|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 » »» Мясин, Русский балет Дягилева, парижская Опера), основанном на музыке
Дж. Б. Перголези, представшей в совр. обработке. Модернизированное
воспроизведение классики проявилось также в двух близких по времени
создания балетных партитурах: "Аполлон Мусагет" (1928, балетм. А. Р.
Больм, Вашингтон; балетм. Дж. Баланчин, Русский балет Дягилева, Т-р Сары
Бернар, Париж) и "Поцелуй феи" (1928, балетм. Нижинская, труппа Иды
Рубинштейн, парижская Опера). В "Аполлоне Мусагете" композитор
ориентировался на стиль франц. придв. представлений врем„н Людовика XIV,
вместе с тем балет стал, по выражению С., "самым крупным шагом в
направлении полифонического стиля длинных линий". В "Поцелуе феи"
композитор избрал своей моделью музыку П. И. Чайковского, представив
"современное прочтение" ряда его мелодий.
Неоклассич. направление проявилось и в мелодраме "Персефо-на" (1934,
Париж, реж. и балетм. К. Йосс, труппа Иды Рубинштейн, Париж). Однако его
вершиной в музыке стал балет "Игра в карты" (1937, Нью-Йорк, балетм.
Баланчин). Этот балет не опирается на к.-л. конкретный композиторский
стиль прошлого - в н„м слышны отголоски мелодий Чайковского, Л. Делиба,
И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодич. линий, выраженная с присущей
С. рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и
бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорич. игры в карты.
Балет наш„л совершенную интерпретацию в хореографии
Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке С., давшей
балетмейстеру прочную основу для создания хореогр. структур.
Баланчина сближало с композитором стремление к классич. заверш„нности
формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым.
Созданные в 1938 "Балетные сцены" (1944, балетм. А. Долин, "Зигфелд
тиэтр", Нью-Йорк) отмечены воздействием джаза и амер. бытовой музыки. В
русле неоклассицизма написан балет "Орфей" (1948, Нью-Йорк, балетм.
Баланчин, "Балле сосай-ети", Нью-Йорк). Последний балет "Агон"
("Состязания", 1957, балетм. Баланчин, "Нью-Йорк сити балле") отражает
стилистич. тенденции позднего периода (обращение к серийной технике
композиции).
Музыка разл. произв. С. использована в балетах: "Пч„лы" (на муз.
"Фантастического скерцо", 1917, парижская Опера, балетм. Л. Статс),
"Песнь соловья" (на муз. оперы "Соловей", 1920, балетм. Мясин, 1925,
балетм. Баланчин, оба в труппе Русский балет Дягилева, Париж),
"Балюстрада" (на муз. Концерта для скрипки с оркестром, 1941, балетм.
Баланчин, "Орижиналь балле рюс", Нью-Йорк), "Цирковая полька" (1942,
балетм. тот же, Нью-Йорк), "Концертные танцы" (1944, "Балле рюс де
Монте-Карло", Нью-Йорк, балетм. Баланчин; под назв. "Контрасты", 1971,
труппа "Хореографические миниатюры", Ленинград, балетм. Л. В. Якобсон),
"Каприччио" (1947, Милан, балетм. Мясин), "Клетка" (на муз. Концерта ре
мажор для струнного оркестра, 1951, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж.
Роббинс), "Негритянский концерт" (на муз. Ebony concerto, 1971,
Ленинград, балетм. Якобсон); "Джаз-концерт" (на муз. Регтайма для 11
инструментов, 1960), "Монумент Джезуальдо" (1960), "Движения" (на муз.
"Движений" для фортепиано и группы инструментов, 1963), "Вариации"
(1966), "Рубины" ("Каприччио")
(2-я часть балета "Драгоценности", на муз. Каприччио для фортепиано с
оркестром, 1967; парижская Опера, 1974); "Requiem Canticles" (1968),
"Танго", "Ной и потоп", "Элегия", "Персефона", "Вариации для оркестра"
(пять пост. - 1982, все балетм. Баланчин в "Нью-Йорк сити балле");
"Концерт для фортепиано с оркестром" (часть балета "Аркада", 1963,
балетм. Дж. Тарас, "Нью-Йорк сити балле"); "Русские миниатюры"
("Тройка", 1958;
"Жар-птица", 1965; "М„ртвая царевна", 1971) и "Бродячий цирк" (на
муз. частей из сюит для малого оркестра, 1971) - все балетм. Якобсон,
труппа "Хореографические миниатюры"; "Концертный дуэт", "Симфония в 3
частях", "Скерцо в русском стиле", "Хоральные вариации по Баху",
"Концерт для скрипки" (все 1972, "Нью-Йорк сити балле", балетм.
Баланчин).
С о ч. в рус. пер.: Хроника моей муз. жизни, Л., 1963; Диалоги, Л.,
1971; Статьи и материалы, М.. 1973.
Лит.: "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского. Л., 1963;
Вершинина И. Я., Ранние балеты Стравинского. М.. 1967;
Вульфсон А., Неоклассич. балеты И. Ф. Стравинского, в сб.: Музыка и
хореография совр. балета, в. 1. Л.. 1974: Д p у с к и н М.. И.
Стравинский, Л.-М., 1974; Шахназарова Н-, Проблемы муз. эстетики в
теоре-тич. трудах Стравинского, Шенберга. Хинде-мита, М., 1975; Асафьев
Б., Книга о Стравинском, Л., 1977; СтравинскаяК., О И. Ф. Стравинском и
его близких. Л.. 197S:
Whit e E. W., Stravinsky. The composer and his works. Berk. - Los
Ang., 1972; G o l d n e r N., The Stravinsky festival of the New York
city ballet, N. Y., 1973; Stravinsky in the theatre, N. Y., 1975;
Choreography by Balanchine. A Catalogue of Works, N. Y.. 19S3; "Rites of
Spring", "Ballet Review", Summer. 1992.
M. E. Тирикинов, В. Л. Kv.iUKoe.
СТРАХОВА Марина Борисовна [р. 10(23).2.1910, Петербург], артистка,
педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1967). В 1930 окончила вечерние
курсы при ЛХУ (педагог М. Ф. Романова), в 1940 - пед. отд. ЛХУ (педагоги
А. Я. Ваганова, А. В. Лопухов, Н. П. Ивановский), в 1951 - отд.
педагогов хореографии при Ленингр. консерватории. В 1940-83 педагог и
методист ЛХУ по классич. и историко-бытовому танцу (с 1961 педагог
историко-бытового танца в выпускных классах). В 1962-83 педагог
балетмейстерского отд. Ленингр. коне. Автор главы о классич. и
ист.-бытовом танце в учебнике "Худож. гимнастика"
(М., 1965). И. В. Ступников.
СТРОГАЯ Алиса Михайловна (р. 26.5.1942, Челябинск), артистка. Засл.
арт. РСФСР (1983). По окончании ЛХУ (педагог Н. В. Беликова) в 1962-88 в
Т-ре им. Кирова. С. - темпераментная, обладающая незаурядной внешностью
исполнительница. Танцевала преим. характерные партии. Первая
исполнительница партии Матери ("Блудный сын", 1974, балетм. М. Мурдмаа).
Др. партии:
Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Половчанка ("Половецкие
пляски"). Эфиопская принцесса ("Золушка"), Молодая цыганка ("Каменный
цветок"), Огненная ведьма ("Шурале"), Тереза ("Пламя Парижа"), Фанни
("Тропою грома"). Исполняла характерные танцы в балетах "Лебединое
озеро", "Раймонда", "Баядерка", "Лауренсия", "Корсар", а также в операх,
и. в. Ступников. СТРУЧКОВА (по мужу Лапаури) Раиса Степановна (р.
5.10.1925, Москва), артистка. Нар. арт.
Страницы: «« « 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |