Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 267   268   269   270   271   272   273   274   275  276   277   278   279   280   281   282   283   284   285  » »»

   СССР (1959). По окончании МХУ  (педагог  Е.  П.  Гердт)  в  194-78  в
Большом  т-ре.   Первая   крупная   партия   -   Лиза   (1946).   Первая
исполнительница партий: Тамара ("Страницы жизни", 1961,  балетм.  Л.  М.
Лавровский), Мавка ("Лесная песня", 1961, балетм. О. Г. Тарасова, А.  А.
Лапаури), Фрейлина ("Подпоручик  Киже",  1963,  балетм.  те  же),  Лейли
("Лейли и Меджнун", 1964,  балетм.  К.  Я.  Голейзовский).  Др.  партии:
Одетта - Одиллия, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Китри, Жизель;
   Вакханка ("Вальпургиева ночь"), Мария,  Золушка,  Джульетта,  Параша,
Тао Хоа, Гаянэ.  В  конц.  репертуаре:  "Этюд"  Р.  М.  Глиэра  (балетм.
Лапаури), "Ноктюрн" (балетм. Л. В. Якобсон), "Гавот" и "Вальс"  (балетм.
В. И. Вайно-нен), 3-й  вальс  Шопена  (балетм.  Голейзовский).  Балерине
присущи  чистота  линий,  мягкая  женственность,  непринужд„нная  грация
совершенной танц. техники, эмоциональность и драм. дарование.
   Снималась в кинофильме-балете "Хрустальный башмачок" в  роли  Золушки
(1960) и в телеэкранизации балетов "Подпоручик Киже" (1969), "Имя  тво„"
(1970). С 1962 препода„т методику на кафедре хореографии ГИТИСа (с  1978
проф.). С 1978 балетмейстер-репетитор Большого т-ра. В 1981-95 гл.  ред.
ж. "Сов. балет" (с 1992 "Балет"). С 1995 -худ. рук. кафедры  хореографии
РАТИ. Творчеству С. поев. телефильм-концерт  "Танцует  Раиса  Стручкова"
(1971) и док. фильмы "Раиса Стручкова" (1982).
   Соч.: Она несет с собой праздник, "СМ", 1976, ј 6; Какая  благородная
и полная жизнь, "СБ", 1982, ј 1; Художник-новатор, там же, 1984, ј 3; E.
Гердт, там же, 1991, ј 2.
   Лит.: Р. С. Стручкова, М., 1953 [Буклет], Р.  С.  Стручкова,  в  кн.:
Большой т-р Союза ССР, М., 1958; Конский Г., Глобус  с  флажками.  "ТЖ",
1969, ј 11: P о слав -лева Н., Р.  Стручкова.  Штрихи  творч.  портрета,
"МЖ", 1975, ј20; Владимирова А., Р. Стручкова, "Т", 1976, ј 3; И лупи на
А., Р. С Стручкова, в сб.: Мастера Большого т-ра, М., 1976; Гордеев  В.,
Жизнь, поев. иск-ву, "МЖ", 1984, ј 18.
   E. H. Дюкина.
   СТУДИЯ  (итал.  studio,  от  лат.  stu-deo  -  усердно  тружусь),   х
о-реографическая,  форма  организации  учебного  или  экспериментального
танц.  коллектива.  С.  объединяет  группу  единомышленников,  связанных
общностью эстетич. устремлений. Во главе С. стоит  лидер,  отстаивающий,
как правило, нетрадиц. направление в развитии хореогр. иск-ва. С.  могут
преобразовываться в балетные коллективы, т-ры,  ансамбли.  Но  бывает  и
так, что С., исчерпав себя в эксперименте,  прекращает  деятельность.  В
России первые С. стали создаваться в 1900-х гг., после приезда в 1904 А.
Дункан. В эти годы  наибольшее  значение  имела  студия  Э.  И.  Рабенек
(Книппер-Рабенек), открывшаяся  в  Москве  в  1910,  дававшая  спектакли
("Хризис" Р. М. Глиэра, 1912), гастролировавшая в 1912-  13  в  Германии
(здесь была известна  как  труппа  Э.  Тельс).  Несомненное  влияние  на
развитие С. оказывали  и  курсы  ритмич.  гимнастики  Э.  Жак-Далькроза,
открывшиеся в 1911 в  Петербурге  и  Москве.  Большинство  руководителей
студий поначалу обучались дунканистскому танцу или ритмич. гимнастике, а
чаще и тому и другому. В 1910-х  гг.  стали  открываться  частные  школы
классич. танца (наиболее известны школы Л.  Р.  Нелидовой-Барто,  В.  И.
Мосоловой, Л. Н. Гейтен, М. М. Мордкина  и  А.  М.  Шаломытовой,  К.  А.
Бека).  На  их  основе  также  нередко  возникали  С.,  где  обучение  и
постановки были близки балетным традициям. Особое развитие  С.  получили
после Окт. революции, прич„м наибольшее число их было в Москве. Известны
были моек. С.: школа и студия  дунканистки  Ф.  Беаты  (в  1910-х  гг.);
Студия Веры Майя; Студия иск-в движения  Л.  Н.  Алексеевой,  называвшей
сво„ направление "гармонической гимнастикой";
   С.  синтетич.  танца  И.  С.  Чернец-кой,  работавшей   над   танцем,
объединявшим разные виды пластики, и создавшей многочисл. спектакли;  С.
ритмопластики Н. С. Познякова (в 1921 в Харькове, в 1923  -  в  Москве);
Моск. школа Айседоры Дункан и Ирмы Дункан с 1921; С.,  возглавляемая  В.
И. Цветаевой; хореомастерская Н. А.
   Глан  (с  1924);  С.,  возглавляемая  И.  Быстрениной.  В  Петрограде
наибольшей известностью  пользовались  развивавший  традиции  дунканизма
"Гептахор", а также студии  3.  Д.  Вербовой,  Т.  Глебо-вой.  В  рамках
студийного движения работали также  К.  Я.  Голей-зовский  с  его  Моск.
Камерным балетом, Л. И. Лукин (Свободный балет), а в  Петрограде  Г.  М.
Баланчивадзе (Дж. Балан-чин,  Молодой  балет).  К  классич.  направлению
принадлежала школа и труппа Э. И. Элирова Молодой  балет  (во  2-й  пол.
1920-х гг. Вольный балет). Из студии Мордкина вырос возглавляемый Н.  С.
Греминой и Н. Н. Рахмановым "Драмбалет". Примыкал к студийному  движению
также "Мастфор" Н. М. Фореггера.  Активное  участие  в  деятельности  С.
принимали артисты и хореографы А. А. Румнев, Э. И. Мей, В.  Ф.  Друцкая,
3. И.  Тарховская,  И.  Дубовская.  Эти  С.  отличались  своей  эстетич.
программой,     худож.     при„мами;     поисками     нового,     смелым
экспериментаторством и творч. энтузиазмом. Уже в сер. 1920-х гг.  на  С.
начали оказывать давление.  Те  из  них,  к-рые  получили  статус  гос.,
нередко искусственно объединялись, многие были закрыты  совсем.  Тем  не
менее до конца 1920-х гг. студийная жизнь продолжалась. В 1930-х гг. вс„
более решительно  проявлялось  отрицательное  отношение  к  "свободному"
(пластич., ритмо-пластич. и  др.)  танцу,  была  закрыта  Гос.  академия
худож.  наук,  поддерживавшая  многие  начинания  в  области  студийного
движения. Постепенно экспериментальная работа  в  области  разных  видов
пластики стала невозможной, сохранялся только тра-диц. балет и вс„ более
интенсивно развивались и входили в практику  ансамбли  нар.  танца.  Так
было пресечено одно из важных направлений развития хореографии в России.
Новый этап развития студийного движения относится к 80-90-м гг.  Мн.  С.
обратились к поискам нетрадиц. форм пластики и образности. Из  студийных
коллективов часто формируются т-ры танца: т-р танца  О.  В.  Бавди-лович
(Владивосток); Муниципальный т-р танца (Пермь, рук. Е. А. Панфилов); т-р
пластич. драмы "Синтез"  (Барнаул,  рук.  В.  Кожихин),  "Провинциальные
танцы" (Екатеринбург, рук. Л. В. Шульман).
   Лит.: Сидоров А. А., Совр.  танец,  М.,  1922;  Шереметьевская  Н.Е.,
Танец на эстраде, М-, 1985; С у p  и  ц  Е.,  Пластич.  и  ритмопластич.
танец: его жизнь и судьба в России, "СБ", 1988, ј 6; Ч e б о т а р e в-с
к а я К., Методика Алексеевой: спорт или  иск-во,  там  же;  В  хореогр.
студиях, там же, 1989; Розанова О., Ленинградцы делают первый  шаг,  там
же, 1990, ј 2; M i s 1 e r N., Designing Gestures in the  Laboratory  of
Dance, в кн.: Van Norman Baer N., B a w e t J., Theatre  in  Revolution.
Russian avantgarde stage design 1913-1935, S. F., 1991.
   В. И. Уральская, Е. Я. Суриц.
   СТУДИЯ ВЕРЫ МАЙЯ, открыта в 1917 профессиональным  музыкантом  В.  В.
Майя, учившейся танцу в 1914-17 в Москве  у  педагога  и  танцовщицы  Ф.

Страницы: «« « 267   268   269   270   271   272   273   274   275  276   277   278   279   280   281   282   283   284   285  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет