Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 262   263   264   265   266   267   268   269   270  271   272   273   274   275   276   277   278   279   280  » »»

Касаткина), Новосибирск (1980, В. Ф. Навасва). Саратов
   (1984, АН. А. Дементьев), Красноярск (1986, В. С. Федянин).
   Е. В. Литвинская.
   СПАДАВЕККИА Антонио Эммануилович [21.5(3.6). 1907, Одесса - 7.2.1988,
Москва], композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). В 1937 окончил Моск.  коне.
(по классу  композиции  В.  Я.  Шебалина).  Автор  опер,  оркестровых  и
камерных произв., романсов. Написал балеты на совр. темы:
   "Враги" (1938, МХУ, балетм. Н. С. Холфин), "Берег счастья" (1948, Т-р
им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П.  Бурмейстер,  И.
В. Кури-лов).
   В. В. Ванслов.
   "СПАРТАК", балет в 3 актах.  Комп.  А.  И.  Хачатурян,  сцен.  Н.  Д.
Волков. 27.12.1956, Т-р им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон,  худ.  В.  М.
Ходасевич, дир. П. Э. Фельдт; Спартак - А. А. Макаров, Фригия  -  И.  Б.
Зубковская, Эгина - А. Я. Шелест,  Красе  -  Р.  И.  Гербек.  11.3.1958,
Большой т-р, балетм. И. А. Моисеев, худ. А. И. Константиновский, дир. Ю.
Ф. Файер; Спартак - Д. Е. Бегак, Фригия - Н. И. Рыженко, Эгина -  М.  М.
Плисецкая, Гармодий - Н. Б. Фадеечев. 4.4.1962, там же, балетм. Якобсон,
худ. В. Ф. Рындин, дир. тот же; Спартак -  Бегак,  Фригия  -  Плисецкая,
Эгина - Рыженко, Красе  -  А.  И.  Радунский,  Раб  -  В.  В.  Васильев.
9.4.1968, там  же,  сцен.  и  балетм.  Ю.  Н.  Григорович,  худ.  С.  Б.
Вирса-ладзе, дир. Г. Н. Рождественский; Спартак -
   Васильев (затем М. Л. Лавровский), Фригия- Е. С. Максимова (затем  Н.
И. Бессмертнова), Эгина - Н. В.  Тимофеева  (затем  С.  Д.  Адыр-хаева).
Красе - М. Э. Лиепа (затем Б. Б. Акимов); Лен. пр. (1970); экранизирован
в кино
   (1976). В др. городах (в  скобках  фам.  балетмейстеров):  Свердловск
(1966, Е. Я. Чан-га), Новосибирск (1967, Чанга; 1977, Григорович), Пермь
(1969, Н. С. Маркарьянц, 1985, В. Н. Салимбаев), Челябинск (1974, У.  О.
Сар-багишев). Горький (1979, О.  М.  Дадишкилиа-ни),  Красноярск  (1980,
Маркарьянц), Куйбышев (1984, И. А. Черныш„в). В. А. Майниеце.
   СПЕСЙВЦЕВА  Ольга  Александ-ровна  [5(18).7.1895,  Ростов-на-Дону   -
16.9.1991, Найак, штат Нью-Йорк, США], артистка.  По  окончании  Петерб.
театр. уч-ща (педагог К. М. Куличевская) в  1913-24  в  Мариинском  т-ре
(Пет-рогр. т-ре оперы и  балета);  совершенствовалась  под  рук.  А.  X.
Иогансон. С 1918  ведущая  балерина,  исполнительница  центр.  партий  в
классич. репертуаре.  Изысканная  хрупкая  красота,  одухотвор„нность  и
замкнутость придавали сценич.  созданиям  С.  неповторимое  своеобразие.
Танец С. отличался ч„ткостью графич. поз,  совершенством  ломких  линий,
безусильностью  воздушных  парений.  Все  партии  С.  пронизывала   тема
опустош„нности,  неизбежной  гибели  красоты.  Трагич.  дар  балерины  с
наибольшей  полнотой  реализовался  в  партии  Жизели,  построенной   на
контрастах  и  диссонансах,   воспринимавшихся   очень   современно,   и
отличавшейся у С. от трактовок, предложенных др. крупнейшими  балеринами
нач. 20 в. - А. П. Павловой и Т. П. Карсавиной. Причастность иск-ва С. к
экспрессионизму здесь обнаруживалась вполне  определ„нно.  Трактовка  С.
оказала мощное влияние на традицию исполнения партии  Жизели.  С.  верна
тра-гич.  теме  и  в  др.  балетах:  "Баядерке",  "Эсмеральде",  "Спящей
красавице", "Лебедином озере", "Щелкунчике", все е„ героини были заранее
обречены  -  независимо  от  того,  насколько  это  отвечало   характеру
исполняемой партии. Др. партии:  Рамзея  и  Аспиччия  ("Дочь  фараона"),
Медора; феи Крошек, Сирени, Бриллиантов, Флорина ("Спящая красавица"),
   Китри и Амур ("Дон Кихот"), мазурка и 7-й вальс ("Шопениа-на"),  Гран
па  ("Пахита"),  Пье-ретта  ("Арлекинада").  Духовному  становлению   С.
способствовала дружба с критиком А. Л. Волынским, посвятившим  ей  серию
статей и видевшим в балерине воплощение своего худож. идеала.
   В 1916 С. участвовала в выступлениях Русского балета Дягилева,  в  т.
ч. в Америке с В. Ф. Нижинским в "Видении розы" и "Сильфидах", па де  де
принцессы Флорины и Голубой птицы, заменив Карсавину. В 1921  в  Лондоне
исполнила партию Авроры на премьере "Спящей  принцессы"  (1921,  Русский
балет Дягилева). В 1923  танцевала  в  т-ре  "Колон"  (Буэнос-Айрес).  В
1924-32 в парижской Опере.  Танцевала  "Жизель",  а  также  "Праздничный
вечер" и "Пери" (оба балетм. Л. Стаатс), "Творения Прометея" и  "Вакх  и
Ариадна" (оба балетм. С.  Лифарь).  В  качестве  гастрол„рши  продолжала
выступать в Русском балете Дягилева,  исполнив  партию  Кошки  ("Кошка",
1927, балетм. Дж. Баланчин, первая исполнительница). Выступала в балетах
M. M. Фокина "Жар-птица",  "Видение  розы".  Но  вся  совр.  хореография
оставалась ей чужда. В 1932-37 гастролировала с разными труппами: Фокина
(в Буэнос-Айресе), В. Дандре (быв. труппа Анны Павловой;  в  Австралии).
Покинула сцену в 1937 в связи с начавшейся  душевной  болезнью.  Нек-рое
время преподавала классич. танец. С 1939 в США, после обострения болезни
находилась  в  клинике  для  душевнобольных  (1943-63).  С  1967   после
выздоровления проживала  в  рус.  колонии,  организованной  графиней  А.
Толстой  под  Нью-Йорком.  В  видеофильме  "Жизели   мира"   запечатлено
исполнение С. этой партии с А. Долиным (фрагменты любительских съ„мок).
   Соч.: Technique for ballet artists, L., 1967. Лит.: Волынский А-, Две
школы классич. танца, "Спящая красавица", "ЖИ",
   1922. ј42; его ж е, Хореогр. арабески, там же, 1923, ј  12;  его  же,
"Дон Кихот", там же, 1923, ј 39; его же, "Жизель", там же,
   1923. ј51; его же. Плачущий дух, там же,
   1923, ј8; Слонимский Ю., Балерина О. А. Спесивцева, "Т", 1923,  ј  9;
его же, Трехликая Жизель, там же, 1923. ј 11; ero ж e. Белый лебедь, там
же, 1924, ј 14; его же, Лебедь в движении, "ЖИ", 1924, ј 1;
   cio ж e, 0. Спесявцева, в его кн.: Чудесное было рядом  с  нами,  Л.,
1984; Тихонова И., Девушка в синем, M., 1992; Лопухов Ф., Пять  балерин,
"Т", 1963, ј 6; Богданов-Березовский В., Спесивцева, в его кн.: Встречи,
M., 1967;  Красовская  В.,  Рус.  балетный  т-р  нач.  XX  в.,  [ч.]  2.
Танцовщики, Л., 1972; Гаевский В., Спесивцева, в его кн.:  Дивертисмент,
M., 1981; V a i 11 a t L., Olga Spessivtzeva, P., 1944; Schaike-v i t  с
h A., Olga Spessivtzeva. Magicienne envoutee, P., 1954; L i fa r S., Les
trois graces du XX siecle. P.,  1957;  D  o  l  i  n  A.,  The  Sleeping
ballerina, [L., 1966].
   4. Л. Соколов-Каминский.
   "СПЙЩАЯ КРАСАВИЦА", балет в 3 актах 5 картинах с прологом и апофеозом
(по сказкам Ш. Перро). Комп. П. И. Чайковский, сцен. И. А. Всеволожский,
M. И. Петипа. 3.1.1890, Мариинский т-р, балетм. Петипа, худ.  Г.  Левот,
И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков, M.  И.  Бочаров  (декорации),
Всеволожский (костюмы), дир. Р. Е. Дриго; Аврора - К. Брианца. Дезире  -
П. А. Гердт, фея Сирени - M. M. Петипа. 17.1.1899, Большой т-р (Москва),
возобн., балетм. А. А. Горский (по Петипа), худ. А. Ф.  Гельцер,  К.  Ф.

Страницы: «« « 262   263   264   265   266   267   268   269   270  271   272   273   274   275   276   277   278   279   280  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет