Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

концепцию принуждения.
     Если одно  лицо  передало другому,  доверяя ему, какое-то имущество для
управления  им в  интересах  третьего лица  и передачи  последнему  доходов,
полученных от  этого имущества, то, согласно  общему праву, лицо, получившее
имущество (trustee), становится его единственным собственником. Принятое  им
обязательство  управлять имуществом  в  пользу третьего  лица и передать ему
полученные  доходы не имеет силы. Канцлер придает силу  этому обязательству.
Он  не  нарушает норм общего права и не отрицает,  что трасти -- собственник
имущества, но он дополняет  общее право, санкционируя обязанность, взятую на
себя трасти.
     Мы видим, что канцлер признает принципы  общего права и следует правилу
"справедливость уважает право". Но в ряде случаев в результате вмешательства
канцлера   возникают   дополнительные   нормы,   называемые  нормами   права
справедливости,  совершенствующие   в  интересах   морали   систему   права,
применяемого  судами.  Лучше  было  бы,  если  бы  эти  дополнительные нормы
создавались самими судами общего права, но в силу целого ряда причин суды не
могли   этого  сделать   и   не  сделали.   Такие  нормы  выработал   другой
государственный орган -- канцлер.
     Этот орган, во всяком случае, первоначально, не рассматривался как суд,
применяющий право. Это могло бы вызвать конфликт с судами, заинтересованными
и с  материальной, и с моральной точек зрения в сохранении своей монополии в
области  отправления правосудия.  Это  подтверждает и  терминология, которой
пользовался суд  канцлера. Ему подавался не иск,  а жалоба,  спор шел  не  о
правах, а  об  интересах, выносилось  не решение, а приказ  и т.  д. Канцлер
вмешивался "во имя справедливости" и  не претендовал  при этом  на изменение
норм,  установленных  судами.  Это  вмешательство  обосновывалось  "велением
совести".  Действовать,  пользуясь  несовершенным  состоянием  права,--  это
значит вступать в противоречие с совестью.
     303. Право справедливости действует в  отношении конкретных лиц (Equity
acts in  personam).  Канцлер  действует  всегда одним  и тем же способом: он
выдает приказы или  запрещения, адресованные  определенному лицу, на которое
он  имеет возможность  воздействовать.  Канцлер  приказывает или,  наоборот,
запрещает этому лицу  вести себя тем  или иным образом  и требует  от него в
интересах   спасения   его   души  (канцлер  первоначально--духовное   лицо)
поведения, соответствующего требованиям морали и совести. В случае нарушения
предписания канцлера ответчик  отправится в  тюрьму или же  будет арестовано
его имущество. Канцлер вмешивался  только тогда, когда  он действительно мог
применить  эти санкции к ответчику. Как следствие  этого нормы, определявшие
компетенцию канцлерского суда, отличались  от  тех, на  которых основывалась
компетенция судов общего права.
     304. Дискреционный характер средств права справедливости. Вмешательство
канцлера, руководимое идеей совести, становится постепенно  систематическим,
и  так  складывается  определенное   число  типичных   случаев  Образовалось
некоторое  количество  институтов  (основной  среди   них  --  доверительная
собственность)   или   концепций   (концепция  введения   в   заблуждение  и
злоупотребления влиянием, исполнения  договора в натуре, доктрина суброгации
и т. д.), которые основываются на юрисдикции канцлера.
     Какими бы ни были  эти институты  и  концепции, вмешательство  канцлера
всегда   сохраняло  свой  первоначальный   дискреционный  характер.  Канцлер
вмешивался   только  в   тех  случаях,  когда   считал  поведение  ответчика
противоречащим совести и когда истец со  своей стороны был безупречен: истец
должен иметь "чистые  руки", действовать  без неосновательного промедления и
т. д. Начиная с XVII века были  выработаны весьма точные нормы, регулирующие
осуществление  канцлером  его дискреционной власти  и включающие  упомянутые
формулы.
     305. Производство в канцлерском  суде. Канцлер рассматривает переданные
ему  дела в порядке процедуры и  по системе  доказательств,  которые в корне
отличаются  от системы  общего права.  Здесь нет  форм исков. Процедура суда
канцлера,  заимствованная   из   канонического   права,   исключает  участие
присяжных, но  придает большое значение письменным  документам. Кроме  того,
рассматривая  дело во  имя морали,  канцлер в  целях достижения истины может
совершить такие действия, на  которые  судья  общего  права не  управомочен.
Добавим  также,  что канцлер осуществляет многочисленные функции  бесплатной
юридической   помощи:  у  него   просят  указаний,   как   лучше   управлять
доверительной  собственностью,   одобрения  изменений,  вносимых   в  статут
акционерного общества, принятия мер в интересах малолетних и т. д.
     306.  Право   справедливости  и  общее  право.  До   1875   года  право
справедливости   отличалось   от   общего   права   пятью   фундаментальными
параметрами. Его нормы, созданные канцлерским судом, имели иное историческое
происхождение,  чем нормы  общего права, созданные Вестминстерскими  судами.
Нормы права справедливости мог применять только  канцлер, судам общего права
это не дозволялось. Процедура права справедливости в отличие от общего права
никогда не знала института присяжных. В  канцлерском суде можно было просить
таких решений, которых  не  знало общее право. Наконец, приказ, выдававшийся
канцлером в итоге рассмотрения дела, имел дискреционный характер.
     При  всех этих  различиях  право  справедливости  после XVII  века  уже
представляло собой собрание  настоящих  юридических норм,  применяемых судом
канцлера  согласно  процедуре  и  в условиях, которые  своим  формализмом  и
тщательной детализацией  ничуть  не уступали процедуре общего  права. В ряде
случаев  по одному и тому же делу необходимо  было вчинить два иска (и  суду
общего  права,  и  суду  канцлера):  например, если одна  из  сторон  хотела
добиться исполнения договора в натуре,  что возможно только  на основе права
справедливости, и в то же время возмещения убытков за просрочку  исполнения,
что возможно только на основе  общего права. Такое положение было изменено в
1873--1875  годах. С  этого времени все  английские  суды могли использовать
правовые  средства,  предусматриваемые  правом  справедливости, и  применять
нормы общего права.
     Таким  образом,   прежняя   двойственность   судебной  процедуры   была
ликвидирована: принципы общего права и нормы права справедливости могли быть
применены  и осуществлены в одном суде в порядке единого иска. В этом смысле
и говорят о "слиянии  общего  права  и  права  справедливости",  проведенном
Актами о судоустройстве 1873--1875 годов.
     307. Акты о судоустройстве  (1873--1875  годы).  Акты о  судоустройстве
вовсе не ставили  своей  целью слияние общего права и права  справедливости.
Законодатель в 1875 году  ограничился тем, что разрешил всем высшим судебным
инстанциям  рассматривать дела  на основе  как  общего  права, так  и  права
справедливости.  Ведь  нормы того  и  другого, сложившиеся до 1875  года, не
противоречили друг другу. С этой  даты суды могли применять и  те,  и другие
нормы,  действуя  таким  же  образом, как  это  происходило  до  1875  года.
Сложилась ситуация, аналогичная той, которая могла бы возникнуть во Франции,

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности