|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 » »» Р. создал выдающиеся по внутр. гармоничности и законченности образы:
Павла Протасова ("Дети солнца"), Лаврецкого ("Дворянское гнездо" по о.
п. Тургенева), Несчастливцева, Войницкого; Командора ("Каменный
властелин" Леси Украинки), Телегина ("Хождение по мукам" по о. п. А. Н.
Толстого), Гарри Смита ("Русский вопрос"), Верейского ("Закон чести"
Штейна), Степанова ("Директор" Ал„шина), Вершинина ("Бронепоезд 14-69"),
Ока„мова ("Машенька"). Выдающаяся работа Р. - роль Ф„дора Протасова
("Живой труп", 1940). Этот сложный и противоречивый образ покорял
человечностью, жизнелюбием, гуманизмом. Р. играл эту роль в течение 20
лет. Р. в„л также режисс„рскую работу.
Пост.: "Дочь прокурора" Яновского (1954), "Годы странствий" Арбузова
(1955), "Деньги" Софронова (1956, совм. с Ю. С. Лавровым), "Огненный
мост" Ромашова (1957, совм. с Н. А. Соколовым), "В поисках радости"
Розова (1958), "Машенька" (1959), "Дядя Ваня" (1960), "Лес" (1962).
Р. выступал как чтец-мастер художеств. слова по радио и телевидению.
Снимался в кино.
Соч.: Я верю в театр!, "Огонек". 1960, .ј 50.
Лит.: Л ь в о в-А н о х и н Б., Штрихи акт„рского портрета, "Театр".
1956, ј 12; Б e р н а ц к а я Р., М. Ф. Романов -народный артист СССР,
Киев, 1960. р, Б.
РОМАНОВА, Таисия Сем„новна [р. 8 (21). X. 1903]-рус. сов. актриса.
Нар. арт. Даг. АССР (1956), засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич.
партии с 1941. В 1920 вступила в труппу драматич. т-ра в Сарапуле; в
1923 окончила драматич. студию в Перми и вернулась в Сарапульский т-р.
Затем работала как актриса драмы, муз. комедии и эстрады в Ульяновске,
Перми, Балашове, Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле, Бийске,
Ачинске, Кудымкаре.В 1935-61-в Рус. драм. т-реим. Горького в Махачкале.
В начале своей сценич. деятельности играла непосредственных, искренних
девушек и молодых женщин: Аксюша ("Лес"), Анна ("Василиса Мелентьева"
Островского и С. Гедеонова), Ная ("Мятеж" Фурманова). Впоследствии
создала трогательные образы умудр„нных жизненным опытом, добрых,
великодушных женщин.
Роли: бабушка Вера ("Молодая гвардия"), Настасья Петровна ("Женитьба
Белугина" Островского и Соловь„ва), Клавдия Васильевна ("В поисках
радости" Розова), Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны), нянька
Федосья ("Последние"). Играла и комедийные роли: Пошл„пкина ("Ревизор")
и др. E. /h\
РОМАНОВИЧ, Евгений Степанович (р. 21. I. 1905)- белорус. сов.
драматург, театровед. Засл. арт. БССР (1942). Чл. Коммунистич. партии с
1946. Работал в 1-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Купалы) сначала
акт„ром (1922-31), затем зав. лит. частью (1931-48). Автор пьес: "Вир"
(1-й Белорус. т-р, 1928), "Наклонная плоскость" (1929), "Камни на
дороге" (1932). Пьеса Р. "Мост" (1929) о формировании характера в
процессе социалистич. созидательного труда, о перевоспитании старой
интеллигенции, становящейся в ряды строителей новой жизни, шла в т-рах
РСФСР и УССР. В годы войны Р. написал пьесы о борьбе белорус. партизан
против фашистских оккупантов: "Полещуки", "Товарищ Андрей" (Т-р им. Я.
Купалы, 1944). Р. принадлежат либретто опер "В пуще Полесья" (Белорус.
т-р оперы, 1939), "Девушка из Полесья" (совм. с П. Бровкой, 1953, там
же), балетов "Подставная невеста" (1958), "Мечта" (1961). Р. перев„л на
белорус. яз. пьесы Горького, Л. Н. Толстого, А. Н, Островского, К. А.
Трен„ва, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука и др. Занимается историей
белорус. т-ра. Автор книг о Т-ре им. Я. Купалы, о творчестве Б. В.
Платонова, статей о театр. иск-ве БССР.
Соч.: Мост, пер. с белорус., М., 1931; Першы тэатр. Каротк? нарыс,
М?нск, 1946; Народны артыст СССР Б. В. Платона, М?нск, 1954;
Артыст-трыбун, "Полымя 1954, ј 5. Люд. Ш\
РОМАНОВСКАЯ, Анна Яковлевна (наст. фам.- Воденова) fl8 (30). VII.
1843-17(30). IV. 1916] - рус. актриса. Родилась в семье провинциальных
акт„ров. В 1859 дебютировала в Екатеринбургском т-ре в роли Софьи
Павловны ("Простушка и воспитанная" Д. Ленского). Работала здесь до
1875. Играла роли амплуа драматич. героинь и кокет. В дальнейшем Р.
выступала в Саратове, Казани, Харькове, Одессе. В 1886-1910- актриса
Т-ра Корша в Москве. Играла преим. роли грандам в пьесах И. В.
Шпажинского, В. А. Крылова, П. М. Невежина и др.
Роли: Кондорова ("Нищие духом" Потехина), Марева ("Блуждающие огни"
Антропова), Кума ("Чародейка" Шпанжинского) и др: В числе лучших ролей
Р. -Василиса Мелентьева (о. п. Островского и Гедеонова).
В 1869 была тяжело ранена выстрелом из зрительного зала (этот случай
описан в романе "Приваловские миллионы" Мамина-Сибиряка).
Лит.: "Театр и искусство", 1909, .N" 3; там же, 1916,
.ј17;КурочкинЮ.. Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; Крути
И., Русский театр в Казани, М., 1958. А. К.1.
РОМАНС (исп. romance) - муз.-поэтич. произведение для голоса с
сопровождением фп. или др. инструмента (гитары, арфы, виолончели и т.
п.); сольная песня с обязательным инструмент, сопровождением. Осн.
значение в музыке Р. имеет вок. мелодия; однако аккомпанемент может
существенно дополнять художеств.-образное содержание, нередко
представляя равноправную с вокальной партию. Р. - осн. жанр вок.
камерной музыки. Иногда входит в оперу как одна из сольных вок. форм (Р.
Радамеса в "Аиде"; Зибеля в "Фаусте" Гуно, Антониды в "Иване Сусанине",
Полины в "Пиковой даме"; Дездемоны в "Отел-ло" Верди).
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. франц. romant - роман) -
идейно-художеств. направление, развивавшееся во всех странах Европы ив
Сев. Америке. В Германии Р. сложился на рубеже 18-19 вв. и получил
наибольшее развитие в 1-й четв. 19 в. Во Франции, где были сильны
традиции классицизма, формирование сценич. Р. длилось дольше, протекало
в острой борьбе с классицизмом. В 1827 было опубликовано предисловие
Гюго к его драме "Кромвель" - теоретич. манифест Р. Расцвета франц. Р.
достиг в 30-х гг. 19 в., когда появились осн. пьесы Гюго. В странах,
боровшихся за свою нац. независимость (Италия, Венгрия, Чехия, Польша и
др.), становление Р. протекало медленнее, но в нек-рых из них Р.
существовал как ведущее направление в театр. иск-ве до 2-й пол. 19 в.
Р. выдвинул крупных теоретиков (бр.А. В. и Ф. Шле-гель в Германии, Ж.
де Сталь, В. Гюго во Франции, Дж.Берше, Д. Романьози, Э. Висконти, А.
Мандзони в Италии), драматургов (Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли в Англии,
Гюго, А. де Виньи, А. Дюма-отец, А. де Мюссе во Франции, Л. Тик, Г.
Клейст в Германии, С. Пеллико, Мандзони, Дж. Б. Никколини в Италии, Ю.
Словацкий в Польше, Ф. Грильпарцер в Австрии, М. В„р„шмарти в Венгрии,
А. Эленшлегер в Дании и др.).
Страницы: «« « 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |