Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1892   1893   1894   1895   1896   1897   1898   1899   1900  1901   1902   1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910  » »»

выступал на сцене оперного т-ра в Цюрихе, затем в Париже, Риме, Венеции,
Неаполе, Барселоне, Чикаго и др. городах мира.
   Среди лучших партий: Дон Жуан (о. п. Моцарта), Доктор Ш„н ("Лулу"  А.
Берга),  Голо  ("Пеллеас  и  Мелизанда"  Дебюсси),  Царь  Эдип  (о.   п.
Стравинского), Борис Годунов.
   РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio - рассмотрение, обследование) - вид лит. и
художеств. критики;  лите-ратурно-критич.  статья,  дающая  оценку  (или
анализ) художеств. произв. (гл. обр. новому) -  спектаклю,  пьесе,  муз.
произв., кинофильму и т. п. Разв„рнутая Р., рассматривающая ряд произв.,
объедин„нных по хронологич.,  тематич.  или  к.-л.  др.  признаку,  наз.
критич.  обзором.  Р.   обычно   печатаются   в   журналах   и   газетах
(критико-библиографич. отдел). См. также ст. Театральная критика.
   РЕЧИТАТИВ [итал. recitativo, от recitare-декламировать (лат. recito -
читаю вслух)] - род вок.  музыки,  близкий  к  напевной  декламации.  Р.
основан  на  выразит.,  эмоционально  окрашенных   речевых   интонациях,
повышениях и понижениях голоса, акцентах, паузах и  т.  п.  Речитативная
мелодия не образует замкнутой муз. формы и в  значит,  мере  подчиняется
синтаксич. расчленению текста. Прообраз Р. - в  манере  исполнения  нар.
певцами муз.-поэтич. произв. (типа рус. былин) и в самом мелодич. складе
этих  произв.  Утверждение  Р.  в  светской  проф.  музыке   связано   с
возникновением оперы (на рубеже 16-17 вв.).  В  итал.  опере  17-18  вв.
определились два типа Р.:
   "секко"  (букв.  -  сухой  Р.),  исполнявшийся  в  свободном   ритме,
"говорком"  и  поддерживаемый  отдельными  аккордами  на  клавесине,   и
аккомпанированный  Р.  -  более  мелодичный  и  ч„тко   ритмованный,   с
музыкально развитым оркестровым сопровождением. Первый обычно применялся
в диалогах, второй - в монологах (предшествуя арии). Выразительность  Р.
широко использована в классич. опере 18 в. (X. В. Глюк, В. А.  Моцарт  и
др.). В 19 в. Р. с  сопровождением  клавесина  окончательно  вытесняется
мелодически развитым Р. Композиторы 19 в. стремились к наиболее  полному
воплощению слова в Р. (в отличие от арии,  допускающей  лишь  обобщ„нную
передачу текста). В опере 19 в. Р. насыщается певучестью,  песенн  остью
(Р. в операх Глинки,  в  "Снегурочке",  "Царской  невесте",  "Русалке"),
происходит слияние кантилены и Р. в единый ариозно-декламац. вок.  стиль
("Каменный гость" Даргомыжского, "Моцарт и Сальери"  Римского-Корсакова,
"Отелло" и "Фальстаф" Верди, "Кольцо Нибелунга"  Вагнера).  Оригинальный
вид  Р.,   опирающегося   на   нар.   истоки,-   былинный   Р.,   создал
Римский-Корсаков в опере "Садко".
   Яркий и выразит. Р. встречается в операх сов. композиторов,  особенно
у С. С. Прокофьева. Кроме опер, Р.  применяется  и  в  др.  вок.  жанрах
(кантата, оратория).
   Лит.: Д р у с к и н М., Вопросы музыкальной драматургии оперы.... Л.,
1952, гл. 2; Ярустовский Б., Драматургия  русской  оперной  классики...,
М., 1952, гл. 8.
   РЕЧЬ  СЦЕНИЧЕСКАЯ  -  одно  из   осн.   средств   театр.   воплощения
драматургич. произв. Р. с. да„т возможность акт„ру  донести  до  зрителя
идея, мысли и чувства, заложенные в тексте. Владея  мастерством  Р.  с.,
акт„р раскрывает внутр. мир,  переда„т  социальные,  психологич.,  нац.,
бытовые черты характера персонажей. Красота,  образность,  музыкальность
языка  и  особенности  речи,  отличающие  людей  разных  историч.  эпох,
народов, социальных  кругов  и  профессий,  определяют  ритм,  мелодику,
тембр, динамику, интонационную окраску  Р.  с.  Меняя  их,  акт„р  может
изменять трактовку образа, эмоциональную силу своей игры. Выбор тех  или
иных при„мов и красок Р. с. зависит также от стиля и жанра  исполняемого
произведения.
   Техника Р. с. является существенным элементом акт„рского мастерства и
связана с звучностью,  гибкостью,  объ„мом  голоса,  развитием  дыхания,
ч„ткостью и ясностью произношения (дикцией).  Характер  и  стиль  Р.  с.
менялись и развивались на протяжении всей истории т-ра у акт„ров  разных
школ и направлений. Особенности построения античной  драмы,  архитектура
театр. сооружений, вся обстановка театр. представлений,  разыгрывавшихся
под открытым небом, сформировали законы эллинской  классич.  декламации.
Они были преобразованы, изменены и развиты в европ. сценическом  иск-ве.
См. Искусство акт„ра.
   Высокая культура Р. с. во франц. т-ре 17-18  вв.  связана  с  иск-вом
декламации.  Нормативная  эстетика  классицистского  т-ра  требовала  от
исполнителя соблюдения правил  мерной,  ч„ткой  декламации,  подчин„нной
ударениям и цезурам стихотворной трагедии. Мелодичность речи, ораторский
пафос, красноречие  присущи  всем  героям  классицистской  драмы.  Акт„р
выражает чувства героев в певучей  патетике,  ритмич.  читке  текста.  У
акт„ров романтич. т-ра партитура Р.  с.  была  связана  с  чередующимися
нарастаниями  и  спадами   чувств,   характеризовалась   ускорениями   и
замедлениями,  переходами  голоса  от  piano   к   forte,   неожиданными
интонациями.
   В конце 19- нач. 20 вв. во мн. странах усилилась борьба за реалистич.
звучание Р. с. К ней были предъявлены требования  -  передавать  сложные
оттенки   характеров,   нравов,   особенности   социального    положения
персонажей. Нарушая каноны риторич. декламации, отказываясь от нарочитых
акцентов,  мелодич.,  музыкальных  эффектов,  акт„ры   реалистич.   т-ра
утверждали Р. с., логически связанную с содержанием текста.
   Расцвет реалистич. иск-ва Р. с. связан  гл.  обр.  с  рус.  т-ром,  с
деятельностью  Малого  т-ра.  Поворот  к  реализму,  соверш„нный  М.  С.
Щепкиным, в значительной мере коснулся Р. с. Щепкин требовал  отказа  от
напыщенной декламации, от размеренного скандирования стиха и призывал  к
естественности, простоте Р.  с.,  приближению  е„  к  разговорной  речи.
Огромное  значение  работе  акт„ра  над  словом,  раскрывающим   глубины
человеческих характеров, придавал  А.  Н.  Островский.  Он  призывал  не
только смотреть, но и слушать пьесы.  На  драматургии  Островского  была
воспитана плеяда выдающихся рус. акт„ров (Садовские и др.), мастеров  Р.
с., считающих слово осн. средством характеристики образа. Акт„ры  Малого
т-ра утверждали и  совершенствовали  иск-во  выразительного,  художеств.
слова на сцене, раскрывали нац., фонетические, колористич. особенности и
поэтич. богатства рус. нар. языка. На рубеже 19 и 20  вв.  новую  эру  в
истории развития Р. с. открыл К. С. Станиславский.  В  разработанной  им
системе работы акт„ра над собой и над ролью (см. Станиславского система)
он обобщил творч. опыт рус. и мирового реалистич.  т-ра,  искал  при„мы,
помогающие  акт„ру  достигнуть  мастерства  Р.  с.  "Говорить  -  значит
действовать",- утверждал К. С. Станиславский (Собр. соч., т. 3, 1955, с.
92). Работая над словом, он подразумевал и  текст  и  подтекст,  требуя,
чтобы акт„р видел  за  каждым  произносимым  им  словом  не  отвлеч„нные

Страницы: «« « 1892   1893   1894   1895   1896   1897   1898   1899   1900  1901   1902   1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия