Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1917   1918   1919   1920   1921   1922   1923   1924   1925  1926   1927   1928   1929   1930   1931   1932   1933   1934   1935  » »»

   Франц. романтич. опера была связана с революц. движением в сер. 19 в.
Она развивалась в двух традиц. нац. жанрах -  опера  комик,  появившаяся
ещ„ в 18 в., и большая опера ("гранд-опера"), рожд„нная  эпохой  Р.,  но
вобравшая в себя черты нац. жанра  18  в.-  лирические  трагедии.  Оаера
комик  эпохи  Р.  отличается  открытой,  приподнятой   эмоциональностью,
использует  фантастич.  элементы.  Первые  франц.  комич.  оперы   эпохи
Р.-"Белая дама" Буальдь„ и "Мария" Герольда (1825, 1826). В  этом  жанре
работали также Д. Обер ("Фра-Дьяволо", 1830, "Бронзовый конь", 1835), А.
А дан, Ф. Галеви. Особняком стоят комич. оперы Г. Берлиоза -  "Бенвенуто
Челлини" (1838), сочетающая сочность комедийных  образов  с  колоритными
нар.  сценами,  и  полная  тонкого  юмора  и  задушевности  "Беатриче  и
Бенедикт"  по  Шекспиру   (1862).   В   большой   опере   лирич.   драма
разв„ртывается на фоне крупных историч. событий, показанных красочно,  с
большим размахом, страсти выражены с  высокой  приподнятостью,  декорац.
оформление пышно и монументально, вводятся хоры  и  балет.  Нар.-героич.
линия,   однако,   получает   меньшее   значение    по    сравнению    с
лирико-психологич. Создатель  и  наиболее  яркий  представитель  большой
оперы - Дж. Мейербер ("Роберт-Дьявол", 1830, "Гугеноты", 1835, "Пророк",
1843), Ф. Галеви ("Дочь кардинала"), Д. Обер  ("Немая  из  Портичи").  К
жанру большой оперы  примыкает  дуло-гия  Берлиоза  "Троянцы",  ("Взятие
Трои" и "Троянцыв Карфагене",  1855-59).  Черты  Р.  в  значит,  степени
присущи лирич. опере, зародившейся во 2-й пол- 19 в, во Франции: интерес
к человеч. переживаниям, к нар.-бытовым и пейзажным образам, к экзотике,
использование фольклора ("Фауст", 1859, и "Ромео и Джульетта", 1864,  Ш.
Гуно, "Лакме" Л. Делиба, 1863, "Искатели жемчуга" Ж. Визе, 1863, и др.).
   Нем.  романтич.  опера   тяготела   к   ср.-век.   рыц.   сюжетам   и
пейзажно-фантастич.  элементам.  Такова  первая  нем.  романтич.   опера
"Ундина" Гофмана (1813). Наиболее видные авторы нем. романтич. оперы: е„
создатель К.  М.  Вебер  и  его  младшие  современники  Г.  Маршнер,  А.
Лортцинг. Могучее развитие получила  опера  эпохи  Р.  в  творчестве  Р.
Вагнера. В его произв.  философская  глубина  содержания  сочетается  со
смелым новаторством оперной драматургии: создание музыкальной драмы,  не
раздел„нной на номера, огромная роль симф.  начала,  новизна  и  яркость
вок., оркестровых, муз.-сценич. средств.
   В рус. опере Р. проявился более всего в творчестве А. Н. Верстовского
("Аскольдова могила", "Громобой", 1854) и А. А. Алябьева.
   Р.- важная эпоха в европ.  опере,  обогатившая  вс„  оперное  иск-во.
Нек-рые композиторы, ставшие затем крупными реалистами, в начале  своего
творч. пути выступили как романтики (Визе, Верди ).  Черты  Р.  получили
претворение в творчестве многих  композиторов.  Муз.-выразит,  средства,
выработанные  романтиками,  вошли  в  арсенал   оперного   иск-ва   всех
композиторов.
   Романтич. стиль проявился и в оперном  исполни-тельстве.  Характерные
черты  его  -   напряж„нная   эмоциональность,   импульсивность,   яркая
виртуозность, стремление к тонкой  детализации  и  ярким  контрастам  (в
оперно-дириж„рском  искусстве-Р.  Вагнер,  Г.  Берлиоз,  Г.   Малер,   в
вокальном -М. Малибран, А. Нур-pu, Дж. Марио, Р.  Станъо,  Н.  Фигнер  и
др.).
   Лит.: Соллертинский И., Романтизм, его общая и муз. эстетика,  в  его
кн.: Музыкально-историч. этюды,  М.,  1956;  К  о  н  e  н  В.,  История
зарубежной музыки XIX в., вып. 1, М., 1958; Ф e p  м  а  н  В.,  Оперный
театр.   Статьи   и   исследования,    М.,    1961;    Хохловкина    А.,
Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая пол. XIX в., Очерки,  М.,
1962; I s t  e  l  E.,  Die  Blutezeit  der  musikalischen  Romantik  in
Deutschland, 2. Aufl., Lpz.-B., 1921;
   T i e r s o t I., La musique aux temps romantiques, P., 1930;
   Einstein A., Music in the Romantic era, N. Y., 1947;
   Chantavoine J. et Gaudefroy-Demo m-b у n e s J., Le  romantisme  dans
la musique europeenne,P., 1955; Combarieu J. et Dumesnil R., Histoire
   de la musique des origines a nos jours, t. 3, nouv. ed.. P., 1955;
   Guichard L., La musique et les lettres au temps  du  romantisme,  P.,
1955; В a r z u n J., Berlioz and his century:
   an introduction to the age of romantism, N. Y., 1956; S a 1 a-z  a  r
A., Los grandes compositores de la epoca romantica, 3 ed., Madrid, 1958.
   Р. в балете. В балетном иск-ве Р. получил особенно  яркое  выражение.
Мн. элементы, присущие Р., отмечали балетные спектакли 20-х гг.  19  в.,
хореографич. поэмы и драмы Ш. Дидло и А.  П.  Глушковского.  Рус.  балет
оказал  нек-рое  влияние  на   развитие   романтич.   направленности   в
западно-европ. балете. Однако окончательно романтич.балет  сформировался
во Франции на рубеже 2-й трети 19 в. и получил распространение  по  всей
Европе.  К  концу  1-й  трети  19  в.  классич.  танец  достиг   высокой
виртуозности. К этому времени главенствующее положение в  балете  заняла
танцовщица. Развитие прыжковой техники и возникновение техники танца  на
пальцах  открыло  новые  выразительные  возможности  (этими   средствами
создавалось ощущение  невесомости,  парения  в  воздухе).  В  результате
возник  новый  стиль  танца,  отличный  от  того,  к-рый  преобладал   в
дра.ма-тич. и пантомимных балетах  предшествующей  эпохи.  Первой  яркой
представительницей этого направления была М. Талъони. Для не„ в 30-х гг.
были созданы е„ отцом Ф. Талъони балеты "Сильфида" Шнейцгоффера  (1832),
"Дева Дуная" Пуни (1836), "Тень" Маурера (1840) и др. Это  были  поэтич.
спектакли, героини к-рых,  фантастич.,  неземные  существа,  страдали  и
нередко гибли при соприкосновении с реальной жизнью.  Художник  Э.  Лами
разработал для М. Тальони костюм, ставший одним  из  отличит,  признаков
романтпч. балета:  облегающий  лиф,  широкая  полупрозрачная  юбка,  как
правило, белого цвета, крылышки за спиной,  веночек  на  голове,  мягкие
туфли без каблуков. Со временем этот костюм трансформировался  в  т.  н.
"пачку"  (или  тюник)  и  стал  основой  костюма  класспч.   танцовщицы,
сохранившегося до наших дней.
   В романтич. балете возникли новые танц.  формы.  Так,  в  ансамблевых
танцах  романтич.  балетов  сложилась  форма  унисонного  кордебалетного
женского танца; масса танцующих, действуя синхронно, образует симметрич.
группы, аккомпанируя танцу солистов. Этот принцип  был  ярко  выражен  в
балете "Жп-зель" (1841, балетм. Ж. Перро и Ж. Коралли).
   В 40-50-х гг. 19 в. возникает другое, более  активное  направление  в
романтич. балете. Его представителями были балетм. Ж. Перро,  танцовщицы
Ф. Эль-слер и К. Гризи. Перро отказался от фантастпч.  сюжетов,  обычных
для романтич. балета, в своих пост. он использовал историч. темы,  часто
инсценировал произведения Дж. Г. Байрона, В. Гюго и др. Балетмейстерское
иск-во  Перро,  демократичное  в  своей  основе,   близкое   французским
поэтам-романтикам,  было  глубоко  эмоционально,  иногда  подымалось  до

Страницы: «« « 1917   1918   1919   1920   1921   1922   1923   1924   1925  1926   1927   1928   1929   1930   1931   1932   1933   1934   1935  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия