Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 259   260   261   262   263   264   265   266   267  268   269   270   271   272   273   274   275   276   277  » »»

Трефилова.
   Лит.: Плещеев А., Наш балет, 2 изд., СПб.,  1899;  Борисоглебский  М.
(сост.), Материалы по истории рус.  балетного  т-ра,  т.  1,  Л.,  1938;
Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963. E.  H.
Дюкина.
   СОКОЛОВА Марина Алексеевна (4.3.1939, Москва - 29.10.1992,  там  же),
художник т-ра. Жена В. Я. Левенталя. Окончила ВГИК в 1963 (педагог И. П.
Иванов-Вано). Работала как худ.-мультипликатор,  создавала  декорации  и
костюмы к спектаклям т-ров драмы и оперетты. Оформила балеты: в  Большом
т-ре  -  "Сказка  о  солдате  и  ч„рте"   (1964,   балетм.   Э.   Суве),
"Цветик-семицветик" (совм. с Левенталем, 1965, спектакль МХУ, балетм. О.
Г.  Тарасова);  в  Горьковском  т-ре   -   "Тщетная   предосторожность",
"Бахчисарайский фонтан" (оба 1967, балетм. М. М.  Газиев);  в  Т-ре  им.
Кирова - "Горянка" (1968, балетм. О. М. Виноградов;
   1984, нов. ред. под назв. "Асият"), "Кон„к-Горбунок"  (1981,  балетм.
Д. А. Брянцев); в Новосибирском т-ре - "Лауренсия" (1969, балетм. В.  М.
Чабукиани),  "Кон„к-Горбунок"  (1983,  балетм.   Н.   В.   Сокови-кова),
"Хитрости любви" (1988, балетм. тот же); в  Т-ре  им.  Станиславского  и
Немировича-Дан-ченко - Сюита из балета "Гаянэ"  (1972),  "Степан  Разин"
(1977), "Дон Кихот" (1981; все - балетм. А. В. Чичинадзе), "Байка про
   Лису..."  (1974,  балетм.  H.  Ф.   Ива-щенко),   "Вечерние   танцы",
"Юношеская симфония" (оба 1980, балетм.  Т.  Шиллинг),  "Кон„к-Горбунок"
(1983, балетм. Брян-цев), "Алые паруса" (1984, балетм. Г.  А.  Майоров),
"Браво, Фигаро!" (1985,  балетм.  Брянцев);  в  Ленингр.  Малом  т-ре  -
"Коппе-лия" (1973, балетм. Виноградов); в Челябинском т-ре - "Двенадцать
стульев" (1986, балетм. А. Б. Петров); в Т-ре балета  КДС  -  "Руслан  и
Людмила" (1992, балетм. тот же). Оформляла телебалет "Озорные  частушки"
(1970).  Декорациям  С.  свойственны  жизнерадостные  тона.  Она   часто
использовала в своих работах мотивы нар. изобразительного иск-ва.  Тонко
чувствуя поэтич. природу балетного  спектакля,  С.  создавала  на  сцене
нарядный сказочный мир, в котором причудливо переплетались реальность  и
фантазия.
   Лит.: Л у ц к а я Е., Фольклорные стилизации М. Соколовой,  "Декорац.
иск-во СССР", 1974, ј 9; ее ж e, M. Соколова, в сб.: Сов. художники т-ра
и кино, в. 5, M., 1983.
   E. П. Белова.
   СОКОЛОВ-КАМИНСКИЙ  Аркадий  Андреевич  (р.   26.4.1937,   Ленинград),
балетовед, критик, педагог, сценарист. Канд. иск-ведения (1975).  Доцент
(1991). Лит.-критич. деятельность начал в 1963. В 1967 окончил  ЛГИТМиК.
В 1971-92 сотрудник  науч.-иссле-доват.  отдела  ЛГИТМиКа.  С  1990  чл.
редколлегии  ж.  "Сов.  балет".  В  1991-93  зав.  редакц.-издат.   отд.
Санкт-Петерб.  Академии  русского  балета  им.  А.  Я.  Вагановой.  Пед.
деятельность начал в 1978, организовав семинар молодых балетных критиков
при  Ленингр.  отд.  ВТО.  Преподавал  в  1979-82  на  театроведч.  ф-те
ЛГИТМиКа, в 1986-87 - в ЛХУ, в 1987-90 - на  кафедре  истории  и  теории
иск-в Высшей профсоюзной школы культуры, с 1983 -  в  Ленингр.  коне.  В
1988 по его инициативе создана новая специальность -  история  и  теория
хореогр. иск-ва и открыта подготовка балетовед ов в Ленингр. коне. Вед„т
впервые  разработанный  им  курс  "Балетная  критика".  Автор  сценариев
телефильмов и  передач,  в  т.  ч.  цикла  "Премудрости  Терпсихоры"  на
Ленингр.  ТВ  (1985-89).   Занимается   историей   и   теорией   балета,
этнохореологией. Автор работ по совр. хореогр. иск-ву.
   Соч.: Мастера балета - самодеятельности, в. 1-2, M., 1973-78  (сост.,
вступ. статья); Музыка и  хореография  совр.  балета,  в.  5,  Л.,  1987
(сост., вступ. статья);
   Народный танец. Проблемы изучения, Л., 1991 (сост.,  вступ.  статья);
Калерия Федичева, в сб.: Ленингр. балет  сегодня,  в.  2,  Л.-M.,  1968;
Танцсимфония Ф. В. Ло-пухова "Величие мироздания"  на  музыку  Четвертой
симфонии Бетховена (опыт реконструкции), в  сб.:  "Т-р  и  драматургия",
Труды ЛГИТМиКа, вып. 3, Л., 1971; Ф. В. Лопухов и его симфония танца,  в
сб.:  Музыка  и  хореография  совр.  балета,  вып.  1,  Л.,   1974;   На
перекрестках танцевальных путей, там же, вып. 3, Л-,  1979;  Гос.  акад.
Большой т-р Союза ССР (Введение  к  разделу),  в  сб.:  Рус.  сов.  т-р,
19261932, ч. 1, Л., 1982; Проблема  изучения  танц.  фольклора,  в  сб.:
Методы изучения фольклора, Л., 1983; Сов. балетная школа, М., 1983;
   Сов. балет сегодня, М., 1984; Хореограф и муз. драматургия спектакля,
в сб.: Музыка и хореография совр. балета, вып. 5, Л., 1987; Рус. балет и
фольклор. Опыт историч. характеристики, там же; Слава ленингр. балета  -
миф или реальность?, в сб.: В конце восьмидесятых (на  ленингр.  сцене),
Л., 1989;
   Балет. Танец. Хореография, в кн.:
   Эстетика. Словарь, М., 1989; Отнюдь не голубой Парис,  "Т",  1967,  ј
11; Разукрашенная классика ("Лебединое озеро"), "Сов.  экран",  1968,  ј
22; Схватка с лирикой, "Т", 1970, ј 2; Танец и только танец..., там  же,
1971, ј 1; Его мысли и наблюдения, там же, 1971, ј 8;  Джон  Ноймайер  и
Гамбургский балет, "СБ", 1982, ј 3; Этапы большого пути, там же, 1983, ј
3, 5; Талантливый зачин, там же, 1988, ј 3.
   СОЛЛЕРТЙНСКИЙ Иван Иванович [20.11(3.12).1902, Витебск  -  11.2.1944,
Новосибирск], балетовед, музыковед. Проф. Ленингр. коне. (с 1939),  худ.
рук. Ленингр. филармонии (с 1939). В 1923 окончил Петрогр. ин-т  истории
иск-в, в 1924 - романо-германское отд. Ленингр. ун-та. Преподавал в ЛХУ,
Ленингр., Моск. консерваториях.  Блестящий  лектор  и  оратор.  Участник
дискуссий о балете. Выступал в печати как балетный критик, позже  преим.
как музыковед (не оставляя балета). Борясь за  содержательность  балета,
С. был сторонником его коренного преобразования, к-рое на первых  этапах
виделось ему в радикальном отказе от классич. танца.
   Позже отош„л от крайностей и признал ценность опыта М. И. Петипа  для
совр. балета, утверждение  к-рого  он  связывал  прежде  всего  с  новой
пластикой и развитием е„ речитативных форм. Однако и в начальную пору С.
ценил классич. танец  как  экзерсис,  высказал  много  точных  и  тонких
суждений о конкретных явлениях хореографии. Взгляды С.  оказали  большое
влияние на балет 30-40-х гг. Ряд положений  С.  был  поддержан  нек-рыми
балетмейстерами, воплощавшими его идеи на практике.
   Соч.: Музыкальный т-р на пороге Октября..., в кн.: История сов. т-ра,
т. 1, Л.. 1933;
   Жизнь и творчество Новерра, в кн.: Классики хореографии, Л.-М., 1937;
Историч. этюды, 2 изд., Л., 1963; Критич. статьи,  Л.,  1963;  Статьи  о
балете, Л.,1973.
   Лит.:  Памяти   И.   И.   Соллертинского.   Воспоминания,   материалы
исследования, Л.-М., 1974 [имеется полный список трудов];  Добровольская

Страницы: «« « 259   260   261   262   263   264   265   266   267  268   269   270   271   272   273   274   275   276   277  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет