|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 » »» Постоянная партн„рша П. С. Мочалова и М. С. Щепкина. Была замечательной
исполнительницей комедийных и драматических ролей. Выступала также в
операх, концертах, с большим успехом исполняла вокальные партии в
водевилях. Р. включала в свои роли арии, романсы, куплеты. Игра е„
отличалась эмоциональностью, темпераментом. В драм. спектаклях лучше
всего ей удавались роли волевых женщин, утверждающих сво„ человеческое
достоинство; в водевилях исполнение Р. было проникнуто женственной
грацией, лукавством. Р. пользовалась симпатией передовой публики и
критики. Иск-во Р. высоко ценил В. Г. Белинский.
Лучшая роль - Зем-фира ("Цыганы" Пушкина, 1829). К числу значит,
ролей Р. принадлежат также: Сюзанна ("Женитьба Фигаро",
1838), Луиза ("Коварство и любовь", 1829), Лиза ("Лев Гу-рыч
Синичкин" Ленского, 1839), Лиза ("Барышня-крестьянка" по Пушкину), Эмма
("Муж и жена"), паж Вильгельм ("Старый гусар"), Генриетта ("Невеста"
Обера), Надежда ("Аскольдова могила" Верстовского, 1835) и др.
В 1841, выйдя замуж за Верстовского, Р. оставила сцену.
Лит.: Родиславский В., Надежда Васильевна Верстовская (Репина).
"Искусство", 1883, .ј 9; Г о з e н-п уд А.. Музыкальный театр в России,
Л., 1959, с. 706- 7И- Ю. Д.
РЕПИНА-РАППОНЕТ, Мария Николаевна [р. 1 (13). X. 1882] - рус. сов.
актриса. Нар. арт. С.-О. АССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-го и 3-го созывов. В 1909 окончила
Музыкально-драм. школу в Киеве и вступила в труппу киевского Т-ра
Соловцова. В 1910-13 играла в Харькове, в 1913-14 - снова в Т-ре
Соловцова (Киев), в 1918-20 - в Одессе. В 20-30-е гг. Р.-Р. работала в
т-рах Владикавказа, Ростова, Махачкалы, Грозного, Уфы и др. В 1939-51 -
актриса Рус. драм. т-ра С.-О. АССР (г. Орджоникидзе). Р.-Р. рано стала
играть характерные роли пожилых женщин. Е„ творчество отличалось мягким,
т„плым юмором, порой остротой внешнего рисунка.
Роли: Сафонова ("Русские люди"), Мотылькова ("Слава" Гусева), Мария
Яковлевна Корчагина ("Как закалялась сталь"), Мария Львовна
("Беспокойная старость"), Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по
Тургеневу), Галчиха ("Без вины виноватые"), Анфуса ("Волки и овцы"),
Арина ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Хрюмина ("Горе от ума") и ДР, Е. Ж.
РЕПЛИКА (итал. replica, от. лат. replico - возражаю)- элемент сценич.
диалога; фраза, к-рую акт„р говорит в ответ на слова партн„ра. Р. наз.
также последнюю фразу (или часть фразы) сценич. персонажа, за к-рой
следует текст др. действ, лица пьесы.
РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre - возобновлять, повторять) в
цирке и на эстраде- 1) шуточная реплика или сценич. трюк (см. Лацци). 2)
В номерах наездников, гимнастов, акробатов законченная комбинация
трюков, исполнив к-рую, артист обычно раскланивается с публикой. Ю. Д.
РЕРИХ, Николай Константинович [27.1Х(9.Х). 1874-13.XII. 1947] - рус.
живописец, археолог, писатель, театр. художник. Академик живописи
(1909). Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1897), Академию художеств
(1897). Занимался в мастерской А. И. Куинджи. Примыкал к художеств.
объединению "Ммр искусствам. Для т-ра начал работать в 1907 ("Три
волхва", Старинный театр. Петербург). Среди его работ - "Фуэнтеовехуна"
(1911-12, Старинный т-р, Петербург), "Снегурочка" Островского (1912,
Рус. т-р, Петербург). Оформляя муз. спектакли, Р. передавал особенности
творчества композитора. Его театр. эскизы представляют собой
самостоятельные живописные картины. Сумрачная поэзия Скандинавии
передана Р. в оформлении спектакля "Пер Гюнт" Ибсена (1912, МХТ),
романтика зап. средневековья в оформлении оперы "Тристан и Изольда"
Вагнера (1912, неосуществл. пост.). Увлечение древнерус. стариной,
монумент, формами рус. архитектуры проявились в эскизах для оперы "Князь
Игорь" (в декорациях Р. ш„л 2-й акт оперы, пост. С. П. Дягилева, 1909).
Среди лучших работ художника - также оформление балета "Весна священная"
Стравинского (1913, антреприза Дягилева, Париж). С 1920 Р. жил и работал
за границей (в Индии и др.). АН. Ш.
РЕСПЙГИ (Respighi), Отторино (9.VII.1879- 18.IV.1936) - итал.
композитор. Учился в Болонском муз. лицее. В 1900-03 был альтистом
театр. оркестра в Петербурге. Здесь брал уроки у Н. А.
Римского-Корсакова. Преподавал в римской академии "Санта-Чечилия" (с
1913) и др. уч. заведениях. Академик Италии (1932), Берлинской академии
иск-в.
Автор опер "Семирама" (1910, т-р "Комунале", Болонья), "Бельфагор"
(1923, т-р "Ла Скала"), "Потонувший колокол" (по о. п. Гауптмана, 1927.
Гамбург), "Пламя" (1934. т-р "Опера", Рим), "Орфей" (свободная обработка
о. п. К. Монте-верди, 1935, т-р "Ла Скала"), "Лукреция" (поем., 1937,
там же) и др.
Выдающийся итал. композитор 20 в., Р. был крупным симфонистом. В
своих операх он стремился добиться равновесия между симф. и вок.
началами. Оперы Р. отличаются сценичностью, красочной оркестровкой.
Симф; соч. легли в основу балетов Р.: "Венецианская шутка" (1920, т-р
"Костанци". Рим), "Волшебный горшок" (по рус. нар. сказкам, 1920, там
же), "Спящая красавица" (по сказке Ш. Перро, 1922, т-р "Одескальки",
Рим) и др. Лит.: К р e и н Ю., Отторино Респиги, "Сов. музыка", 1960, .ј
8; D e R e n s i s R., O. Respighi, Torino, 1935;
Re spighi E., O. Respighi, Mil., 1954. Св. Г.
РЕТТИГЕН (Rattigan), Теренс (р. 10.VI. 1911) - англ. драматург.
Творч. деятельность начал в 1933 пьесой "Первый эпизод". В 1936 написал
драму "Французы без слез", имевшую большой успех. Отрицая идейный т-р,
Р. не выходит за рамки узкой тенденциозности, будь то призыв к свободе
личности - "Мальчик из Уинслоу" (1946, т-р "Лирик"), или прославление
политич. авантюриста полковника Лоурен-са - "Росс" (1960, т-р
"Хеймаркет"). Пьесы Р. далеки от общественно значимых проблем, но они
отличаются сценичностью, мастерством построения диалога и пользуются
популярностью в Англии и др. странах. В пьесах Р. выступали крупнейшие
англ. акт„ры - Дж. Гилгуд ("Вариация на тему", 1958, т-р "Глоб"), П.
Скофилд (Александр Великий - "Приключенческая история"), П. Эшкрофт и К.
Мор ("Глубокое синее море"), А. Гиннес (полковник Лоуренс -"Росс").
Соч.: Collected plays, v. 1-2, L., 1956; в рус. пер.:
Огни на старте, М., 1957. В. Ю.
РЕФРЕН (франц. - refrain) - часть стихотворения, песни, повторяющаяся
после каждой строфы, куплета, эпизода. Мастерство исполнения Р.
характерно для артистов эстрады Б. С. Борисова (произв. Беранже), Л. О.
Ут„сова, И. С. Набатова, П. В. Рудакова и др. М. 3.
РЕФУС (Rehfuss), Хейнц (р. 25.V.1917) - швейц. певец (высокий бас).
Учился пению у своего отца, известного певца К. Рефуса. В 1940-52
Страницы: «« « 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |