|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 » »» выступал на сцене оперного т-ра в Цюрихе, затем в Париже, Риме, Венеции,
Неаполе, Барселоне, Чикаго и др. городах мира.
Среди лучших партий: Дон Жуан (о. п. Моцарта), Доктор Ш„н ("Лулу" А.
Берга), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Царь Эдип (о. п.
Стравинского), Борис Годунов.
РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение, обследование) - вид лит. и
художеств. критики; лите-ратурно-критич. статья, дающая оценку (или
анализ) художеств. произв. (гл. обр. новому) - спектаклю, пьесе, муз.
произв., кинофильму и т. п. Разв„рнутая Р., рассматривающая ряд произв.,
объедин„нных по хронологич., тематич. или к.-л. др. признаку, наз.
критич. обзором. Р. обычно печатаются в журналах и газетах
(критико-библиографич. отдел). См. также ст. Театральная критика.
РЕЧИТАТИВ [итал. recitativo, от recitare-декламировать (лат. recito -
читаю вслух)] - род вок. музыки, близкий к напевной декламации. Р.
основан на выразит., эмоционально окрашенных речевых интонациях,
повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и т. п. Речитативная
мелодия не образует замкнутой муз. формы и в значит, мере подчиняется
синтаксич. расчленению текста. Прообраз Р. - в манере исполнения нар.
певцами муз.-поэтич. произв. (типа рус. былин) и в самом мелодич. складе
этих произв. Утверждение Р. в светской проф. музыке связано с
возникновением оперы (на рубеже 16-17 вв.). В итал. опере 17-18 вв.
определились два типа Р.:
"секко" (букв. - сухой Р.), исполнявшийся в свободном ритме,
"говорком" и поддерживаемый отдельными аккордами на клавесине, и
аккомпанированный Р. - более мелодичный и ч„тко ритмованный, с
музыкально развитым оркестровым сопровождением. Первый обычно применялся
в диалогах, второй - в монологах (предшествуя арии). Выразительность Р.
широко использована в классич. опере 18 в. (X. В. Глюк, В. А. Моцарт и
др.). В 19 в. Р. с сопровождением клавесина окончательно вытесняется
мелодически развитым Р. Композиторы 19 в. стремились к наиболее полному
воплощению слова в Р. (в отличие от арии, допускающей лишь обобщ„нную
передачу текста). В опере 19 в. Р. насыщается певучестью, песенн остью
(Р. в операх Глинки, в "Снегурочке", "Царской невесте", "Русалке"),
происходит слияние кантилены и Р. в единый ариозно-декламац. вок. стиль
("Каменный гость" Даргомыжского, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова,
"Отелло" и "Фальстаф" Верди, "Кольцо Нибелунга" Вагнера). Оригинальный
вид Р., опирающегося на нар. истоки,- былинный Р., создал
Римский-Корсаков в опере "Садко".
Яркий и выразит. Р. встречается в операх сов. композиторов, особенно
у С. С. Прокофьева. Кроме опер, Р. применяется и в др. вок. жанрах
(кантата, оратория).
Лит.: Д р у с к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы.... Л.,
1952, гл. 2; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики...,
М., 1952, гл. 8.
РЕЧЬ СЦЕНИЧЕСКАЯ - одно из осн. средств театр. воплощения
драматургич. произв. Р. с. да„т возможность акт„ру донести до зрителя
идея, мысли и чувства, заложенные в тексте. Владея мастерством Р. с.,
акт„р раскрывает внутр. мир, переда„т социальные, психологич., нац.,
бытовые черты характера персонажей. Красота, образность, музыкальность
языка и особенности речи, отличающие людей разных историч. эпох,
народов, социальных кругов и профессий, определяют ритм, мелодику,
тембр, динамику, интонационную окраску Р. с. Меняя их, акт„р может
изменять трактовку образа, эмоциональную силу своей игры. Выбор тех или
иных при„мов и красок Р. с. зависит также от стиля и жанра исполняемого
произведения.
Техника Р. с. является существенным элементом акт„рского мастерства и
связана с звучностью, гибкостью, объ„мом голоса, развитием дыхания,
ч„ткостью и ясностью произношения (дикцией). Характер и стиль Р. с.
менялись и развивались на протяжении всей истории т-ра у акт„ров разных
школ и направлений. Особенности построения античной драмы, архитектура
театр. сооружений, вся обстановка театр. представлений, разыгрывавшихся
под открытым небом, сформировали законы эллинской классич. декламации.
Они были преобразованы, изменены и развиты в европ. сценическом иск-ве.
См. Искусство акт„ра.
Высокая культура Р. с. во франц. т-ре 17-18 вв. связана с иск-вом
декламации. Нормативная эстетика классицистского т-ра требовала от
исполнителя соблюдения правил мерной, ч„ткой декламации, подчин„нной
ударениям и цезурам стихотворной трагедии. Мелодичность речи, ораторский
пафос, красноречие присущи всем героям классицистской драмы. Акт„р
выражает чувства героев в певучей патетике, ритмич. читке текста. У
акт„ров романтич. т-ра партитура Р. с. была связана с чередующимися
нарастаниями и спадами чувств, характеризовалась ускорениями и
замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными
интонациями.
В конце 19- нач. 20 вв. во мн. странах усилилась борьба за реалистич.
звучание Р. с. К ней были предъявлены требования - передавать сложные
оттенки характеров, нравов, особенности социального положения
персонажей. Нарушая каноны риторич. декламации, отказываясь от нарочитых
акцентов, мелодич., музыкальных эффектов, акт„ры реалистич. т-ра
утверждали Р. с., логически связанную с содержанием текста.
Расцвет реалистич. иск-ва Р. с. связан гл. обр. с рус. т-ром, с
деятельностью Малого т-ра. Поворот к реализму, соверш„нный М. С.
Щепкиным, в значительной мере коснулся Р. с. Щепкин требовал отказа от
напыщенной декламации, от размеренного скандирования стиха и призывал к
естественности, простоте Р. с., приближению е„ к разговорной речи.
Огромное значение работе акт„ра над словом, раскрывающим глубины
человеческих характеров, придавал А. Н. Островский. Он призывал не
только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была
воспитана плеяда выдающихся рус. акт„ров (Садовские и др.), мастеров Р.
с., считающих слово осн. средством характеристики образа. Акт„ры Малого
т-ра утверждали и совершенствовали иск-во выразительного, художеств.
слова на сцене, раскрывали нац., фонетические, колористич. особенности и
поэтич. богатства рус. нар. языка. На рубеже 19 и 20 вв. новую эру в
истории развития Р. с. открыл К. С. Станиславский. В разработанной им
системе работы акт„ра над собой и над ролью (см. Станиславского система)
он обобщил творч. опыт рус. и мирового реалистич. т-ра, искал при„мы,
помогающие акт„ру достигнуть мастерства Р. с. "Говорить - значит
действовать",- утверждал К. С. Станиславский (Собр. соч., т. 3, 1955, с.
92). Работая над словом, он подразумевал и текст и подтекст, требуя,
чтобы акт„р видел за каждым произносимым им словом не отвлеч„нные
Страницы: «« « 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |