Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Автор неизвестен - "Знак вопроса". Сборник о неразгаданных явлений

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 251
Размер файла: 1557 Кб
Страницы: «« « 191   192   193   194   195   196   197   198   199  200   201   202   203   204   205   206   207   208   209  » »»

отстой, что остался от древних.
   - Я, князь, читаю книгу, - сказал Хуань-гун, - а о ней смеет рассуждать
какой-то колесник? Если есть, что сказать - говори, если нет - умрешь!
   И колесник Бянь сказал так:
   - Я, ваш слуга, гляжу на это с точки зрения своего ремесла. Когда
обтесываешь колесо не спеша - работается легко, но колесо выходит
непрочным. Когда же поспешаешь - и работается трудно, и колесо не
прилаживается. Умением - не спешить и не медлить - владеют руки, а сердце
только откликается. Словами этого не передашь - ведь тайна ремесла
осталась где-то между ними. Я неспособен даже намекнуть на нее сыновьям, а
сыновья неспособны от меня ее принять.
   И вот в свои семьдесят лет я продолжаю обтесывать колеса. А уж древние
тем более не в силах передать свое учение - потому что умерли. Стало быть,
то, что Вы, государь, читаете, - лишь оставшийся после них отстой!"

   В связи с тем, что "истинная традиция" передавалась тайно, неприлюдно,
в акте духовного общения двух людей, она часто называлась еще и "тайной
передачей" - мичуань. К мичуань в различных школах ушу относили вполне
конкретные вещи, например, некоторые приемы, комплексы, принципы,
медитативные упражнения, философские тексты. Полный канон шаолиньцюань,
начиная от элементарных учебных комплексов вплоть до сложнейших методов
боя, также носил наименование "тайной шаолиньской передачи". Но разве,
скажем, простейшие шаолиньские комплексы, известные любому ученику с
первых месяцев занятия, можно считать тайной? К тому же они еще с XVIII
века были опубликованы и ни от кого особо не скрывались.

   Здесь нам приходится столкнуться с особым характером понятия "тайны" в
ушу. "Тайная передача" - это не то, о чем нельзя говорить прилюдно, а то,
о чем вообще невозможно сказать.
   Понятие "тайны" похоже на понятие "сокрытости" Дао, которое ни от кого
специально не прячется, но постичь его дано лишь просветленному человеку.
   Истинная традиция всегда - тайная традиция, так как существует в виде
скрытого духовного потока за многоликостью различных движений, приемов,
разговоров, наставлений, трактатов.

   Не будем, конечно, отрицать, что существуют "тайные разделы" в
различных стилях ушу, например, особенности ударов по точкам,
использование подручных средств для боя ("тайное оружие"), управление
психикой противника и т.д. Преподаются они лишь на высших этапах обучения
наиболее доверенным ученикам, полностью овладевшим не только технической
базой стиля, но и морально-нравственными принципами ушу, называемыми
"боевой моралью".
   Даже в "безобидном" стиле тайцзицюань существуют "тайные" надавливания
на точки, приводящие к частичному обездвижению соперника, потере сознания
или даже смерти. Тем не менее до многих вещей можно дойти самому, зная
основы анатомии, психологии, кинематики движений, хотя это потребует не
один десяток лет.

   Неоднократно приходится сталкиваться с тем интересным фактом, что
многие комплексы ушу, называемые "тайной передачей", по своему
техническому арсеналу и прикладной мощи ничем не лучше, нежели "открытые"
комплексы.
   Причем сами носители ушу зачастую не способны объяснить это явление. Но
можно посмотреть на этот факт и с другой стороны: комплексы "тайной
передачи" не ведут напрямую к овладению какими-то тайнами, а сами
символизируют то, что на этапе изучения данного таолу человек приобщается
к каким-то потаенно-невыразимым вещам в ушу. Фактически это некие знаки,
говорящие, что ученик получил "допуск" или прошел посвящение в число
наиболее доверенных людей, способных продолжить школу.

   То же относится и к тайным трактатам. Например, существует "Канон
тайной передачи тайцзицюань", "Канон тайной передачи шаолиньцюань",
открыто опубликованные в разных вариантах. Но тайна состоит не в самом
тексте, не в том, что написано, а в том, что стоит за текстом, в той
эмоции сознания, которую может вызвать мистический текст ушу у ученика.
   Многие способы тренировки, описанные в тайных трактатах, требуют
десятков лет занятий, но сама "тайность" трактата гарантирует то, что
усилия при правильном соблюдении всех методик увенчаются успехом.

   Тайна для ушу, таким образом, - не прием, не слово, а "истина", некий
глобальный принцип, который стоит за всем этим и который можно понять лишь
через много лет занятий. А это значит, что "тайная традиция" связана с
понятием священного в жизни. Такой характер тайности, которая кажется
полной открытостью, приложим, в частности, и к китайским тайным обществам.
Хотя они считались "тайными", об их существовании прекрасно знала вся
местная чиновничья администрация и даже центральные власти. Но их
"тайность" говорила о том, что эти общества несут в своих недрах понимание
того мистического начала жизни, которое недоступно обычному человеку.
Тайна для Китая всегда есть способ приобщения к потоку "истинной традиции".

   "Истинная традиция" проявляется как передача возврата к прошлому, к
такому "доформенному" состоянию в запредельно-далеком, где формы сливаются
в один общий образ, соединяющий всех последователей этой традиции в единое
тело. При впечатляющем разнообразии форм, стилей, направлений, методов
тренировки ушу в своей основе едино. Переливаясь множеством красок и
полутонов, оно неизбежно оказывается тождественным самому себе, как
"самовозвратно" Дао, дающее проявление "десяти тысячам ве-щей". Но если
ушу целостно и, как учили мастера, единится в лоне "истинной передачи",
почему же вместо процесса сближения и слияния стилей шел процесс их
"расползания" в разные стороны?

   Ответ на этот вопрос состоит как бы из нескольких слоев. Прежде всего,
каждый учитель имеет свои индивидуальные склонности, конкретные
физиологические особенности, привычки, свой склад ума. Но более глубинный
ответ заключен в самой сердцевине той культуры, которая породила ушу.
Китайская почва определила момент передачи традиции и восприятия "истины"
непосредственно лично, как момент интимного общения ученика с мастером, а
фактически - человека с Дао. Происходило то, что называлось "Великим
следованием", когда человек своей волей, своим сердцем уподобляется потоку
Дао и, таким образом, не имеет "постоянного сердца", проще говоря,

Страницы: «« « 191   192   193   194   195   196   197   198   199  200   201   202   203   204   205   206   207   208   209  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, "Знак вопроса". Сборник о неразгаданных явлений