|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 62 Размер файла: 453 Кб Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» нуждающемуся в няньке для воспитания к "сознательности", непросвещенному в
интеллигентском смысле слова.
В нашей литературе много раз указывалась духовная оторванность нашей
интеллигенции от народа. По мнению Достоевского, она пророчески предуказана
была уже Пушкиным, сначала в образе вечного скитальца Алеко, а затем Евгения
Онегина, открывшего собой целую серию "лишних людей". И действительно,
чувства кровной исторической связи, сочувственного интереса, любви к своей
истории, эстетического ее восприятия поразительно малы у интеллигенции, на
ее палитре преобладают две краски, черная для прошлого и розовая для
будущего (и, по контрасту, тем яснее выступает духовное величие и острота
взора наших великих писателей, которые, опускаясь в глубины русской истории,
извлекали оттуда "Бориса Годунова", "Песню о купце Калашникове", "Войну и
мир"). История является, чаще всего, материалом для применения теоретических
схем, господствующих в данное время в умах (напр[имер], теорий классовой
борьбы), или же для целей публицистических, агитационных.
Известен также и космополитизм русской интеллигенции[xvii] .
Воспитанный на отвлеченных схемах просветительства, интеллигент естественнее
всего принимает позу маркиза Позы[30], чувствует себя
"Weltburger[31]-ом", и этот космополитизм пустоты, отсутствие
здорового национального чувства, препятствующее и выработке национального
самосознания, стоит в связи с вненародностью интеллигенции.
Интеллигенция еще не продумала национальной проблемы, которая занимала
умы только славянофилов, довольствуясь "естественными" объяснениями
происхождения народности (начиная от Чернышевского, старательно
уничтожавшего самостоятельное значение национальной
проблемы[xviii] , до современных марксистов, без остатка
растворяющих ее в классовой борьбе).
Национальная идея опирается не только на этнографические и исторические
основания, но прежде всего на религиозно-культурные, она основывается на
религиозно-культурном мессианизме, в который с необходимостью отливается
всякое сознательное национальное чувство. Так это было у величайшего
носителя религиозно-мессианской идеи -- у древнего Израиля, так это остается
и у всякого великого исторического народа. Стремление к национальной
автономии, к сохранению национальности, ее защите есть только отрицательное
выражение этой идеи, имеющее цену лишь в связи с подразумеваемым
положительным ее содержанием. Так именно понимали национальную идею
крупнейшие выразители нашего народного самосознания -- Достоевский,
славянофилы, Вл. Соловьев, связывавшие ее с мировыми задачами русской церкви
или русской культуры. Такое понимание национальной идеи отнюдь не должно
вести к националистической исключительности, напротив, только оно
положительным образом обосновывает идею братства народов, а не безнародных,
атомизированных "граждан" или "пролетариев всех стран", отрекающихся от
родины. Идея народности, таким образом понимаемая, есть одно из необходимых
положительных условий прогресса цивилизации. При своем космополитизме наша
интеллигенция, конечно, сбрасывает с себя много трудностей, неизбежно
возникающих при практической разработке национальных
вопросов[xix] , но это покупается дорогою ценою омертвения целой
стороны души, притом непосредственно обращенной к народу, и потому, между
прочим, так легко эксплуатируется этот космополитизм представителями
боевого, шовинистического национализма, у которых оказывается, благодаря
этому, монополия патриотизма.
Но глубочайшую пропасть между интеллигенцией и народом вырывает даже не
это, поскольку это есть все-таки лишь производное различие; основным
различием остается отношение к религии. Народное мировоззрение и духовный
уклад определяется христианской верой. Как бы ни было далеко здесь
расстояние между идеалом и действительностью, как бы ни был темен,
непросвещен народ наш, но идеал его -- Христос и Его учение[xx] ,
а норма -- христианское подвижничество. Чем, как не подвижничеством, была
вся история нашего народа, сдавившей его сначала татарщиной, затем
московской и петербургской государственностью, с этим многовековым
историческим тяглом, стоянием на посту охраны западной цивилизации и от
диких народов, и от песков Азии, в этом жестоком климате, с вечными
голодовками, холодом, страданиями. Если народ наш мог вынести все это и
сохранить свою душевную силу, выйти живым, хотя бы и искалеченным, то это
лишь потому, что он имел источник духовной силы в своей вере и в идеалах
христианского подвижничества, составляющего основу его национального
здоровья и жизненности.
Подобно лампадам, теплившимся в иноческих обителях[xxi] ,
куда на протяжении веков стекался народ, ища нравственной поддержки и
поучения, светили Руси эти идеалы, этот свет Христов, и, поскольку он
обладает этим светом, народ наш, -- скажу это не обинуясь, -- при всей своей
неграмотности, просвещеннее своей интеллигенции. Но именно в этом-то
центральном пункте ко всему, что касается веры народной, интеллигенция
относилась и относится с полным непониманием и даже презрением.
Поэтому и соприкосновение интеллигенции и народа есть прежде всего
столкновение двух вер, двух религий. И влияние интеллигенции выражается
прежде всего тем, что она, разрушая народную религию, разлагает и народную
душу, сдвигает ее с ее незыблемых доселе вековых оснований. Но что же дает
она взамен? Как сама она понимает задачи народного просвещения? Она понимает
их просветительски, т. е. прежде всего как развитие ума и обогащение
знаниями. Впрочем, за недостатком времени, возможности и, что еще важнее,
образованности у самих просветителей эта задача заменяется догматическим
изложением учений, господствующих в данное время в данной партии (все это,
конечно, под маркой самой строгой научности), или же сообщением разрозненных
знаний из разных областей. При этом сказывается сильнейшим образом и вся
наша общая некультурность, недостаток школ, учебных пособий и, прежде всего,
отсутствие простой грамотности. Во всяком случае, задача просвещения в
интеллигентском смысле ставится впереди первоначального обучения, т. е.
сообщения элементарных знаний или просто грамотности. Для интеллигентских
просветителей задачи эти связываются неразрывно с политическими и партийными
задачами, для которых поверхностное просвещение есть только необходимое
средство.
Все мы уже видели, как содрогнулась народная душа после прививки ей в
значительной дозе просвещения в указанном смысле, как прискорбна была ее
реакция на эту духовную опустошенность в виде роста преступности сначала под
идейным предлогом, а потом и без этого предлога[xxii] . Ошибочно
думает интеллигенция, чтобы русское просвещение и русская культура могли
быть построены на атеизме как духовном основании, с полным пренебрежением
религиозной культуры личности и с заменой всего этого простым сообщением
знаний. Человеческая личность не есть только интеллект, но прежде всего,
Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |