|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 62 Размер файла: 453 Кб Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» освобождение от фальшивого самочувствия непризванного спасителя мира и
неизбежно связанной с ним гордости оздоровляет душу, наполняя ее чувством
здорового христианского смирения. К этому духовному самоотречению, к жертве
своим гордым интеллигентским "я" во имя высшей святыни призывал Достоевский
русскую интеллигенцию в своей пушкинской речи: "Смирись, гордый человек, и
прежде всего сломи свою гордость... Победишь себя, усмиришь себя, -- и
станешь свободен, как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело и
других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь
твоя..."[xii]
Нет слова более непопулярного в интеллигентской среде, чем смирение,
мало найдется понятий, которые подвергались бы большему непониманию и
извращению, о которые так легко могла бы точить зубы интеллигентская
демагогия, и это, пожалуй, лучше всего свидетельствует о духовной природе
интеллигенции, изобличает ее горделивый, опирающийся на самообожение
героизм. В то же время смирение есть, по единогласному свидетельству Церкви,
первая и основная христианская добродетель, но даже и вне христианства оно
есть качество весьма ценное, свидетельствующее, во всяком случае, о высоком
уровне духовного развития. Легко понять и интеллигенту, что, например,
настоящий ученый, по мере углубления и расширения своих знаний, лишь острее
чувствует бездну своего незнания, так что успехи знания сопровождаются для
него увеличивающимся пониманием своего незнания, ростом интеллектуального
смирения, как это и подтверждают биографии великих ученых. И наоборот,
самоуверенное самодовольство или надежда достигнуть своими силами полного
удовлетворяющего знания есть верный и непременный симптом научной незрелости
или просто молодости.
То же чувство глубокой неудовлетворенности своим творчеством,
несоответствие его идеалам красоты, задачам искусства отличает и настоящего
художника, для которого труд его неизбежно становится мукой, хотя в нем он
только и находит свою жизнь. Без этого чувства вечной неудовлетворенности
своими творениями, которое можно назвать смирением перед красотой, нет
истинного художника.
То же чувство ограниченности индивидуальных сил пред расширяющимися
задачами охватывает и философского мыслителя, и государственного деятеля, и
социального политика и т. д.
Но если естественность и необходимость смирения сравнительно легко
понять в этих частных областях человеческой деятельности, то почему же так
трудно оказывается это относительно центральной области духовной жизни,
именно -- нравственно-религиозной самопроверки? Здесь-то и обнаруживается
решающее значение того или иного высшего критерия, идеала для личности:
дается ли этот критерий самопроверки образом совершенной Божественной
личности, воплотившейся во Христе, или же самообожествившимся человеком в
той или иной его земной ограниченной оболочке (человечество, народ,
пролетариат, сверхчеловек), т. е. в конце концов своим же собственным "я",
но ставшим пред самим собой в героическую позу. Изощряющийся духовный взор
подвижника в ограниченном, искаженном грехом и страстями человеке и прежде
всего в себе самом открывает все новые несовершенства, чувство расстояния от
идеала увеличивается, другими словами, нравственное развитие личности
сопровождается увеличивающимся сознанием своих несовершенств, или, что то
же, выражается в смирении перед Богом и в "хождении пред Богом" (как это и
разъясняется постоянно в церковной, святоотеческой литературе). И эта
разница между героической и христианской самооценкой проникает во все изгибы
души, во все ее самочувствие.
Вследствие отсутствия идеала личности (точнее, его извращения), все,
что касается религиозной культуры личности, ее выработки, дисциплины,
неизбежно остается у интеллигенции в полной запущенности. У нее отсутствуют
те абсолютные нормы и ценности, которые для этой культуры необходимы и
даются только в религии. И прежде всего, отсутствует понятие греха и чувство
греха, настолько, что слово грех звучит для интеллигентского уха так же
почти дико и чуждо, как смирение. Вся сила греха, мучительная его тяжесть,
всесторонность и глубина его влияния на всю человеческую жизнь, словом --
вся трагедия греховного состояния человека, исход из которой в предвечном
плане Божием могла дать только Голгофа, все это остается вне поля сознания
интеллигенции, находящейся как бы в религиозном детстве, не выше греха, но
ниже его сознания. Она уверовала, вместе с Руссо и со всем
просветительством, что естественный человек добр по природе своей и что
учение о первородном грехе и коренной порче человеческой природы есть
суеверный миф, который не имеет ничего соответствующего в нравственном
опыте. Поэтому вообще никакой особой заботы о культуре личности (о столь
презренном "самоусовершенствовании") быть не может и не должно, а вся
энергия должна быть целиком расходуема на борьбу за улучшение среды.
Объявляя личность всецело ее продуктом, этой же самой личности предлагают и
улучшать эту среду, подобно барону Мюнхгаузену, вытаскивающему себя из
болота за волосы.
Этим отсутствием чувства греха и хотя бы некоторой робости перед ним
объясняются многие черты душевного и жизненного уклада интеллигенции и --
увы! -- многие печальные стороны и события нашей революции, а равно и
наступившего после нее духовного маразма. Многими пикантными кушаньями со
стола западной цивилизаций кормила и кормит себя наша интеллигенция, вконец
расстраивая свой и без того испорченный желудок; не пора ли вспомнить о
простой, Грубой, но безусловно здоровой и питательной пище, о старом
Моисеевом десятисловии[28], а затем дойти и до Нового Завета!..
Героический максимализм целиком проецируется вовне, в достижении
внешних целей; относительно личной жизни, вне героического акта и всего с
ним связанного, он оказывается минимализмом, т. е. просто оставляет ее вне
своего внимания. Отсюда и проистекает непригодность его для выработки
устойчивой, дисциплинированной, работоспособной личности, держащейся на
своих ногах, а не на волне общественной истерики, которая затем сменяется
упадком. Весь тип интеллигенции определяется этим сочетанием минимализма и
максимализма, при котором максимальные притязания могут выставляться при
минимальной подготовке личности как в области науки, так и жизненного опыта,
и самодисциплины, что так рельефно выражается в противоестественной
гегемонии учащейся молодежи, в нашей духовной педократии.
Иначе воспринимается мир христианским подвижничеством. Я не буду много
останавливаться на выяснении того, что является целью мирового и
исторического развития в атеистической и христианской вере: в первой --
счастье последних поколений, торжествующих на костях и крови своих предков,
однако в свою очередь тоже подлежащих неумолимому року смерти (не говоря уже
о возможности стихийных бедствий), во второй -- вера во всеобщее
воскресение, новую землю и новое небо, когда "будет Бог все во всем".
Очевидно, никакой позитивно-атеистический максимализм в своей вере даже
Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |