|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 62 Размер файла: 453 Кб Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» была такова, что поощряла самый необузданный фатализм, -- настоящее
магометанство. За всю грязь и неурядицу личной и общественной жизни вину
несло самодержавие, -- личность признавалась безответственной. Это была
очень удобная вера, вполне отвечавшая одной из неискоренимых черт
человеческой натуры -- умственной и нравственной лени.
Теперь наступает другое время, чреватое многими трудностями. Настает
время, когда юношу на пороге жизни уже не встретит готовый идеал, а каждому
придется самому определять для себя смысл и направление своей жизни, когда
каждый будет чувствовать себя ответственным за все, что он делает, и за все,
чего он не делает. Еще будут рецидивы общего увлечения политикой, не замрет
политический интерес и в каждой отдельной душе. Там, где по политическим
причинам искажена вся жизнь, подавлены мысль и слово и миллионы гибнут в
нищете и невежестве, -- там оставаться равнодушным к делам политики было бы
противоестественно и бесчеловечно. Жизнь не идет по одной прямой линии.
Минутами, когда боль, стыд, негодование снова достигнут в обществе великой
остроты или когда удачно сложатся внешние обстоятельства, опять и опять
будут взрывы освободительной борьбы, старая вера вспыхнет и наполнит
энтузиазмом сердца. Но каждый раз после вспышки общество будет разоружаться,
-- только старые поколения нынешней интеллигенции до смерти останутся
верными едино-спасающей политике. Над молодежью тирания гражданственности
сломлена надолго, до тех пор, пока личность, углубившись в себя, не вынесет
наружу новой формы общественного идеализма. Будет то, что и в семье, и у
знакомых, и среди школьных товарищей подросток не услышит ничего
определенного. Наши отцы и мы вырастали в единобожии, в атмосфере Писарева и
Михайловского. Юноша ближайших лет не найдет готового общепризнанного
догмата; он встретит разнообразие мнений, верований и вкусов, которые смогут
служить ему только руководством при выборе, но не отнимут у него свободы
выбора. Выбирать ему придется самому, притом безотносительно к какой-либо
внешней цели, а только в соответствии с запросами и склонностями
собственного духа, и, следовательно, самою силою вещей он будет приведен к
тому, чтобы сознать самого себя и осмыслить свое отношение к миру, -- а мир
будет лежать пред ним весь открытый, не так, как было с нами, которым
общественное мнение воспрещало зачитываться Фетом под страхом по крайней
мере насмешки. И потом, вырастая, он будет собственной личностью отвечать за
каждый свой шаг, и ничто ни разу в течение всей жизни не снимет с него этой
свободно-сознательной ответственности. Я глубоко верю, что духовная энергия
русской интеллигенции на время уйдет внутрь, в личность, но столь же твердо
знаю и то, что только обновленная личность может преобразовать нашу
общественную действительность и что она это непременно сделает (это будет
тоже часть ее личного дела), и сделает легко, без тех мучительных усилий и
жертв, которые так мало помогли обществу в прошлом.
Из этого прошлого интеллигенция выносит не только духовную нищету и
расстройство нервов, но и некоторое положительное наследство. Тирания
общественности искалечила личность, но вместе с тем провела ее чрез суровую
школу. Огромное значение имеет тот факт, что целый ряд поколений прожил под
властью закона, признававшего единственным достойным объектом жизни --
служение общему благу, т. е. некоторой сверхличной ценности. Пусть на деле
большинство не удовлетворяло этому идеалу святости, но уже в самом
исповедании заключалась большая воспитательная сила. Люди, как и везде,
добивались личного успеха, старались изо дня в день устроиться выгоднее и
при этом фактически попирали всякий идеализм; но это делалось как бы
зажмурив глаза, с тайным сознанием своей бессовестности, так что как ни
велик был у нас, особенно в верхних слоях интеллигенции, разгул делячества и
карьеризма -- он никогда не был освящен в теории. В этом коренное отличие
нашей интеллигенции от западной, где забота о личном благополучии является
общепризнанной нормой, чем-то таким, что разумеется само собою. У нас она --
цинизм, который терпят по необходимости, но которого никто не вздумает
оправдывать принципиально.
Этот укоренившийся идеализм сознания, этот навык нуждаться в
сверхличном оправдании индивидуальной жизни представляет собою величайшую
ценность, какую оставляет нам в наследство религия общественности. И здесь,
как во всем, нужна мера. То фанатическое пренебрежение ко всякому эгоизму,
как личному, так и государственному, которое было одним из главных догматов
интеллигентской веры, причинило нам неисчислимый вред. Эгоизм,
самоутверждение -- великая сила; именно она делает, западную буржуазию
могучим бессознательным орудием Божьего дела на земле. Нет никакого
сомнения, что начинающийся теперь процесс сосредоточения личности в самой
себе устранит эту пагубную односторонность. Можно было бы даже опасаться
обратного, именно того, что на первых порах он поведет к разнузданию
эгоизма, к поглощению личности заботою о ее плотском благополучии, которое
так долго было в. презрении. Но применительно к русской интеллигенции этот
страх неуместен. Слишком глубоко укоренилась в ней привычка видеть смысл
личной жизни в идеальных благах, слишком много накопила она и положительных
нравственных идей, чтобы ей грозила опасность погрязнуть в мещанском
довольстве. Человек сознает, что цель была ошибочна и неверен путь, но
устремление к идеальным целям останется. В себе самом он найдет иные
сверхличные ценности, иную мораль, в которой мораль альтруизма и
общественности растает, не исчезнут -- и не будет в нем раздвоения между "я"
и "мы", но всякое объективное благо станет для него личной потребностью.
Цель этих страниц -- не опровергнуть старую заповедь и не дать новую.
Движение, о котором я говорю, -- к творческому личному самосознанию, -- уже
началось я только свидетельствую о нем. Оно не могло не начаться рано или
поздно, потому что этого требовала природа человеческого духа, так долго
подавленная. И точно так же, в силу этой своей естественности, движение не
может остановиться, но несомненно будет расти и упрочиваться, захватывая все
новые круги; можно сказать, что оно имеет в себе имманентную силу, как бы
принудительную власть над людьми. Но всякое общественное движение
воспринимается в двух формах: в целом обществе оно -- стихийный процесс
коллективного духа, в отдельном человеке -- свободное нравственное дело, в
котором главная роль принадлежит личному сознанию. Оттого и у нас теперь
настоятельно нужно разъяснять людям смысл кризиса, переживаемого обществом,
для того чтобы отдельные сознания по косности или незнанию сами не
оставались неподвижными и не задерживали друг друга.
Б. Кистяковский. В ЗАЩИТУ ПРАВА
(Интеллигенция и правосознание)
Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как
научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. Значение его
Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |