|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 » »» СССР (1959). По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в 194-78 в
Большом т-ре. Первая крупная партия - Лиза (1946). Первая
исполнительница партий: Тамара ("Страницы жизни", 1961, балетм. Л. М.
Лавровский), Мавка ("Лесная песня", 1961, балетм. О. Г. Тарасова, А. А.
Лапаури), Фрейлина ("Подпоручик Киже", 1963, балетм. те же), Лейли
("Лейли и Меджнун", 1964, балетм. К. Я. Голейзовский). Др. партии:
Одетта - Одиллия, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Китри, Жизель;
Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Мария, Золушка, Джульетта, Параша,
Тао Хоа, Гаянэ. В конц. репертуаре: "Этюд" Р. М. Глиэра (балетм.
Лапаури), "Ноктюрн" (балетм. Л. В. Якобсон), "Гавот" и "Вальс" (балетм.
В. И. Вайно-нен), 3-й вальс Шопена (балетм. Голейзовский). Балерине
присущи чистота линий, мягкая женственность, непринужд„нная грация
совершенной танц. техники, эмоциональность и драм. дарование.
Снималась в кинофильме-балете "Хрустальный башмачок" в роли Золушки
(1960) и в телеэкранизации балетов "Подпоручик Киже" (1969), "Имя тво„"
(1970). С 1962 препода„т методику на кафедре хореографии ГИТИСа (с 1978
проф.). С 1978 балетмейстер-репетитор Большого т-ра. В 1981-95 гл. ред.
ж. "Сов. балет" (с 1992 "Балет"). С 1995 -худ. рук. кафедры хореографии
РАТИ. Творчеству С. поев. телефильм-концерт "Танцует Раиса Стручкова"
(1971) и док. фильмы "Раиса Стручкова" (1982).
Соч.: Она несет с собой праздник, "СМ", 1976, ј 6; Какая благородная
и полная жизнь, "СБ", 1982, ј 1; Художник-новатор, там же, 1984, ј 3; E.
Гердт, там же, 1991, ј 2.
Лит.: Р. С. Стручкова, М., 1953 [Буклет], Р. С. Стручкова, в кн.:
Большой т-р Союза ССР, М., 1958; Конский Г., Глобус с флажками. "ТЖ",
1969, ј 11: P о слав -лева Н., Р. Стручкова. Штрихи творч. портрета,
"МЖ", 1975, ј20; Владимирова А., Р. Стручкова, "Т", 1976, ј 3; И лупи на
А., Р. С Стручкова, в сб.: Мастера Большого т-ра, М., 1976; Гордеев В.,
Жизнь, поев. иск-ву, "МЖ", 1984, ј 18.
E. H. Дюкина.
СТУДИЯ (итал. studio, от лат. stu-deo - усердно тружусь), х
о-реографическая, форма организации учебного или экспериментального
танц. коллектива. С. объединяет группу единомышленников, связанных
общностью эстетич. устремлений. Во главе С. стоит лидер, отстаивающий,
как правило, нетрадиц. направление в развитии хореогр. иск-ва. С. могут
преобразовываться в балетные коллективы, т-ры, ансамбли. Но бывает и
так, что С., исчерпав себя в эксперименте, прекращает деятельность. В
России первые С. стали создаваться в 1900-х гг., после приезда в 1904 А.
Дункан. В эти годы наибольшее значение имела студия Э. И. Рабенек
(Книппер-Рабенек), открывшаяся в Москве в 1910, дававшая спектакли
("Хризис" Р. М. Глиэра, 1912), гастролировавшая в 1912- 13 в Германии
(здесь была известна как труппа Э. Тельс). Несомненное влияние на
развитие С. оказывали и курсы ритмич. гимнастики Э. Жак-Далькроза,
открывшиеся в 1911 в Петербурге и Москве. Большинство руководителей
студий поначалу обучались дунканистскому танцу или ритмич. гимнастике, а
чаще и тому и другому. В 1910-х гг. стали открываться частные школы
классич. танца (наиболее известны школы Л. Р. Нелидовой-Барто, В. И.
Мосоловой, Л. Н. Гейтен, М. М. Мордкина и А. М. Шаломытовой, К. А.
Бека). На их основе также нередко возникали С., где обучение и
постановки были близки балетным традициям. Особое развитие С. получили
после Окт. революции, прич„м наибольшее число их было в Москве. Известны
были моек. С.: школа и студия дунканистки Ф. Беаты (в 1910-х гг.);
Студия Веры Майя; Студия иск-в движения Л. Н. Алексеевой, называвшей
сво„ направление "гармонической гимнастикой";
С. синтетич. танца И. С. Чернец-кой, работавшей над танцем,
объединявшим разные виды пластики, и создавшей многочисл. спектакли; С.
ритмопластики Н. С. Познякова (в 1921 в Харькове, в 1923 - в Москве);
Моск. школа Айседоры Дункан и Ирмы Дункан с 1921; С., возглавляемая В.
И. Цветаевой; хореомастерская Н. А.
Глан (с 1924); С., возглавляемая И. Быстрениной. В Петрограде
наибольшей известностью пользовались развивавший традиции дунканизма
"Гептахор", а также студии 3. Д. Вербовой, Т. Глебо-вой. В рамках
студийного движения работали также К. Я. Голей-зовский с его Моск.
Камерным балетом, Л. И. Лукин (Свободный балет), а в Петрограде Г. М.
Баланчивадзе (Дж. Балан-чин, Молодой балет). К классич. направлению
принадлежала школа и труппа Э. И. Элирова Молодой балет (во 2-й пол.
1920-х гг. Вольный балет). Из студии Мордкина вырос возглавляемый Н. С.
Греминой и Н. Н. Рахмановым "Драмбалет". Примыкал к студийному движению
также "Мастфор" Н. М. Фореггера. Активное участие в деятельности С.
принимали артисты и хореографы А. А. Румнев, Э. И. Мей, В. Ф. Друцкая,
3. И. Тарховская, И. Дубовская. Эти С. отличались своей эстетич.
программой, худож. при„мами; поисками нового, смелым
экспериментаторством и творч. энтузиазмом. Уже в сер. 1920-х гг. на С.
начали оказывать давление. Те из них, к-рые получили статус гос.,
нередко искусственно объединялись, многие были закрыты совсем. Тем не
менее до конца 1920-х гг. студийная жизнь продолжалась. В 1930-х гг. вс„
более решительно проявлялось отрицательное отношение к "свободному"
(пластич., ритмо-пластич. и др.) танцу, была закрыта Гос. академия
худож. наук, поддерживавшая многие начинания в области студийного
движения. Постепенно экспериментальная работа в области разных видов
пластики стала невозможной, сохранялся только тра-диц. балет и вс„ более
интенсивно развивались и входили в практику ансамбли нар. танца. Так
было пресечено одно из важных направлений развития хореографии в России.
Новый этап развития студийного движения относится к 80-90-м гг. Мн. С.
обратились к поискам нетрадиц. форм пластики и образности. Из студийных
коллективов часто формируются т-ры танца: т-р танца О. В. Бавди-лович
(Владивосток); Муниципальный т-р танца (Пермь, рук. Е. А. Панфилов); т-р
пластич. драмы "Синтез" (Барнаул, рук. В. Кожихин), "Провинциальные
танцы" (Екатеринбург, рук. Л. В. Шульман).
Лит.: Сидоров А. А., Совр. танец, М., 1922; Шереметьевская Н.Е.,
Танец на эстраде, М-, 1985; С у p и ц Е., Пластич. и ритмопластич.
танец: его жизнь и судьба в России, "СБ", 1988, ј 6; Ч e б о т а р e в-с
к а я К., Методика Алексеевой: спорт или иск-во, там же; В хореогр.
студиях, там же, 1989; Розанова О., Ленинградцы делают первый шаг, там
же, 1990, ј 2; M i s 1 e r N., Designing Gestures in the Laboratory of
Dance, в кн.: Van Norman Baer N., B a w e t J., Theatre in Revolution.
Russian avantgarde stage design 1913-1935, S. F., 1991.
В. И. Уральская, Е. Я. Суриц.
СТУДИЯ ВЕРЫ МАЙЯ, открыта в 1917 профессиональным музыкантом В. В.
Майя, учившейся танцу в 1914-17 в Москве у педагога и танцовщицы Ф.
Страницы: «« « 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |