Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 257   258   259   260   261   262   263   264   265  266   267   268   269   270   271   272   273   274   275  » »»

Зюльма ("Восстание в серале",  балетм.  Ф.  Тальони);  начала  осваивать
репертуар М. Тальони: Сильфида;
   Дочь Дуная ("Дева Дуная"),  Дая  ("Дая,  или  Португальцы  в  Индии",
1842), Аглая ("Воспитанница Амура", 1842), Анжела ("Тень", 1843).
   Первая на рус. сцене исполнила партии: Мирта ("Жизель", 1842, балетм.
Титюс). Лилия ("Сатанил-ла, или  Любовь  и  ад",  1848,  балетм.  М.  И.
Петипа), Фл„р де Лис ("Эсмеральда", 1849, балетм. Ж. Перро), Розовая фея
("Питомица фей",  1850,  балетм.  Перро).  В  1844  выступила  на  сцене
парижской Оперы, исполнив партию Сильфиды; гастролировала в Брюсселе.  В
1854 оставила сцену.
   Лит. : Борисоглебский  М.  В.  (сост.).  Материалы  по  истории  рус.
балета, т. 1. Л., 1938; К p а с о н с к а я В..  Рус.  балетный  т-р  от
возникновения до сер. XIX в.. Л.- M., 195S; Петров О. A., Pvc.  балетная
критика кон. XVIII - первой пол. XIX в., М., 19S2. Л. А. Линькови.
   СМОЛЬЦОВ Виктор Васильевич
   [8.2.1900, Москва - 7.2.1976, там же], артист,  педагог.  Засл.  арт.
РСФСР (1933). Брат И. В. Смольцова. По окончании  МХУ  (педагоги  Н.  П.
Домаш„в, В. Д. Тихомиров) в 1918 дебютировал в  Большом  т-ре  в  балете
"Кон„к-Горбунок"  в  тр„х  партиях  -  мимической   (невольник   Мутча),
классической (Океан) и характерной (уральский танец); выступал до  1960.
Первоначально исполнял лирико-романтич. партии:
   Альберт, Зигфрид, Дезире, Солор, Колен.  Лучшие  партии  -  Петрушка,
Конрад, Базиль;
   Иванушка ("Кон„к-Горбунок").
   Значит, место в творчестве артиста занимали мимич. партии:
   Гренгуар ("Эсмеральда"), Дон Кихот; Маркиз ("Пламя  Парижа"),  Гирей;
Парис и патер Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Босс ("Красный  мак";  Гос.
пр. СССР, 1950).  С.  обладал  большим,  л„гким  прыжком,  выразительной
пластикой, совершенной техникой, чувством стиля.  Утверждал  благородный
акаде-мич. стиль  в  классич.  танце.  Танцевал  с  ведущими  балеринами
Большого т-ра. В 1921-23 гастролировал с А. М.  Балашовой  в  Европе,  в
1922 - с А. П. Павловой в Париже, в 1929  -  с  Л.  M.  Банк  в  Париже,
Берлине, Риге. С 1925 преподавал в МХУ. В 1931- 32 педагог Моск.  худож.
балета. В 1934-35 худ. рук. балетной труппы, балетмейстер  и  педагог  в
Баку.
   Лит.: В. В. Смольцов, М., 1953 (Буклет);
   Большой т-р СССР. Опера. Балет, М., 1958.
   E. H. Наоеждини.
   СМОЛЬЦОВ Иван Васильевич
   [24.8(5.9). 1892, Москва - 8.4.1968, там же], артист, педагог.  Засл.
деят. иск-в РСФСР (1951). Брат  В.  В.  Смольцова.  По  окончании  Моск.
театр. уч-ща (педагог Н. П. Домаш„в) в 1910-53 в Большом т-ре. Был одним
из  ведущих  классич.  танцовщиков.  Исполнял  партии:  классические   -
Зигфрид, Дезире, Колен, Конрад, Альберт, Франц; характерные -  Индусский
танцовщик ("Баядерка"), Молодой раб  ("Кон„к-Горбунок");  пантомимные  -
Квазимодо ("Эсмеральда"), Авантюрист ("Красный мак"). С 1920  преподавал
в МХУ (ученики: И. А. Моисеев, М. М. Габович, A.M.  Meccepep),  затем  в
Моск. театр. техникуме им. А. В. Луначарского, в„л тренировочные  классы
и с 1937 работал балетм.-репетитором в  Большом  т-ре.  Совм.  с  В.  В.
Кудрявцевой пост. балет "Жизель" (1939, т-р "Остров танца"),  в  1941-45
восстанавливал на сцене филиала Большого т-ра мн. балетные спектакли.
   Лит.: Большой т-р Союза ССР, М., 1947;
   Meccepep А. М., Уроки классич. танца, М., 1967; Ф а и e p Ю., О себе,
о музыке, о балете, 2 изд., М., 1974. E. H. Надеждина.
   "СНЕГУРОЧКА", хореографии, сюита на муз. П. И. Чайковского  на  сюжет
одноим. пьесы А. Н. Островского. 1) В 2 актах, сцен. В. А.  Варковицкий,
Ю. И. Слонимский. 5.7.1946,  филиал  Большого  т-ра,  Москва,  выпускной
спектакль МХУ, балетм. Варковицкий, худ. П. В. Вильяме  (декорации),  С.
К. Самохвалов (костюмы), дир. С. С. Сахаров; Снегурочка  -  Т.  Тучнина,
Дед Мороз - Л. Жданов, Баба Яга
   - С. Иванова, Лель - Ю. Выренков. 2) В  3  актах,  муз.  ред.  Л.  В.
Фейгина,  сцен.  и  балетм.  В.  П.  Бурмейстер.  6.11.1963,   Т-р   им.
Станиславского и Немировича-Данченко, худ. В. И. Волков (декорации),  Ю.
М.  Стройкова(костюмы),  дир.  В.  А.  Эдельман;  Снегурочка  -  В.   В.
Данилович. Дед Мороз - К. С. Бителев, Купава - Э. Е. Власова, Мизгирь  -
Э. Г. Пер-кун, Лель - Н. Ф. Иващенко, царь Берендей
   - А.  А.  Клейн.  В  др.  городах:  Куйбышев  (1965,  балетм.  Н.  В.
Данилова). См. также "Весенняя сказка". Э. Н. Рогова.
   CHETKOBA (по мужу Вече-слова) Евгения  Петровна  [22.  6(4.7).  1882,
Петербург -  16.11.1961,  Ленинград],  артистка,  педагог.  Мать  Т.  М.
Вечесловой. По окончании Петерб. театр. уч-ща (педагог  Э.  Чеккетти)  в
1900- 22 в Мариинском т-ре. Работала в кордебалете, исполняла  небольшие
сольные партии. В 1917-20 преподавала классич. танец в  частных  студиях
Петрограда и Школе русского балета А. Л. Волынского. В  1920-51  педагог
младших  классов   ЛХУ.   Стремилась   находить   душевный   контакт   с
воспитанниками, пробуждать у них любовь к занятиям,  интерес  к  будущей
профессии.  Внесла  большой  вклад  в  подготовку  нац.  кадров  союзных
республик.  Ставила  спектакли  и  конц.  номера  для  школьного   т-ра,
рассчитанные на самых маленьких исполнителей, приучая  их  тем  самым  к
сцене. Ученики: Н. М. Дудинская, Г. И. Кириллова, А. Е. Осипенко, Г.  Т.
Комлева, С. Г. Корень, К. М. Сергеев. А. А. Соколов-Каминский.
   СОБЕЩАНСКАЯ Анна  Иосифовна  [3(15).1.1842,  с.  Спасское-Лутовиново,
Орловской губ. - 22.11(5.12).1918, Москва], артистка, педагог.  Ученицей
Моск. театр.  уч-ща  (педагог  К.  Блазис)  выступала  в  Большом  т-ре;
исполняла  партии  Гитаны  ("Гитана,  испанская  цыганка"),  Жизели.  По
окончании уч-ща в труппе т-ра.  Партии:  Маргарита  ("Фауст"),  Гала-тея
("Пигмалион"),   Царь-девица   ("Кон„к-Горбунок"),   Гений   папоротника
("Папоротник,  или  Ночь  под  Ивана  Купалы"),  Китри,  Одетта-Одиллия.
Выступала также в танц. сценах  в  операх  и  дивертисментах.  Развивала
реали-стич.  традиции  рус.  хореогр.  школы,  стремилась   к   созданию
драматически выразительных сценич. образов.  Исполнительское  иск-во  С.
высоко ценил М. И. Петипа. С 1879, оставив сцену, занималась подготовкой
молодых танцовщиц.
   Лит.: Блазис К-, Танцы вообще, балетные знаменитости  и  нац.  танцы.
М-, 1864;
   В а л ь ц К. Ф., Шестьдесят пять лет в т-ре, Л.,  1928;  Большой  т-р
Союза ССР, М., 1947;
   Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный т-р его времени, М., 1956.
   А. А. Соколов-Каминский.
   СОБОЛЬ Александр Михайлович [р. 31.12.1908  (13.1.1909),  Бело-сток],

Страницы: «« « 257   258   259   260   261   262   263   264   265  266   267   268   269   270   271   272   273   274   275  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет