|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 62 Размер файла: 453 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» верблюда.
Этот же ее максимализм составляет величайшее препятствие к поднятию ее
образованности именно в тех вопросах, которые она считает своею
специальностью, -- в вопросах социальных, политических. Ибо если внушить
себе, что цель и способ движения уже установлены, и притом "научно", то,
конечно, ослабевает интерес к изучению посредствующих, ближайших звеньев.
Сознательно или бессознательно, но интеллигенция живет в атмосфере ожидания
социального чуда, всеобщего катаклизма, в эсхатологическом
настроении[viii] .
Героизм стремится к спасению человечества своими силами и притом
внешними средствами; отсюда исключительная оценка героических деяний, в
максимальной степени воплощающих программу максимализма". Нужно что-то
сдвинуть, совершить что-то свыше сил, отдать при этом самое дорогое, свою
жизнь, -- такова заповедь героизма. Стать героем, а вместе и спасителем
человечества можно героическим деянием, далеко выходящим за пределы
обыденного долга. Эта мечта, живущая в интеллигентской душе, хотя выполнимая
лишь для единиц, служит общим масштабом в суждениях, критерием для жизненных
оценок. Совершить такое деяние и необыкновенно трудно, ибо требует побороть
сильнейшие инстинкты привязанности к жизни и страха, и необыкновенно просто,
ибо для этого требуется волевое усилие на короткий сравнительно период
времени, а подразумеваемые или ожидаемые результаты этого считаются так
велики. Иногда стремление уйти из жизни вследствие неприспособленности к
ней, бессилия нести жизненную тягость сливается до неразличимости с
героическим самоотречением, так что невольно спрашиваешь себя: героизм это
или самоубийство? Конечно, интеллигентские святцы могут назвать много таких
героев, которые всю свою жизнь делали подвигом страдания и длительного
волевого напряжения, однако, несмотря на различия, зависящие от силы
отдельных индивидуальностей, общий тон здесь остается тот же.
Очевидно, такое мироотношение гораздо более приспособлено к бурям
истории, нежели к ее затишью, которое томит героев. Наибольшая возможность
героических деяний, иррациональная "приподнятость настроения",
экзальтированность, опьянение борьбой, создающее атмосферу некоторого
героического авантюризма, -- все это есть родная стихия героизма. Поэтому
так и велика сила революционного романтизма среди нашей интеллигенции, ее
пресловутая "революционность". Не надо забывать, что понятие революции есть
отрицательное, оно не имеет самостоятельного содержания, а характеризуется
лишь отрицанием ею разрушаемого, поэтому пафос революции есть ненависть и
разрушение. Но еще один из крупнейших русских интеллигентов, Бакунин,
формулировал ту мысль, что дух разрушающий есть вместе с тем и дух
созидающий, и эта вера есть основной нерв психологии героизма. Она упрощает
задачу исторического строительства, ибо при таком понимании для него
требуются прежде всего крепкие мускулы и нервы, темперамент и смелость, и,
обозревая хронику русской революции, не раз вспоминаешь об этом упрощенном
понимании...
Психологии интеллигентского героизма больше всего импонируют такие
общественные группы и внешние положения, при которых он наиболее естествен
во всей последовательности прямолинейного максимализма. Самую благоприятную
комбинацию этих условий представляет у нас учащаяся молодежь. Благодаря
молодости с ее физиологией и психологией, недостатку жизненного опыта и
научных знаний, заменяемому пылкостью и самоуверенностью, благодаря
привилегированности социального положения, не доходящей, однако, до
буржуазной замкнутости западного студенчества, наша молодежь выражает с
наибольшей полнотой тип героического максимализма. И если в христианстве
старчество является естественным воплощением духовного опыта и
руководительства, то относительно нашей интеллигенции такую роль естественно
заняла учащаяся молодежь. Духовная педократия[ix] -- есть
величайшее зло нашего общества, а вместе и симптоматическое проявление
интеллигентского героизма, его основных черт, но в подчеркнутом и
утрированном виде. Это уродливое соотношение, при котором оценки и мнения
"учащейся молодежи" оказываются руководящими для старейших, перевертывает
вверх ногами естественный порядок вещей и в одинаковой степени пагубно и для
тех, и для других. Исторически эта духовная гегемония стоит в связи с той
действительно передовой ролью, которую играла учащаяся молодежь с[о] своими
порывами в русской истории, психологически же это объясняется духовным
складом интеллигенции, остающейся на всю жизнь -- в наиболее живучих и ярких
своих представителях -- тою же учащеюся молодежью в своем мировоззрении.
Отсюда то глубоко прискорбное и привычное равнодушие и, что гораздо хуже,
молчаливое или даже открытое одобрение, с которым у нас смотрят, как наша
молодежь без знаний, без опыта, но с зарядом интеллигентского героизма
берется за серьезные, опасные по своим последствиям социальные опыты и,
конечно, этой своей деятельностью только усиливает реакцию. Едва ли в
достаточной мере обратил на себя внимание и оценен факт весьма низкого
возрастного состава групп с наиболее максималистскими действиями и
программами. И, что гораздо хуже, это многие находят вполне в порядке вещей.
"Студент" стало нарицательным именем интеллигента в дни революции.
Каждый возраст имеет свои преимущества, и их особенно много имеет
молодость с Таящимися в ней силами. Кто радеет о будущем, тот больше всего
озабочен молодым поколением. Но находиться от него в духовной зависимости,
заискивать передним, прислуживаться к его мнению, брать его за критерий, --
это свидетельствует о духовной слабости общества. Во всяком случае, остается
сигнатурой целой исторической полосы и всего душевного уклада
интеллигентского героизма, что идеал христианского святого, подвижника здесь
сменился образом революционного студента.
IV
С максимализмом целей связан и максимализм средств, так прискорбно
проявившийся о последние годы. В этой неразборчивости средств, в этом
героическом "все позволено" (предуказанном. Достоевским еще в "Преступлении
и наказании" и в "Бесах") сказывается в наибольшей степени человекобожеская
природа интеллигентского героизма, присущее ему самообожение, поставление
себя вместо Бога, вместо Провидения, и это не только в целях и планах, но и
путях и средствах осуществления. Я осуществляю свою идею и ради нее
освобождаю себя от уз обычной морали, я разрешаю себе право не только на
имущество, но и на жизнь и смерть других, если это нужно для моей идеи. В
каждом максималисте сидит такой маленький Наполеон от социализма или
анархизма. Аморализм или, по старому выражению, нигилизм есть необходимое
последствие самообожения, здесь подстерегает его опасность саморазложения,
ждет неизбежный провал. И те горькие разочарования, которые многие пережили
в революции, та неизгладимая из памяти картина своеволия, экспроприаторства,
Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |