|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 » »» Франц. романтич. опера была связана с революц. движением в сер. 19 в.
Она развивалась в двух традиц. нац. жанрах - опера комик, появившаяся
ещ„ в 18 в., и большая опера ("гранд-опера"), рожд„нная эпохой Р., но
вобравшая в себя черты нац. жанра 18 в.- лирические трагедии. Оаера
комик эпохи Р. отличается открытой, приподнятой эмоциональностью,
использует фантастич. элементы. Первые франц. комич. оперы эпохи
Р.-"Белая дама" Буальдь„ и "Мария" Герольда (1825, 1826). В этом жанре
работали также Д. Обер ("Фра-Дьяволо", 1830, "Бронзовый конь", 1835), А.
А дан, Ф. Галеви. Особняком стоят комич. оперы Г. Берлиоза - "Бенвенуто
Челлини" (1838), сочетающая сочность комедийных образов с колоритными
нар. сценами, и полная тонкого юмора и задушевности "Беатриче и
Бенедикт" по Шекспиру (1862). В большой опере лирич. драма
разв„ртывается на фоне крупных историч. событий, показанных красочно, с
большим размахом, страсти выражены с высокой приподнятостью, декорац.
оформление пышно и монументально, вводятся хоры и балет. Нар.-героич.
линия, однако, получает меньшее значение по сравнению с
лирико-психологич. Создатель и наиболее яркий представитель большой
оперы - Дж. Мейербер ("Роберт-Дьявол", 1830, "Гугеноты", 1835, "Пророк",
1843), Ф. Галеви ("Дочь кардинала"), Д. Обер ("Немая из Портичи"). К
жанру большой оперы примыкает дуло-гия Берлиоза "Троянцы", ("Взятие
Трои" и "Троянцыв Карфагене", 1855-59). Черты Р. в значит, степени
присущи лирич. опере, зародившейся во 2-й пол- 19 в, во Франции: интерес
к человеч. переживаниям, к нар.-бытовым и пейзажным образам, к экзотике,
использование фольклора ("Фауст", 1859, и "Ромео и Джульетта", 1864, Ш.
Гуно, "Лакме" Л. Делиба, 1863, "Искатели жемчуга" Ж. Визе, 1863, и др.).
Нем. романтич. опера тяготела к ср.-век. рыц. сюжетам и
пейзажно-фантастич. элементам. Такова первая нем. романтич. опера
"Ундина" Гофмана (1813). Наиболее видные авторы нем. романтич. оперы: е„
создатель К. М. Вебер и его младшие современники Г. Маршнер, А.
Лортцинг. Могучее развитие получила опера эпохи Р. в творчестве Р.
Вагнера. В его произв. философская глубина содержания сочетается со
смелым новаторством оперной драматургии: создание музыкальной драмы, не
раздел„нной на номера, огромная роль симф. начала, новизна и яркость
вок., оркестровых, муз.-сценич. средств.
В рус. опере Р. проявился более всего в творчестве А. Н. Верстовского
("Аскольдова могила", "Громобой", 1854) и А. А. Алябьева.
Р.- важная эпоха в европ. опере, обогатившая вс„ оперное иск-во.
Нек-рые композиторы, ставшие затем крупными реалистами, в начале своего
творч. пути выступили как романтики (Визе, Верди ). Черты Р. получили
претворение в творчестве многих композиторов. Муз.-выразит, средства,
выработанные романтиками, вошли в арсенал оперного иск-ва всех
композиторов.
Романтич. стиль проявился и в оперном исполни-тельстве. Характерные
черты его - напряж„нная эмоциональность, импульсивность, яркая
виртуозность, стремление к тонкой детализации и ярким контрастам (в
оперно-дириж„рском искусстве-Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Г. Малер, в
вокальном -М. Малибран, А. Нур-pu, Дж. Марио, Р. Станъо, Н. Фигнер и
др.).
Лит.: Соллертинский И., Романтизм, его общая и муз. эстетика, в его
кн.: Музыкально-историч. этюды, М., 1956; К о н e н В., История
зарубежной музыки XIX в., вып. 1, М., 1958; Ф e p м а н В., Оперный
театр. Статьи и исследования, М., 1961; Хохловкина А.,
Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая пол. XIX в., Очерки, М.,
1962; I s t e l E., Die Blutezeit der musikalischen Romantik in
Deutschland, 2. Aufl., Lpz.-B., 1921;
T i e r s o t I., La musique aux temps romantiques, P., 1930;
Einstein A., Music in the Romantic era, N. Y., 1947;
Chantavoine J. et Gaudefroy-Demo m-b у n e s J., Le romantisme dans
la musique europeenne,P., 1955; Combarieu J. et Dumesnil R., Histoire
de la musique des origines a nos jours, t. 3, nouv. ed.. P., 1955;
Guichard L., La musique et les lettres au temps du romantisme, P.,
1955; В a r z u n J., Berlioz and his century:
an introduction to the age of romantism, N. Y., 1956; S a 1 a-z a r
A., Los grandes compositores de la epoca romantica, 3 ed., Madrid, 1958.
Р. в балете. В балетном иск-ве Р. получил особенно яркое выражение.
Мн. элементы, присущие Р., отмечали балетные спектакли 20-х гг. 19 в.,
хореографич. поэмы и драмы Ш. Дидло и А. П. Глушковского. Рус. балет
оказал нек-рое влияние на развитие романтич. направленности в
западно-европ. балете. Однако окончательно романтич.балет сформировался
во Франции на рубеже 2-й трети 19 в. и получил распространение по всей
Европе. К концу 1-й трети 19 в. классич. танец достиг высокой
виртуозности. К этому времени главенствующее положение в балете заняла
танцовщица. Развитие прыжковой техники и возникновение техники танца на
пальцах открыло новые выразительные возможности (этими средствами
создавалось ощущение невесомости, парения в воздухе). В результате
возник новый стиль танца, отличный от того, к-рый преобладал в
дра.ма-тич. и пантомимных балетах предшествующей эпохи. Первой яркой
представительницей этого направления была М. Талъони. Для не„ в 30-х гг.
были созданы е„ отцом Ф. Талъони балеты "Сильфида" Шнейцгоффера (1832),
"Дева Дуная" Пуни (1836), "Тень" Маурера (1840) и др. Это были поэтич.
спектакли, героини к-рых, фантастич., неземные существа, страдали и
нередко гибли при соприкосновении с реальной жизнью. Художник Э. Лами
разработал для М. Тальони костюм, ставший одним из отличит, признаков
романтпч. балета: облегающий лиф, широкая полупрозрачная юбка, как
правило, белого цвета, крылышки за спиной, веночек на голове, мягкие
туфли без каблуков. Со временем этот костюм трансформировался в т. н.
"пачку" (или тюник) и стал основой костюма класспч. танцовщицы,
сохранившегося до наших дней.
В романтич. балете возникли новые танц. формы. Так, в ансамблевых
танцах романтич. балетов сложилась форма унисонного кордебалетного
женского танца; масса танцующих, действуя синхронно, образует симметрич.
группы, аккомпанируя танцу солистов. Этот принцип был ярко выражен в
балете "Жп-зель" (1841, балетм. Ж. Перро и Ж. Коралли).
В 40-50-х гг. 19 в. возникает другое, более активное направление в
романтич. балете. Его представителями были балетм. Ж. Перро, танцовщицы
Ф. Эль-слер и К. Гризи. Перро отказался от фантастпч. сюжетов, обычных
для романтич. балета, в своих пост. он использовал историч. темы, часто
инсценировал произведения Дж. Г. Байрона, В. Гюго и др. Балетмейстерское
иск-во Перро, демократичное в своей основе, близкое французским
поэтам-романтикам, было глубоко эмоционально, иногда подымалось до
Страницы: «« « 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |