (ныне  Т-р  им.  Я.  Купалы)  сначала
акт„ром (1922-31), затем зав. лит. частью (1931-48). Автор  пьес:  "Вир"
(1-й Белорус.  т-р,  1928),  "Наклонная  плоскость"  (1929),  "Камни  на
дороге" (1932). Пьеса  Р.  "Мост"  (1929)  о  формировании  характера  в
процессе социалистич.  созидательного  труда,  о  перевоспитании  старой
интеллигенции, становящейся в ряды строителей новой жизни, шла  в  т-рах
РСФСР и УССР. В годы войны Р. написал пьесы о борьбе  белорус.  партизан
против фашистских оккупантов: "Полещуки", "Товарищ Андрей" (Т-р  им.  Я.
Купалы, 1944). Р. принадлежат либретто опер "В пуще  Полесья"  (Белорус.
т-р оперы, 1939), "Девушка из Полесья" (совм. с П.  Бровкой,  1953,  там
же), балетов "Подставная невеста" (1958), "Мечта" (1961). Р. перев„л  на
белорус. яз. пьесы Горького, Л. Н. Толстого, А. Н,  Островского,  К.  А.
Трен„ва, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука и др.  Занимается  историей
белорус. т-ра. Автор книг о Т-ре им.  Я.  Купалы,  о  творчестве  Б.  В.
Платонова, статей о театр. иск-ве БССР.
   Соч.: Мост, пер. с белорус., М., 1931; Першы  тэатр.  Каротк?  нарыс,
М?нск,  1946;  Народны  артыст  СССР  Б.  В.   Платона,   М?нск,   1954;
Артыст-трыбун, "Полымя 1954, ј 5. Люд. Ш\
   РОМАНОВСКАЯ, Анна Яковлевна (наст. фам.-  Воденова)  fl8  (30).  VII.
1843-17(30). IV. 1916] - рус. актриса. Родилась в  семье  провинциальных
акт„ров. В 1859  дебютировала  в  Екатеринбургском  т-ре  в  роли  Софьи
Павловны ("Простушка и воспитанная"  Д.  Ленского).  Работала  здесь  до
1875. Играла роли амплуа драматич. героинь  и  кокет.  В  дальнейшем  Р.
выступала в Саратове, Казани, Харькове,  Одессе.  В  1886-1910-  актриса
Т-ра Корша  в  Москве.  Играла  преим.  роли  грандам  в  пьесах  И.  В.
Шпажинского, В. А. Крылова, П. М. Невежина и др.
   Роли: Кондорова ("Нищие духом" Потехина), Марева  ("Блуждающие  огни"
Антропова), Кума ("Чародейка" Шпанжинского) и др: В числе  лучших  ролей
Р. -Василиса Мелентьева (о. п. Островского и Гедеонова).
   В 1869 была тяжело ранена выстрелом из зрительного зала (этот  случай
описан в романе "Приваловские миллионы" Мамина-Сибиряка).
   Лит.:  "Театр  и   искусство",   1909,   .N"   3;   там   же,   1916,
.ј17;КурочкинЮ.. Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; Крути
И., Русский театр в Казани, М., 1958. А. К.1.
   РОМАНС (исп.  romance)  -  муз.-поэтич.  произведение  для  голоса  с
сопровождением фп. или др. инструмента (гитары, арфы,  виолончели  и  т.
п.); сольная  песня  с  обязательным  инструмент,  сопровождением.  Осн.
значение в музыке Р. имеет  вок.  мелодия;  однако  аккомпанемент  может
существенно   дополнять    художеств.-образное    содержание,    нередко
представляя равноправную  с  вокальной  партию.  Р.  -  осн.  жанр  вок.
камерной музыки. Иногда входит в оперу как одна из сольных вок. форм (Р.
Радамеса в "Аиде"; Зибеля в "Фаусте" Гуно, Антониды в "Иване  Сусанине",
Полины в "Пиковой даме"; Дездемоны в "Отел-ло" Верди).
   РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. франц. romant  -  роман)  -
идейно-художеств. направление, развивавшееся во всех странах  Европы  ив
Сев. Америке. В Германии Р. сложился  на  рубеже  18-19  вв.  и  получил
наибольшее развитие в 1-й четв.  19  в.  Во  Франции,  где  были  сильны
традиции классицизма, формирование сценич. Р. длилось дольше,  протекало
в острой борьбе с классицизмом. В  1827  было  опубликовано  предисловие
Гюго к его драме "Кромвель" - теоретич. манифест Р. Расцвета  франц.  Р.
достиг в 30-х гг. 19 в., когда появились осн.  пьесы  Гюго.  В  странах,
боровшихся за свою нац. независимость (Италия, Венгрия, Чехия, Польша  и
др.), становление Р.  протекало  медленнее,  но  в  нек-рых  из  них  Р.
существовал как ведущее направление в театр. иск-ве до 2-й пол. 19 в.
   Р. выдвинул крупных теоретиков (бр.А. В. и Ф. Шле-гель в Германии, Ж.
де Сталь, В. Гюго во Франции, Дж.Берше, Д. Романьози,  Э.  Висконти,  А.
Мандзони в Италии), драматургов (Дж. Г. Байрон, П. Б.  Шелли  в  Англии,
Гюго, А. де Виньи, А. Дюма-отец, А. де Мюссе  во  Франции,  Л.  Тик,  Г.
Клейст в Германии, С. Пеллико, Мандзони, Дж. Б. Никколини в  Италии,  Ю.
Словацкий в Польше, Ф. Грильпарцер в Австрии, М. В„р„шмарти  в  Венгрии,
А. Эленшлегер в Дании и др.).

Страницы: «« « 1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920   1921  1922   1923   1924   1925   1926   1927   1928   1929   1930   1931  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия