Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 » »» задумана Р.-К. как пролог к "Псковитянке". Работа над романсами подготовила создание "Царской невесты" по драме Мея (1899, там же). Здесь композитор достиг особенной выразительности вок. партий. "Царская невеста" - опера лирико-драмати-ческая. Если в операх "Садко" и "Сказка о царе Салта-не" (по о. п. Пушкина, 1900, Москва, Т-во частной оперы) доминирует муз. живопись, картинность, то в "Царской невесте" переданы глубокие переживания действующих лиц. Формы "Царской невесты" более традиционные, "глинкинские" по сравнению с нек-ры-ми др. Операми Р.-К., роль хора сравнительно невелика. Оркестр принимает активное участие в развитии действия. Трагедийный склад сюжета определил известную сумрачность, суровость тембровой палитры. Стремление расширить рамки своего творчества побудило Р.-К. написать оперы на необычные для него сюжеты: "Сервилия" из жизни Др. Рима по о. п. Мея 20 (1902, Мариинский т-р) и "Пан воевода" из польской жизни (поев. памяти Ф. Шопена, 1904, Петербург, частная оперная труппа). В последних операх Р.-К. сказались новые идейно-стилистич. тенденции. Композитор возвращается к сказочной тематике, трактуя е„ аллегорически. Опера "Кащей Бессмертный" на собств. либр. (1902, Т-во частной оперы) была воспринята как предвосхищение гибели самодержавного строя. В 1905 оперу исполнили студенты Петерб. консерватории; спектакль перерос в революц. митинг, прерванный полицией. Опера-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" по мотивам др.-рус. эпоса (1907, Мариинский т-р) - одно из самых глубоких произведений рус. музыки. Рисуя нашествие татаро-монг. орды, композитор запечатлел самоотверженность защитников Китежа, их патриотич. чувства. Центр, место в опере занимает этич. проблематика - столкновение принципов альтруизма и крайнего эгоизма (образы Февронии и Гришки Кутерьмы). Медлительность лирико-эпич. повествования сочетается в опере с острой напряж„нностью трагедийных и психологически углубл„нных сцен. Последняя опера Р.-К. - "Золотой петушок" по о. п. Пушкина (соч. 1907) - злая сатира на самодержавие. Карикатурному Додонову царству противопоставлен нарочито загадочный образ Шемаханской царицы. Из-за придирок цензуры оперу удалось пост. лишь в 1909 (Оперный т-р Зимина, Москва), до 1917 она исполнялась с цензурными искажениями текста. Последние оперы Р.-К. написаны в более свободных муз.-драма-тургич. формах; композитор зачастую отказывался от закругл„нных номеров, стремясь к непрерывности муз. развития. Гармонич. язык "Кащея Бессмертного" и "Золотого петушка" отличается смелостью, новизной. Оперное творчество Р.-К. - ценнейший вклад в сокровищницу рус. и мировой муз. культуры. Развивая традиции М. И. Глинки и эстетич. принципы "Могучей кучки", широко используя рус. эпос (сказочный и былинный), обращаясь к рус. истории, легендам и преданиям, композитор воплощал общественно значительные идеи, рожд„нные совр. ему действительностью. Одна из гл. тем его творчества - обличение деспотич. власти, угнетающей людей, отнимающей у них право на счастье. Эта тема раскрывается в операх "Псковитянка", "Царская невеста", "Сервилия", "Кащей Бессмертный". Галерея образов властителей, созданная Р.-К., открывается Иваном Грозным и замыкается жалким, ничтожным Додоном. Другая тема - столкновение добра и зла - воплощена в условных, фантастич. образах ("Майская ночь", "Млада", "Ночь перед рождеством", "Кащей Бессмертный"). Особенное значение в творчестве Р.-К. имеет романтич. "стремление к идеалу" (слова Р.-К.). Оно обычно получает ьыражение в женских образах, надел„нных высокими моральными качествами (Ольга в "Псковитянке", Милнтриса Б "Сказке о царе Салтане", Сервилия в о. п., Февроння в "Сказании о невидимом граде Китеже..."). Стремление к идеалу" определило также воплощение в .музыке Р.-К. нар. гр„зы-мечты о "земном рае". Он представлялся композитору как идеальное содружество людей, объедин„нных принципами гуманистич. морали, преклонением перед красотой природы и красотой души. Опера "Снегурочка" развивает миф о волшебном идеальном мире. В последующих операх фантазия композитора рождает мифич. идеальные города (Леденец в "Сказке о царе Салтане", Китеж). Драматургия ряда опер Р.-К. основана на контрастных сопоставлениях и не отличается конфликтной напряж„нностью. Однако у него есть образцы остро конфликтной муз. драматургии ("Псковитянка", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"). Большое значение в операх Р.-К. приобретает вокал. Композитор часто прибегал к широким вок. формам: ария вариационного типа (т. н. "глинкинские вариации"), разв„рнутый вок. ансамбль, большая хоровая сцена. Вместе с тем оперное творчество Р.-К. симфонично, роль оркестра в его операх весьма велика; симф. картины чаще всего воссоздают образы природы. "Сеча при Керженце" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - непревзойд„нный образец батальной живописи в музыке. Композитор применяет систему лейтмотивов, нередко переходящих из оркестра в вок. партии, и лейтгармоний. В развитии муз. драматургии Р.-К. участвуют разнообразные гармонич. средства, нередко связанные с необычными ладами (увеличенным, уменьшенным), и оркестровые тембры. Как мастер оркестровки Р.-К. занимает одно из первых мест в истории музыки. Оперное творчество Р.-К. оказало влияние на А. К. Глазунова, А. К. Лядова, И. Ф. Стравинского (произв. раннего периода), сов. композиторов - C.C. Прокофьева, Р. М. Глиэра, А. А. Спендиарова и др. Большая часть его опер прочно укрепилась в репертуаре сов. и мн. зарубежных т-ров. Среди исполнителей вок. партий в операх Р.-К. - Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Н. И. Забела, Е. И. Збруева, Е. Я. Цветкова и др. Нек-рые из симф. произв. Р.-К. ("Испанское каприччио", "Шехеразада") неоднократно использовались для балетных постановок. Р.-К. оркестровал оперу Даргомыжского "Каменный гость" (после смерти автора). Ему принадлежат оркестровка и муз. редакция опер Мусоргского "Женитьба", "Борис Годунов", "Хованщина". Вместе с А. К. Глазуновым Р.-К. завершил после смерти Бородина его оперу "Князь Игорь", совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым отредактировал партитуры опер Глинки "Иван Сусанин", "Руслан н Людмила" в связи с их новым изданием. Соч.: Летопись моей музыкальной жизни. 1844-1906, под ред. Н. Н. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909 (3-5 изд., под ред. А. Н. Римского-Корсакова), акад. изд. Литературные произведения и переписка, т. 1, подготовлен А. В. Оссов-ским и В. Н. Римским-Корсаковым, 1954 [6 изд.] и 1955 [7 изд.]. Основы оркестровки с партитурными образцами из собственных сочинений, под ред. М. Штейнберга, [ч.] 1-2, Берлин-М.-СПБ, Страницы: «« « 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |