Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905   1906  1907   1908   1909   1910   1911   1912   1913   1914   1915   1916  » »»

гг. 17 в. Е„ представители-композиторы Д. Мадзокки (лучшая опера - "Цепь
Адониса", 1626), С. Ланди  (пасторальная  опера  "Смерть  Орфея",  1619,
опера-легенда "Св. Алексей",  1634),  М.  Росси  ("Эрминия",  1637),  Л.
Рос-си и др. Композиторы Р.  о.  ш.,  продолжая  традиции  флорентийской
школы, тщательно разрабатывали хоровые сцены и ансамбли. В их операх  из
речитатива  формируется  ариозо   (это   находит   развитие   в   музыке
венецианской и неаполитанской оперных школ). В ми-фологич. и легендарные
сюжеты опер вносится жанровый, комич.  элемент,  появляются  такие  муз.
формы, как ария, "сухой" речитатив, вводятся бытовые массовые сцены.  Р.
о. ш. предваряет особенности нового жанра - оперы-буффа и созда„т первые
образцы комич. оперного жанра -  "Надейся,  страждущий"  В.  Мадзокки  и
Марадзоли на сюжет из "Декамерона" Боккаччо (1639),  "От  зла  -  добро"
Марадзоли и Аб-батини (1654).
   Лит.: К р е ч м а р  Г.,  История  оперы,  пер.  с  нем..  Л.,  1925;
Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л.,  1940.
Св Г
   РЙМСКИЙ-КбРСАКОВ, Андрей Николаевич [5(17). X. 1878-23.?1.1940]- рус.
сов.  музыковед.  Сын  Н.  А.   Римского-Корсакова.   В   1903   окончил
Страсбургский ун-т, защитил степень доктора  философии.  Муз.-тео-ретич.
предметы  изучал  под  рук.  отца  и  М.  О.  Штейн-берга.   Музыковедч.
деятельность начал в 1912. Жил и  работал  в  Ленинграде.  Подготовил  к
изданию лит. соч. и эпистолярное наследство Н. А. Римского-Корсакова, М.
И. Глинки, М. П. Мусоргского, восстановил полный  текст  "Летописи  моей
музыкальной  жнз-ни)  Римского-Корсакова  и  "Записок"  Глинки   (1930),
составил (совм. с В.  Д.  Комаровой-Стасовой)  сб.  "М.  П.  Мусоргский.
Письма и документы" (1932) и т. д.
   Соч.: Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 1-5,  1933-46;
"Борис Годунов"  Мусоргского,  М.-Л.,  1927  (совм.  с  Е.  М.  Браудо);
Максимилиан Штейнберг, М.. 1928; М. И. Глинка и  его  "Записки",  М.-Л.,
1930; Личность М. И. Глинки, как предмет изучения, "Муз. летопись",  сб.
2, П., 1923; Балеты  Игоря  Стравинского,  '"Аполлон",  1915,  М  1;  "К
эстетике балета", "К эстетике  оперы  и  музыкальной  драмы",  "Северные
записки", 1914, .ј 5 и др. (всего 75 науч. трудов и изданий).
   РЙМСКИЙ-КбРСАКОВ, Георгий Михайлович [р. 13(26).XII.1901] - рус. сов.
композитор, музыковед, педагог. Внук Н. А.  Римского-Корсакова.  В  1925
окончил  Ленингр.  консерваторию  по  классу  композиции  проф.  М.   О.
Штейнберга (по осн. курсу,  в  1927  -  по  академическому),  в  1929  -
аспирантуру Ин-та т-ра и музыки. В 1927-62 - преподаватель консерватории
(до 1929 - ассистент Б. В. Асафьева;  с  1928-доцент).  Автор  статей  и
книг, музыки к спектаклям "Степан  Разин"  В.  Каменского  (совм.  с  Н.
Малаховским, 1924, Ленинград), "Ленин" (монтаж разных авторов,  совм.  с
Н. Малаховским, Ю. Тюли-ным, 1925, там же) и др. соч.
   С о ч.: Нотная  запись,  в  кн.:  Всеволдский-Герн-г  р  о  с  с  В.,
Искусство декламации,  ч.  2,  Л.,  1925;  Расшифровка  световой  строки
Скрябинского "Прометен", "Пе Ми-8гса", вып. 2,  Л.,  1926;  Акустическое
обоснование теории ладового ритма, в  сб.:  Музыкальный  временник,  Л.,
1928.
   РЙМСКИЙ-КОРСАЕОВ,  Николай  Андреевич  [6(18).III.1844,   Тихвин,   -
7(20).VI.1908, усадьба Любенск,  близ  Петербурга]  -  рус.  композитор,
дириж„р, педагог, муз.-обществ, деятель. Учился в Петербурге  в  Морском
корпусе (1856-62). С 1859 занимался музыкой под рук. Ф.  А.  Канилле.  С
1861 - член Балакиревского кружка (см. "Могучая кучка"). С 1871 -  проф.
Петерб. консерватории (среди учеников - А. К. Лядов, А. К. Глазунов,  А.
С. Аренский, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский и  др.).
Был  инспектором  военно-морских  оркестров  (1873-  1884),   директором
Бесплатной муз. школы  (1874-81),  пом.  управляющего  Придворной  певч.
капеллой (1883-94). Выступал как  дириж„р  оперных  спектаклей  и  симф.
концертов.
   Р.-К. - автор 15 опер. Первая опера - "Псковитянка" по о.  п.  Л.  А.
Мея (1873, Мариинский т-р;
   2-я ред. соч. 1877, 3-я ред. пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург) -
отразила передовые эстетич. взгляды "Могучей кучки". В  опере  ощущается
близость к принципам нар. муз. драмы М. П. Мусоргского (напр.,  в  сцене
псковского веча, проникнутой бунтарским духом).  Выразительно  обрисовав
нар. массу, Р.-К. противопоставил ей  образ  Ивана  Грозного  -  умного,
сильного и жестокого правителя. "Псковитянка" имела  успех  удемократич.
молод„жи. "Майская ночь" по о. п. Гоголя (1880, Мариинский т-р) выразила
интерес композитора к обрядности,  сказочной  фантастике.  Многие  сцены
оперы  насыщены  теплой  лирикой,  юмором.  В  "Майской  ночи"   впервые
чередуются фантастич. и реальные  сцены;  этот  драматургич.  при„м  был
развит Р.-К. в последующих операх. Одна из  вершин  творчества  Р.-К.  -
опера "Снегурочка" по о. п. Островского (1882, Мариинский т-р).  В  этой
"весенней сказке" с особенной силой проявилось  влечение  композитора  к
рус. языческой старине, к светлому культу  солнца.  Музыка  "Снегурочки"
отмечена глубоким проникновением  в  дух  рус.  песенности,  совершенным
мастерством. Глубоко поэтичные и нар. образы Снегурочки, царя  Берендея,
Мизгиря, Леля, Купавы неотделимы  от  образов  природы,  языч.  обрядов,
любовно воспроизвед„нных композитором.
   В 80-е  гг.  19  в.  Р.-К.  создал  свои  лучшие  симф.  произведения
("Шехеразада" и др.); затем после длительного перерыва снова возвратился
к оперному жанру. Опера-балет "Млада" (1892, Мариинский т-р) основана на
древних  сказаниях  зап.  (прибалтийских)   славян.   Фантастич.   сцены
отличаются богатством красок и яркостью  оркестрового  колорита,  однако
дра-матургич.  рыхлость  и  чрезмерная  абстрактность  содержания  оперы
помешали е„ успеху. Эту оперу и "Ночь перед рождеством" по Гоголю (1895,
Мариинский   театр)   Р.-К.    называл    "двумя    большими    этюдами,
предшествовавшими сочинению ,,Садко4'". Опера-былина "Садко", к-рая была
отклонена дирекцией имп. т-ров по настоянию Николая II (пост. 1897,Моск.
частная рус. опера), - одно из значительнейших  достижений  Р.-К.  Эпич.
картины из жизни древнего Новгорода гармонически сочетаются с  картинами
подводного царства. Образ гусляра Садко воплощает  думы  о  подвигах  во
славу родной земли, могучую силу искусства. Строгостью и простотой  муз.
языка отличаются реальные сцены, причудливостью колорита,  изысканностью
звучаний - фантастич. сцены. Особенность  оперы  -  былинный  речитатив,
прообразом к-рого, по словам композитора,  была  декламация  выдающегося
рус. сказителя Т. Г. Рябинина.
   Небольшая опера "Моцарт и Сальери" (по о.  п.  Пушкина;  1898,  Моск.
частная рус. опера) резко отличается от  др.  соч.  Р.-К.  Она  написана
почти сплошным речитативом и продолжает направленность "Каменного гостя"
Даргомыжского. Одноактная опера "Боярыня Вера  Шелога"  (1898,  там  же)

Страницы: «« « 1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905   1906  1907   1908   1909   1910   1911   1912   1913   1914   1915   1916  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия