Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 271   272   273   274   275   276   277   278   279  280   281   282   283   284   285   286   287   288   289  » »»

ложащейся  мягкими  складками  и  подч„ркивающей  воздушный,  "пол„тный"
характер танца.
   Творчество Т. оказало заметное влияние  на  совр.  ей  балетный  т-р.
Романтич. направленность е„ иск-ва, худож. совершенство формы привлекали
постоянное внимание критиков и литераторов, высоко  ценивших  талант  Т.
(Ф.  Кастиль-Блаз,  Ж.  Жанен,  Т.  Готье,  Т.  де  Банвиль),  поэтов  и
музыкантов, посвящавших ей свои произведения (В. Гюго, А. де  Мюссе,  Э.
Де-мар, Дж. Мейербер, И. Штраус), художников, запечатлевших е„  облик  в
многочисл. гравюрах, рисунках и литографиях (А. Э. Шалон, Т. Уильяме, А.
Ж. Мейсон).
   Лит.: Соловьев Н.,  М.  Тальони,  СПб.,  1912;  Худеков  С-,  История
танцев, ч. 3, СПб.,  1915;  Красовская  В.  М.,  Рус.  балетный  т-р  от
возникновения до сер. XIX в., Л.-М., 1958; Levinson A.,  Marie  Taglioni
(1804-1884), Р., 1929.
   В. М. Паппе.
   ТАЛЬОНИ (Taglioni) Филиппо  (5.11.1777,  Милан  -  11.2.1871,  Комо),
итал.  артист,  педагог,  балетмейстер.  Отец  М.   Тальони.   Артистич.
деятельность начал в 1794. В 1795-98 первый танцовщик в  т-рах  Ливорно,
Флоренции, Венеции, Турина и Милана. В 1799 совершенствовался в Париже у
Ж. Ф. Кулона. В том же  году  дебютировал  в  Академии  музыки  и  танца
(Парижская  опера)  в  балете  "Караван".  В  1802-05  первый  танцовщик
Королевской оперы в
   Стокгольме.  Значит,  часть  творч.  жизни   Т.   посвятил   хореогр.
образованию и сценич. карьере дочери; мн. постановки были осуществлены в
расч„те на е„ исключит. данные. В 1805-28 работал в т-рах Вены, Мюнхена,
Штутгарта. Балет "Атланта и Иппомен" (1805),  пост.  в  Вене,  -  первая
балетмейстерская работа Т. В 1830-36 балетм. Парижской оперы,  на  сцене
к-рой пост. дивертисменты в операх: "Бог и баядерка"  (1830)  и  "Густав
III, или Бал-маскарад" (1833) Д.  Ф.  Обера,  "Роберт-Дьявол"  (1831)  и
"Гугеноты" (1836) Дж. Мейербера, "Жидовка"  Ф.  Галеви  (1835),  балеты:
"Сильфида"; "Натали, или Швейцарская молочница"  А.  Гировеца  и  М.  Э.
Карафы ди Колобрано - оба 1832, "Восстание в серале" Т.  Лабара  (1833),
"Бразилия, или Племя женщин" В. Р.  Галлен-берга  (1835),  "Дева  Дуная"
(1836). Вместе с дочерью находился в  Петербурге,  где  пост.:  "Гитана,
испанская цыганка" И. Ф. Шмидта и Обера, "Миранда, или  Кораблекрушение"
на муз. Обера и Дж. Россини (оба 1838), "Тень"  Л.  В.  Маурера  (1839),
"Морской разбойник" А. Адана (1840),  "Аглая,  или  Воспитанница  Амура"
(1841), "Герта" и "Дая" (1842) - все Келлера. Впоследствии Т. работал  в
т-рах Швейцарии,  Германии,  Австрии  и  Италии.  В  "Ла  Скала"  пост.:
"Сатанилла, или Любовь и ад" Ф. Бенуа и Н.  Ребера  (1842),  "Пери"  Дж.
Паниццы (1843).
   Т. - один из новаторов хореогр. иск-ва. Худож. принципы, наметившиеся
в его балетных сценах 3-го действия оперы "Роберт-Дьявол"  (танцы  теней
монахинь),  с  наибольшей  полнотой   были   воплощены   в   "Сильфиде",
своеобразном эстетич. манифесте романтизма.  Новаторский  характер  этой
постановки способствовал утверждению на сцене  новой,  более  богатой  и
разнообразной тематики, совершенствованию и углублению выразит,  средств
(вводил жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные нар. танцы и  пантомимич.
сцены) и техники классич. танца (первый применил танец на  пуантах,  для
создания романтич. образов  пров„л  реформу  костюма).  Создание  нового
исполнит, стиля было неотделимо от реформы балетного спектакля в  целом,
коснувшейся также декорац. оформления (использовал в спектаклях  пол„ты,
разл. сценич. трюки, превращения). Т. был выдающимся педагогом  классич.
танца. Его метод преподавания зафиксирован франц. танцовщиком Л. Адисом.
После 1862 оставил пед. и сценич. деятельность.
   Из  балетов  Т.  наиболее  продолжит.  жизнь  на  рус.  сцене   имела
"Сильфида". Она прочно вошла в репертуар петерб. и моек. балета, в  роли
Сильфиды выступали многие знаменитые рус. балерины. Остальные  спектакли
шли сравнительно недолго. Несмотря  на  это,  принципы  танц.  действия,
утвержд„нные Т., введ„нная им  танц.  лексика  продолжали  жить  в  рус.
балете, к-рый с помощью Т.  и  других  иностр.  хореографов  и  артистов
1830-50-х гг. приобщился к романтизму.
   Лит.: Худеков С., История танцев, ч.  3,  СПб.,  1915;  Блок  Л.  Д.,
Тальони и его школа, в сб.: Классики хореографии, Л.-М., 1917;  Ад  и  с
Л., Традиции франц. школы танца, там же; Слонимский Ю., "Сильфида",  Л.,
1927. В. М. Паппе.
   "ТАМАРА" ("Thamar"), хореогр. драма в  1  действии  на  муз.  одноим.
симф. поэмы М. А. Балакирева, сцен. и худ. Л. С. Бакст. 20.5.1912,  Рус.
балет Дягилева, т-р "Шатле", Париж, балетм. М. М. Фокин; Тамара - Т.  П.
Карсавина, Путник - А. Р. Больм. 6.8.1918, арт. балета Большого т-ра (на
сцене летнего т-ра сада  "Аквариум",  Москва),  балетм.  и  худ.  А.  А.
Горский (отд. сцены пост. Л. Л.  Новиковым),  Путник  -  Новиков.  1935,
"Балле рюс де Монте-Карло", Лондон, балетм. Фокин.
   "ТАНКРЕД",  героико-пантомимный   балет   в   5   актах.   Комп.   В.
Мартин-и-Солер. сцен. и балетм. Ш. Ле Пик. Конец янв. или  начало  февр.
1799, Эрмитажный т-р, Петербург, худ. П.  Гонзаго;  Танкред  -  Ле  Пик,
Аменаида - Г. Ле Пик, Агрир - А. Греков,  Орбассан  -  И.  И.  Вальберх,
Соламир - А. Григорьев, Альмадон-А. Егоров,  Фания-С.  Вальберх.  Г.  Н.
Добровольская.
   ТАРАНДА Гедиминас Леонович (р. 26.2.1961,  Калининград),  артист.  По
окончании МХУ (педагоги И. В. Уксусников, А. Г. Богуславская) в  1980-94
в Большом т-ре.  Дебютировал  в  партии  Эспады  ("Дон  Кихот").  Первый
исполнитель  партий:  Яшка  ("Золотой  век",   1982,   балетм.   Ю.   Н.
Григорович), Абдерахман ("Раймонда", 1984, балетм. тот же). Др.  партии:
Коррехидор и Хозе ("Кармен-сюита") , Ганс ("Жизель"), Визирь ("Легенда о
любви"), Курбский ("Иван Грозный"), Северьян  ("Каменный  цветок"),  фея
Карабос,  Красе;  Бирбанто  ("Корсар").  Акт„рский  дар   Т.,   огромный
темперамент, музыкальность, владение сложнейшими  формами  многообразной
техники, органичность сценич. жизни помогают ему создавать  неординарные
образы. Снимался в телефильме-концерте "Аллегро" (1984). С 1994-директор
созданной им труппы Имперский русский балет. С 1995 -  осн.  и  директор
Интернациональной школы русского балета им. М. Плисецкой (обе в Москве).
   Лит.: К и к т а В., Танцует Г. Таранда, "МЖ", 1988, ј 20; Л о б о в а
Л., Звезда Г. Таранды, "КиЖ", 1989, ј 11. А. Э. Чижова.
   ТАРАНОВСКАЯ Софья Леонидовна  (р.  27.12.1928,  Яомынь,  Маньчжурия),
артистка,  педагог.  Засл.  арт.  РСФСР  (1958).  Хореогр.   образование
получила в Шанхае в балетной школе О. Кинг. С 1949 в Свердловском  т-ре.
Лирико-драм. дарование Т. ярко проявилось в партиях Франциски  ("Голубой
Дунай"),  Мары-си  ("Янко-музыкант")  и  Ларисы  ("Бесприданница").  Др.
партии:

Страницы: «« « 271   272   273   274   275   276   277   278   279  280   281   282   283   284   285   286   287   288   289  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет