Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 266   267   268   269   270   271   272   273   274  275   276   277   278   279   280   281   282   283   284  » »»

Мясин, Русский балет Дягилева, парижская Опера),  основанном  на  музыке
Дж. Б.  Перголези,  представшей  в  совр.  обработке.  Модернизированное
воспроизведение классики проявилось также  в  двух  близких  по  времени
создания балетных партитурах: "Аполлон Мусагет"  (1928,  балетм.  А.  Р.
Больм, Вашингтон; балетм. Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева, Т-р Сары
Бернар, Париж) и "Поцелуй феи"  (1928,  балетм.  Нижинская,  труппа  Иды
Рубинштейн,  парижская  Опера).   В   "Аполлоне   Мусагете"   композитор
ориентировался на стиль франц. придв. представлений врем„н Людовика XIV,
вместе с тем балет  стал,  по  выражению  С.,  "самым  крупным  шагом  в
направлении  полифонического  стиля  длинных  линий".  В  "Поцелуе  феи"
композитор избрал своей моделью музыку  П.  И.  Чайковского,  представив
"современное прочтение" ряда его мелодий.
   Неоклассич. направление проявилось и в мелодраме "Персефо-на"  (1934,
Париж, реж. и балетм. К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж). Однако его
вершиной в музыке стал балет "Игра в  карты"  (1937,  Нью-Йорк,  балетм.
Баланчин). Этот балет не опирается на  к.-л.  конкретный  композиторский
стиль прошлого - в н„м слышны отголоски мелодий Чайковского, Л.  Делиба,
И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодич. линий, выраженная с  присущей
С. рельефностью, сочетается с остротой контрастов  изысканной  лирики  и
бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорич. игры  в  карты.
Балет наш„л совершенную интерпретацию в хореографии
   Баланчина,   неоднократно   обращавшегося   к   музыке   С.,   давшей
балетмейстеру прочную основу для создания хореогр. структур.
   Баланчина сближало с композитором стремление к классич. заверш„нности
формы,  чистоте  стиля,  ограничивающегося   лишь   самым   необходимым.
Созданные в 1938 "Балетные сцены"  (1944,  балетм.  А.  Долин,  "Зигфелд
тиэтр", Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и амер. бытовой музыки.  В
русле неоклассицизма написан  балет  "Орфей"  (1948,  Нью-Йорк,  балетм.
Баланчин,  "Балле  сосай-ети",   Нью-Йорк).   Последний   балет   "Агон"
("Состязания", 1957, балетм. Баланчин, "Нью-Йорк сити  балле")  отражает
стилистич. тенденции позднего  периода  (обращение  к  серийной  технике
композиции).
   Музыка разл. произв. С. использована  в  балетах:  "Пч„лы"  (на  муз.
"Фантастического скерцо", 1917,  парижская  Опера,  балетм.  Л.  Статс),
"Песнь соловья" (на муз. оперы "Соловей",  1920,  балетм.  Мясин,  1925,
балетм.  Баланчин,  оба  в  труппе  Русский  балет   Дягилева,   Париж),
"Балюстрада" (на муз. Концерта для скрипки с  оркестром,  1941,  балетм.
Баланчин, "Орижиналь балле рюс",  Нью-Йорк),  "Цирковая  полька"  (1942,
балетм. тот же, Нью-Йорк),  "Концертные  танцы"  (1944,  "Балле  рюс  де
Монте-Карло", Нью-Йорк, балетм. Баланчин; под назв.  "Контрасты",  1971,
труппа "Хореографические миниатюры", Ленинград, балетм. Л. В.  Якобсон),
"Каприччио" (1947, Милан, балетм. Мясин), "Клетка" (на муз. Концерта  ре
мажор для струнного оркестра, 1951, "Нью-Йорк сити балле",  балетм.  Дж.
Роббинс),  "Негритянский  концерт"  (на  муз.  Ebony   concerto,   1971,
Ленинград, балетм. Якобсон); "Джаз-концерт" (на  муз.  Регтайма  для  11
инструментов, 1960), "Монумент Джезуальдо" (1960), "Движения"  (на  муз.
"Движений" для  фортепиано  и  группы  инструментов,  1963),  "Вариации"
(1966), "Рубины" ("Каприччио")
   (2-я часть балета "Драгоценности", на муз. Каприччио для фортепиано с
оркестром, 1967; парижская Опера,  1974);  "Requiem  Canticles"  (1968),
"Танго", "Ной и потоп", "Элегия", "Персефона", "Вариации  для  оркестра"
(пять пост. - 1982, все балетм. Баланчин в "Нью-Йорк сити балле");
   "Концерт для фортепиано с оркестром" (часть  балета  "Аркада",  1963,
балетм.  Дж.  Тарас,  "Нью-Йорк  сити   балле");   "Русские   миниатюры"
("Тройка", 1958;
   "Жар-птица", 1965; "М„ртвая царевна", 1971)  и  "Бродячий  цирк"  (на
муз. частей из сюит для малого оркестра, 1971) -  все  балетм.  Якобсон,
труппа "Хореографические миниатюры"; "Концертный дуэт",  "Симфония  в  3
частях",  "Скерцо  в  русском  стиле",  "Хоральные  вариации  по  Баху",
"Концерт  для  скрипки"  (все  1972,  "Нью-Йорк  сити  балле",   балетм.
Баланчин).
   С о ч. в рус. пер.: Хроника моей муз. жизни, Л., 1963;  Диалоги,  Л.,
1971; Статьи и материалы, М.. 1973.
   Лит.:  "Жар-птица"  и  "Петрушка"  И.  Ф.  Стравинского.  Л.,   1963;
Вершинина И. Я., Ранние балеты Стравинского. М.. 1967;
   Вульфсон А., Неоклассич. балеты И. Ф. Стравинского, в сб.:  Музыка  и
хореография совр. балета, в. 1. Л..  1974:  Д  p  у  с  к  и  н  М..  И.
Стравинский, Л.-М., 1974;  Шахназарова  Н-,  Проблемы  муз.  эстетики  в
теоре-тич. трудах Стравинского, Шенберга. Хинде-мита, М., 1975;  Асафьев
Б., Книга о Стравинском, Л., 1977; СтравинскаяК., О И. Ф. Стравинском  и
его близких. Л.. 197S:
   Whit e E. W., Stravinsky. The composer and his  works.  Berk.  -  Los
Ang., 1972; G o l d n e r N., The Stravinsky festival of  the  New  York
city ballet, N. Y., 1973;  Stravinsky  in  the  theatre,  N.  Y.,  1975;
Choreography by Balanchine. A Catalogue of Works, N. Y.. 19S3; "Rites of
Spring", "Ballet Review", Summer. 1992.
   M. E. Тирикинов, В. Л. Kv.iUKoe.
   СТРАХОВА Марина Борисовна [р.  10(23).2.1910,  Петербург],  артистка,
педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1967). В  1930  окончила  вечерние
курсы при ЛХУ (педагог М. Ф. Романова), в 1940 - пед. отд. ЛХУ (педагоги
А. Я. Ваганова, А.  В.  Лопухов,  Н.  П.  Ивановский),  в  1951  -  отд.
педагогов хореографии при Ленингр. консерватории. В  1940-83  педагог  и
методист ЛХУ по классич.  и  историко-бытовому  танцу  (с  1961  педагог
историко-бытового  танца  в  выпускных  классах).  В   1962-83   педагог
балетмейстерского  отд.  Ленингр.  коне.  Автор  главы  о   классич.   и
ист.-бытовом танце в учебнике "Худож. гимнастика"
   (М., 1965). И. В. Ступников.
   СТРОГАЯ Алиса Михайловна (р. 26.5.1942, Челябинск),  артистка.  Засл.
арт. РСФСР (1983). По окончании ЛХУ (педагог Н. В. Беликова) в 1962-88 в
Т-ре им. Кирова. С. - темпераментная, обладающая незаурядной  внешностью
исполнительница.   Танцевала   преим.   характерные    партии.    Первая
исполнительница партии Матери ("Блудный сын", 1974, балетм. М. Мурдмаа).
Др. партии:
   Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Половчанка  ("Половецкие
пляски"). Эфиопская принцесса ("Золушка"),  Молодая  цыганка  ("Каменный
цветок"), Огненная ведьма ("Шурале"),  Тереза  ("Пламя  Парижа"),  Фанни
("Тропою грома").  Исполняла  характерные  танцы  в  балетах  "Лебединое
озеро", "Раймонда", "Баядерка", "Лауренсия", "Корсар", а также в операх,
и. в. Ступников.  СТРУЧКОВА  (по  мужу  Лапаури)  Раиса  Степановна  (р.
5.10.1925, Москва), артистка. Нар. арт.

Страницы: «« « 266   267   268   269   270   271   272   273   274  275   276   277   278   279   280   281   282   283   284  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет