|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 62 Размер файла: 453 Кб Страницы: «« « 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 » »» более относительно, его содержание создается отчасти изменчивыми
экономическими и социальными условиями. Относительное значение права дает
повод некоторым теоретикам определять очень низко его ценность. Одни видят в
праве только этический минимум, другие считают неотъемлемым элементом его
принуждение, т. е. насилие. Если это так, то нет основания упрекать нашу
интеллигенцию в игнорировании права. Она стремилась к более высоким и
безотносительным идеалам и могла пренебречь на своем пути этою
второстепенною ценностью.
Но духовная культура состоит не из одних ценных содержаний.
Значительную часть ее составляют ценные формальные свойства интеллектуальной
и волевой деятельности. А из всех формальных ценностей право, как наиболее
совершенно развитая и почти конкретно осязаемая форма, играет самую важную
роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и
методология или чем систематические упражнения воли. Главное же, в
противоположность индивидуальному характеру этих последних дисциплинирующих
систем, право -- по преимуществу социальная система, и притом единственная
социально дисциплинирующая система. Социальная дисциплина создается только
правом: дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком
-- тождественные понятия.
С этой точки зрения и содержание права выступает в другом освещении.
Главное и самое существенное содержание права составляет свобода. Правда,
это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой, Но
внутренняя, более безотносительная, духовная свободна возможна только при
существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для
первой.
Если иметь в виду это всестороннее дисциплинирующее значение права и
отдать себе отчет в том, какую роль оно сыграло в духовном развитии русской
интеллигенции, то получатся результаты крайне неутешительные. Русская
интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не
дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция
никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех
культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких
условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания,
напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития.
I
Правосознание нашей интеллигенции могло бы развиваться в связи с
разработкой правовых идей в литературе. Такая разработка была бы вместе с
тем показателем нашей правовой сознательности. Напряженная деятельность
сознания, неустанная работа мысли в каком-нибудь направлении всегда получают
свое выражение в литературе. В ней прежде всего мы должны искать
свидетельств о том, каково наше правосознание. Но здесь мы наталкиваемся на
поразительный факт: в нашей "богатой" литературе в прошлом нет ни одного
трактата, ни одного этюда о праве, которые имели бы общественное значение.
Ученые юридические исследования у нас, конечно, были, но они всегда
составляли достояние только специалистов. Не они нас интересуют, а
литература, приобретшая общественное значение; в ней же не было ничего
такого, что способно было бы пробудить правосознание нашей интеллигенции.
Можно сказать, что в идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно
отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в
той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение нашей
интеллигенции, идея права не играет никакой роли. Литература является
именно, свидетельницей этого пробела в нашем общественном сознании.
Как не похоже в этом отношении наше развитие на развитие других
цивилизованных народов? У англичан в соответственную эпоху мы видим, с одной
стороны, трактаты Гоббса "О гражданине" и о государстве "Левиафане" и
Фильмера о "Патриархе", а с другой -- сочинения Мильтона в защиту свободы
слова и печати, памфлеты Лильборна и правовые идей уравнителей --
"левеллеров". Самая бурная эпоха в истории Англии породил и наиболее крайние
противоположности в, правовых идеях. Но эти идеи не уничтожили взаимно друг
друга, и в свое время бил создан сравнительно сносный компромисс, получивший
свое литературное выражение в этюдах Локка "О правительстве".
У французов идейное содержание образованных людей в XVIII столетии
определялось далеко не одними естественнонаучными открытиями и
натурфилософскими системами. Напротив, большая часть всей совокупности идей,
господствовавших в умах французов этого века просвещения, несомненно, была
заимствована из "Духа законов" Монтескье и "Общественного договора" Руссо.
Это были чисто правовые идеи; даже идея общественного договора, которую в
середине XIX столетия неправильно истолковали в социологическом, смысле
определения генезиса общественной организации, была по преимуществу правовой
идеей, устанавливавшей высшую норму для регулирования общественных
отношений.
В немецком духовном развитии правовые идеи сыграли не меньшую роль.
Здесь к концу XVIII столетия создалась уже прочная многовековая традиция
благодаря Альтузию, Пуфендорфу, Томазию и Хр. Вольфу. Наконец, в
предконституционную эпоху, которая была вместе с тем и эпохой наибольшего
расцвета немецкой духовной культуры, право уже признавалось неотъемлемой
составной частью этой культуры. Вспомним хотя бы, что три представителя
немецкой классической философии -- Кант, Фихте и Гегель -- уделили очень
видное место в своих системах философии права. В системе Гегеля философия
права занимала совершенно исключительное положение, и потому он поспешил ее
изложить немедленно после логики или онтологии, между тем как философия
истории, философия искусства и даже философия религии так и остались им
ненаписанными и были изданы только после его смерти по запискам его
слушателей. Философию права культивировали и большинство других немецких
философов, как Гербарт, Краузе, Фриз и другие. Впервой половине XIX столетия
"Философия права" была, несомненно, наиболее часто встречающейся философской
книгой в Германии. Но помимо этого уже во втором десятилетии того же
столетия возник знаменитый спор между двумя юристами -- Тибо и Савиньи -- "О
призвании нашего времени к законодательству и правоведению". Чисто
юридический спор этот имел глубокое культурное значение; он заинтересовал
все образованное общество Германии и способствовав более интенсивному
пробуждению его правосознания. Если этот спор ознаменовал окончательный
упадок идей естественного права, то в то же время он привел к торжеству
новой школы права -- исторической. Из этой школы вышла такая замечательная
книга, как "Обычное право" Пухты. С нею самым тесным образом увязано
развитие новой юридической школы германистов, разрабатывающих и отстаивающих
германские институты права в противоположность римскому праву. Один из
последователей этой школы, Безелер, в своей замечательной книге "Народное
Страницы: «« « 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |