Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»

Г., Б. В. Асафьев и И. И.  Соллертинский  о  балете,  в  сб.:  Музыка  и
хореография совр. балета, в. 2, Л., 1977.
   СОЛОВЬЕВ Юрий Владимирович (10.8.1940, Ленинград -12.1.1977, там же),
артист. Нар. арт. СССР (1973). По окончании ЛХУ (педагог Б. В. Шавров) в
195-77  в  Т-ре  им.  Кирова.  Выдающийся  классич.   танцовщик   преим.
лири-ко-драм. плана, исполнитель обширного академич. репертуара:
   Зигфрид, Дезире, Солор, Жан де Бриен, Альберт; Юноша  ("Шопе-ниана"),
Гений  вод  ("Кон„к-Горбунок").  Феноменальный   прыжок   -   мощный   и
одновременно мягкий, безукоризненная чистота танц. формы,  блистательные
"заноски", мастерство дуэтного танца помогли С. завоевать  славу  одного
из  самых  крупных  академич.  танцовщиков   своего   поколения.   Высш.
достижение С. - исполнение партии Голубой птицы. Выдающиеся танц. данные
С.  постоянно  привлекали  балетмейстеров.  Первый  исполнитель  партий:
Человек  ("Дал„кая  планета",  1963,  балетм.  К.  М.   Сергеев),   Кино
("Жемчужина", 1965,  балетм.  К.  Ф.  Боярский),  Ясный  Сокол  ("Страна
чудес", балетм. Л. В. Якобсон), Айтор ("Испанские миниатюры", балетм. X.
В. Гомес де Фонсеа, обе 1967), Эгист ("Оре-стея", 1968,  балетм.  Г.  Д.
Алек-сидзе), Икар ("Икар", 1974, балетм. И. Д. Бельский). Партии в совр.
спектаклях: Принц ("Золушка"), Рыбак ("Берег надежды"), Ферхад,  Данила.
Этапными в творчестве С. стали партии Юноши ("Ленинградская симфония",
   1961, балетм. Бельский) и Бога ("Сотворение мира", 1971,  балетм.  Н.
Д. Касаткина и В. Ю. Васил„в; обе первый исполнитель). Масштабный  танец
С. достиг в "Ленинградской симфонии" героич. накала  и  драм.  патетики.
Созданный им образ мужеств. борца за свободу принадлежит к  значительным
достижениям совр. балета. Как акт„р острогротесковый  и  комедийный,  он
раскрылся в партии Бога.  В  творчестве  С.  соединились  достоинства  и
недостатки утверждавшейся в 60-е гг. новой эстетики  исполнитель-ства  -
абсолютизации  собственно   танц.   возможностей   в   ущерб   акт„рской
выразительности. Эта известная односторонность в поздних работах С. была
преодолена.
   Снимался в кинофильме-балете "Спящая красавица" (1964; С. -  Дезире),
телефильмах-концертах "Симфония фонтанов" (1966), "Фестиваль  цветов"  и
"Константин Сергеев. Страницы  хореографии"  (оба  1976).  Пр.  "Золотая
звезда" на Междунар. фестивале танца (Париж, 1965).
   Лит.: Линькэва Л.. Ю. Соловьев, в сб.: Лснингр. балет -'егодня, в. 1,
Л.-М.. 1967;
   Ступников И.. Ю. Соловьев, в его кн.:
   Молодые артисты ленингр. балета. Л., 196S;
   Прохорова В.. В полете. "ТЖ". 1965, ј 9; 3 с м л e м e p о и В..  Еще
один "космический Юрий". "МЖ". 1965.  ј  12;  К  p  асов  -екая  В.,  Ю.
Соловьев, "СБ", 1983, ј 3;
   Лопухов Ф.,Ю Соловьев, там же, 1986, ј5. А. А. Соколов- Ка-минский.
   СОЛОВЬЕВА Вера  Архиповна  (р.  22.8.1947,  Куйбышев),  артистка.  По
окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Г. К. Кузнецова)  в  1967-79
солистка Свердловского  т-ра.  Партии:  фея  Сирени;  Мирта  ("Жизель"),
Жар-птица ("Кон„к-Горбунок" Ц. Пуни). Сезон 1969/70 в Куйбышевском т-ре.
Партии: Одетта - Одиллия, Аврора.  В  1970-87  ведущая  солистка  труппы
"Хореографические миниатюры". Первая исполнительница партий и миниатюр в
пост. Л. В. Якобсона: Балерина ("Бродячий  цирк"),  Невеста  ("Свадебный
кортеж"), танго ("Экзерсис XX"), Па де катр  на  муз.  В.  Беллини  (все
1971), "Экстаз"  (1972),  Зоя  ("Клоп",  новая  ред.  1974),  "Секстет",
"Женские вариации" (1974); а также - Девушка  ("Святочные  игры",  1981,
балетм. Н. А. Волкова), Жена шаха ("Шехеразада", 1983, балетм. П. Шмок).
Др. партии и миниатюры: "Жар-птица", "Минотавр и нимфа", Эгина (сцены из
балета в пост. Якобсона), Мария Стюарт  ("Танцы  для  королевы").  Яркая
акт„рская индивидуальность, свободное владение всем  обширным  арсеналом
выразит. средств танца позволяют С. создавать образы широкого диапазона.
Якобсон видел в ней идеальную танцовщицу своего т-ра.
   Т. Е. К\'зовлеви.
   СОЛОВЬ‚В-СЕДОЙ (наст. фам. Соловь„в) Василий Павлович [12(25).4.1907,
Петербург - 2.12.1979, Ленинград], композитор. Нар.  арт.  СССР  (1967).
Герой Соц. Труда (1975).  В  1936  окончил  Ленингр.  коне.  (по  классу
композиции П. Б. Рязанова). Автор популярных песен, муз. комедий, музыки
к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам; балетов: "Тарас  Бульба"  (1940,
Т-р им. Кирова, балетм. Ф. В. Лопухов; 2-я ред. 1955, там же, балетм. Б.
А. Фен-стер), "В порт вошла "Россия""  (1964,  там  же,  балетм.  Р.  В.
Захаров). Музыка С.-С. танцевальна, е„ мелодизм и лирич. начало  связаны
с нар.-песенными истоками. Гос. пр. СССР (1943, 1947), Лен. пр.(1959).
   Лит.: Кремле в Ю., В. П. Соловьев-Седой. Очерк  жизни  и  творчества,
Л., I960.
   В. В. Ванслов.
   СОЛОМОНИ (Solomoni) Джу-зеппе (Иосиф) (гг. рожд.  и  смерти  неизв.),
итал. артист, балетмейстер. В 1770-х гг. работал в Вене совм.  с  Ж.  Ж.
Новером. В 1782 приехал  в  Москву,  где  был  танцовщиком,  а  затем  и
балетмейстером в Петровском т-ре М. Медокса  (1784).  Учитель  танцев  и
балетмейстер крепостных т-ров Н. П. Шереметева (1786) и  Н.  Б.  Юсупова
(1810-22). Пост. балеты:
   "Честный   вор"   (1788,    труппа    Шереметева,    Москва),    "Три
богини-совместницы" (лирич. комедия  с  балетом,  окт.  1799,  там  же),
"Американский балет, или Побежд„нные людоеды" (1790, труппа  Шереметева,
Кусково;
   1799, Петровский т-р), "Севиль-ский цирюльник"  (1820-е  гг.,  труппа
Юсупова). После ухода Ф. Морелли из Петровского т-ра в 1800 стал ведущим
балетмейстером т-ра. Пост. св. 30 балетов, в т.ч.:  "Обманутая  старуха"
(1800), первая  на  рус.  сцене  версия  балета  Ж.  Доберваля  "Тщетная
предосторожность"; балеты Новера - "Медея и Язон"  (1800,  декорации  П.
Гонзаго), "Туалет Венеры" и  "Горации  и  Куриации"  И.  Стар-цера  (оба
1802), "Апеллес и Кам-паспа, или Торжество Александра над  самим  собой"
(1803)  и  "Мщение  за  смерть  Агамемнона"  Ф.   Ас-пельмайра   (1805);
оригинальные балеты -  "Дон  Жуан"  (1784),  "Аполлон  и  Дафна"  А.  Д.
Фили-дора (1799), "Живой мертвец" Старцера (1801), "Капитан Сан-дерс  на
американских островах" Ричарди (1803), "Алонзо и Кора"  Капуция  (1804),
"Суд Париса" Стеллато (1805). Деятельность С. способствовала становлению
и развитию балетного иск-ва в Москве; был пропагандистом идей  Новера  в
России. С 1810 преп. танцы в Моск. благородном  пансионе,  в  1822  -  в
Моск. университете.
   Лит.: Станюкович В., Домашний крепостной т-р  Шереметевых  XVIII  в..
Л., 1927; Глушковский А., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940;  К  p
асов-екая В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. 19 века, Л.-М.,
1958. В. М. Паппе. "СОЛЬВЕЙГ" ("Ледяная дева"), балет-сказка в  3  актах

Страницы: «« « 260   261   262   263   264   265   266   267   268  269   270   271   272   273   274   275   276   277   278  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет