|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 » »» гг. 17 в. Е„ представители-композиторы Д. Мадзокки (лучшая опера - "Цепь
Адониса", 1626), С. Ланди (пасторальная опера "Смерть Орфея", 1619,
опера-легенда "Св. Алексей", 1634), М. Росси ("Эрминия", 1637), Л.
Рос-си и др. Композиторы Р. о. ш., продолжая традиции флорентийской
школы, тщательно разрабатывали хоровые сцены и ансамбли. В их операх из
речитатива формируется ариозо (это находит развитие в музыке
венецианской и неаполитанской оперных школ). В ми-фологич. и легендарные
сюжеты опер вносится жанровый, комич. элемент, появляются такие муз.
формы, как ария, "сухой" речитатив, вводятся бытовые массовые сцены. Р.
о. ш. предваряет особенности нового жанра - оперы-буффа и созда„т первые
образцы комич. оперного жанра - "Надейся, страждущий" В. Мадзокки и
Марадзоли на сюжет из "Декамерона" Боккаччо (1639), "От зла - добро"
Марадзоли и Аб-батини (1654).
Лит.: К р е ч м а р Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925;
Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940.
Св Г
РЙМСКИЙ-КбРСАКОВ, Андрей Николаевич [5(17). X. 1878-23.?1.1940]- рус.
сов. музыковед. Сын Н. А. Римского-Корсакова. В 1903 окончил
Страсбургский ун-т, защитил степень доктора философии. Муз.-тео-ретич.
предметы изучал под рук. отца и М. О. Штейн-берга. Музыковедч.
деятельность начал в 1912. Жил и работал в Ленинграде. Подготовил к
изданию лит. соч. и эпистолярное наследство Н. А. Римского-Корсакова, М.
И. Глинки, М. П. Мусоргского, восстановил полный текст "Летописи моей
музыкальной жнз-ни) Римского-Корсакова и "Записок" Глинки (1930),
составил (совм. с В. Д. Комаровой-Стасовой) сб. "М. П. Мусоргский.
Письма и документы" (1932) и т. д.
Соч.: Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 1-5, 1933-46;
"Борис Годунов" Мусоргского, М.-Л., 1927 (совм. с Е. М. Браудо);
Максимилиан Штейнберг, М.. 1928; М. И. Глинка и его "Записки", М.-Л.,
1930; Личность М. И. Глинки, как предмет изучения, "Муз. летопись", сб.
2, П., 1923; Балеты Игоря Стравинского, '"Аполлон", 1915, М 1; "К
эстетике балета", "К эстетике оперы и музыкальной драмы", "Северные
записки", 1914, .ј 5 и др. (всего 75 науч. трудов и изданий).
РЙМСКИЙ-КбРСАКОВ, Георгий Михайлович [р. 13(26).XII.1901] - рус. сов.
композитор, музыковед, педагог. Внук Н. А. Римского-Корсакова. В 1925
окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции проф. М. О.
Штейнберга (по осн. курсу, в 1927 - по академическому), в 1929 -
аспирантуру Ин-та т-ра и музыки. В 1927-62 - преподаватель консерватории
(до 1929 - ассистент Б. В. Асафьева; с 1928-доцент). Автор статей и
книг, музыки к спектаклям "Степан Разин" В. Каменского (совм. с Н.
Малаховским, 1924, Ленинград), "Ленин" (монтаж разных авторов, совм. с
Н. Малаховским, Ю. Тюли-ным, 1925, там же) и др. соч.
С о ч.: Нотная запись, в кн.: Всеволдский-Герн-г р о с с В.,
Искусство декламации, ч. 2, Л., 1925; Расшифровка световой строки
Скрябинского "Прометен", "Пе Ми-8гса", вып. 2, Л., 1926; Акустическое
обоснование теории ладового ритма, в сб.: Музыкальный временник, Л.,
1928.
РЙМСКИЙ-КОРСАЕОВ, Николай Андреевич [6(18).III.1844, Тихвин, -
7(20).VI.1908, усадьба Любенск, близ Петербурга] - рус. композитор,
дириж„р, педагог, муз.-обществ, деятель. Учился в Петербурге в Морском
корпусе (1856-62). С 1859 занимался музыкой под рук. Ф. А. Канилле. С
1861 - член Балакиревского кружка (см. "Могучая кучка"). С 1871 - проф.
Петерб. консерватории (среди учеников - А. К. Лядов, А. К. Глазунов, А.
С. Аренский, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский и др.).
Был инспектором военно-морских оркестров (1873- 1884), директором
Бесплатной муз. школы (1874-81), пом. управляющего Придворной певч.
капеллой (1883-94). Выступал как дириж„р оперных спектаклей и симф.
концертов.
Р.-К. - автор 15 опер. Первая опера - "Псковитянка" по о. п. Л. А.
Мея (1873, Мариинский т-р;
2-я ред. соч. 1877, 3-я ред. пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург) -
отразила передовые эстетич. взгляды "Могучей кучки". В опере ощущается
близость к принципам нар. муз. драмы М. П. Мусоргского (напр., в сцене
псковского веча, проникнутой бунтарским духом). Выразительно обрисовав
нар. массу, Р.-К. противопоставил ей образ Ивана Грозного - умного,
сильного и жестокого правителя. "Псковитянка" имела успех удемократич.
молод„жи. "Майская ночь" по о. п. Гоголя (1880, Мариинский т-р) выразила
интерес композитора к обрядности, сказочной фантастике. Многие сцены
оперы насыщены теплой лирикой, юмором. В "Майской ночи" впервые
чередуются фантастич. и реальные сцены; этот драматургич. при„м был
развит Р.-К. в последующих операх. Одна из вершин творчества Р.-К. -
опера "Снегурочка" по о. п. Островского (1882, Мариинский т-р). В этой
"весенней сказке" с особенной силой проявилось влечение композитора к
рус. языческой старине, к светлому культу солнца. Музыка "Снегурочки"
отмечена глубоким проникновением в дух рус. песенности, совершенным
мастерством. Глубоко поэтичные и нар. образы Снегурочки, царя Берендея,
Мизгиря, Леля, Купавы неотделимы от образов природы, языч. обрядов,
любовно воспроизвед„нных композитором.
В 80-е гг. 19 в. Р.-К. создал свои лучшие симф. произведения
("Шехеразада" и др.); затем после длительного перерыва снова возвратился
к оперному жанру. Опера-балет "Млада" (1892, Мариинский т-р) основана на
древних сказаниях зап. (прибалтийских) славян. Фантастич. сцены
отличаются богатством красок и яркостью оркестрового колорита, однако
дра-матургич. рыхлость и чрезмерная абстрактность содержания оперы
помешали е„ успеху. Эту оперу и "Ночь перед рождеством" по Гоголю (1895,
Мариинский театр) Р.-К. называл "двумя большими этюдами,
предшествовавшими сочинению ,,Садко4'". Опера-былина "Садко", к-рая была
отклонена дирекцией имп. т-ров по настоянию Николая II (пост. 1897,Моск.
частная рус. опера), - одно из значительнейших достижений Р.-К. Эпич.
картины из жизни древнего Новгорода гармонически сочетаются с картинами
подводного царства. Образ гусляра Садко воплощает думы о подвигах во
славу родной земли, могучую силу искусства. Строгостью и простотой муз.
языка отличаются реальные сцены, причудливостью колорита, изысканностью
звучаний - фантастич. сцены. Особенность оперы - былинный речитатив,
прообразом к-рого, по словам композитора, была декламация выдающегося
рус. сказителя Т. Г. Рябинина.
Небольшая опера "Моцарт и Сальери" (по о. п. Пушкина; 1898, Моск.
частная рус. опера) резко отличается от др. соч. Р.-К. Она написана
почти сплошным речитативом и продолжает направленность "Каменного гостя"
Даргомыжского. Одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" (1898, там же)
Страницы: «« « 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |