Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 62
Размер файла: 453 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

святы  ни,  между  тем  как  интеллигенция  самой  этой философии  придавала
характер   священный  и  дорожила  своим,  материализмом  и  своим  атеизмом
фанатически,  почти   католически.   Творческая  философская  мысль   должна
устранить эту аберрацию сознания и  вывести его  из тупика. Кто знает, какая
философия  станет  у  нас  модной  завтра,  --  быть  может,  прагматическая
философия.   Джемса[16]   и   Бергсона[17],    которых
используют  подобно Авенариусу и др., быть может, еще  какая-нибудь новинка.
Но от этого мы не подвинемся ни на шаг вперед в нашем философском развитии.
     Традиционная вражда  русской интеллигенции к  философской работе  мысли
сказалась  и на характере новейшей  русской мистики.  "Новый  путь",  журнал
религиозных   исканий   и  мистических  настроений,   всего  более   страдал
отсутствием  ясного философского сознания,  относился  к  философии почти  с
презрением.  Замечательнейшие   наши  мистики,  --   Розанов[18],
Мережковский[19], Вяч. Иванов[20] хотя и  дают богатый
материал  для   новой  постановки  философских   тем,  но   сами  отличаются
антифилософским  духом, анархическим отрицанием философского разума. Еще Вл.
Соловьев, соединявший в своей личности мистику  с  философией, заметил,  что
русским свойственно  принижение разумного  начала. Прибавлю,  что нелюбовь к
объективному  разуму одинаково  можно  найти и в нашем "правом" лагере,  и в
нашем  "левом"  лагере.  Между тем как русская мистика,  по существу  своему
очень ценная,  нуждается в философской объективации и нормировке в интересах
русской культуры.  Я бы сказал, что дионисическое начало мистики  необходимо
сочетать   с  аполлоническим   началом  философии.  Любовь   к  философскому
исследованию  истины  необходимо  привить  и  русским  мистикам,  и  русским
интеллигентам-атеистам.   Философия  есть  один  из  путей  объективирования
мистики; высшей же  и полный формой такого  объективирования может быть лишь
положительная религия. К русской  мистике  русская  интеллигенция относилась
подозрительно  и враждебно,  не в последнее время начинается поворот, и есть
опасение, чтобы  в  повороте  этом  не  обнаружилась  родственная  вражда  к
объективному разуму, равно как и склонность самой мистики утилизировать себя
для традиционных общественных целей.
     Интеллигентское  сознание требует  радикальной реформы, и очистительный
огонь  философии  призван  сыграть  в этом важном деле  не  малую  роль. Все
историческое  и   психологические   данные  говорят  за  то,   что   русская
интеллигенция может перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и
веры,   синтеза,   удовлетворяющего    положительно    ценную    потребность
интеллигенции в органическом соединении теории и практики, "правды-истины" и
"правды-справедливости".  Но   сейчас  мы   духовно  нуждаемся  в  признании
самоценности истины, в смирении перед  истиной и готовности  на отречение во
имя  ее[iv] .  Это  внесло бы освежающую струю в наше  культурное
творчество.  Ведь философия  есть орган  самосознания человеческого духа,  и
орган   не  индивидуальный,  а  сверхиндивидуальный  и  соборный.   Но   эта
сверхиндивидуальность и соборность философского сознания осуществляется лишь
на  почве традиции универсальной И  национальной. Укрепление  такой традиции
должно способствовать культурному  возрождению России. Это давно желанное  и
радостное   возрождение,  пробуждение  дремлющих  духов  требует  не  только
политического освобождения, но  и освобождения от гнетущей  власти политики,
той эмансипации  мысли, которую до  сих  пор трудно  было встретить  у наших
политических  освободителей.  Русская интеллигенция  была  такой,  какой  ее
создала русская история,  в  ее  психическом  укладе отразились  грехи нашей
болезненной  истории,  нашей  исторической  власти  и вечной  нашей реакции.
Застаревшее самовластие исказило душу интеллигенции, поработило ее не только
внешне,  но   и  внутренне,  так  как  отрицательно  определило  все  оценки
интеллигентской души. Но недостойно свободных существ во всем  всегда винить
внешние  силы  и их виной себя  оправдывать. Виновата и сама  интеллигенция:
атеистичность  ее  сознания  есть  вина  ее  воли,  она  сама  избрала  путь
человекопоклонства и  этим исказила  свою душу,  умертвила  в  себе инстинкт
истины. Только сознание виновности нашей умопостигаемой  воли может привести
нас к  новой жизни. Мы освободимся  от  внешнего  гнета  лишь  тогда,  когда
освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя  ответственность и
перестанем  во  всем  винить   внешние  силы.  Тогда  народится  новая  душа
интеллигенции.

Сергей Булгаков. ГЕРОИЗМ И ПОДВИЖНИЧЕСТВО

     (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)

     I

     Россия  пережила революцию. Эта  революция не дала того,  чего  от  нее
ожидали.  Положительные   приобретения  освободительного  движения  все  еще
остаются, по мнению многих, и по  сие время по меньшей мере проблематичными.
Русское общество, истощенное предыдущим напряжением и неудачами, находится в
каком-то   оцепенении,   апатии,    духовном   разброде,   унынии.   Русская
государственность  не обнаруживает  пока признаков обновления и  укрепления,
которые для нее так необходимы,  и, как будто в сонном царстве,  все опять в
ней  застыло,  скованное  неодолимой  дремой.   Русская   гражданственность,
омрачаемая    многочисленными   смертными    казнями,   необычайным   ростом
преступности  и  общим  огрубением нравов, пошла положительно назад. Русская
литература залита  мутной волной порнографии и сенсационных изделий. Есть от
чего  прийти в уныние и впасть в глубокое  сомнение относительно дальнейшего
будущего России.  И  во  всяком  случае,  теперь,  после  всего  пережитого,
невозможны уже как  наивная, несколько прекраснодушная славянофильская вера,
так и розовые  утопии старого  западничества. Революция поставила под вопрос
самую  жизнеспособность  русской  гражданственности и государственности;  не
посчитавшись с этим историческим опытом, с историческими  уроками революции,
нельзя  делать  никакого утверждения  о  России, нельзя  повторять  задов ни
славянофильских, ни западнических.
     После кризиса  политического  наступил  и  кризис  духовный,  требующий
глубокого,   сосредоточенного   раздумья,    самоуглубления,   самопроверки,
самокритики. Если русское общество действительно  еще живо и  жизнеспособно,
если  оно  таит в  себе  семена  будущего,  то  эта  жизнеспособность должна
проявиться прежде всего и больше всего в готовности и способности учиться  у
истории.  Ибо  история не  есть лишь  хронология,  отсчитывающая чередование
событий,  она есть  жизненный  опыт, опыт  добра и зла, составляющий условие
духовного роста, и ничто так не опасно, как  мертвенная неподвижность умов и
сердец, косный  консерватизм,  при котором довольствуются повторением  задов
или просто отмахиваются от уроков жизни,  в  тайной надежде на новый "подъем
настроения", стихийный, случайный, неосмысленный.
     Вдумываясь в пережитое нами  за последние годы, нельзя видеть  во  всем

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909