Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»

поместий  (manors)  и 200  000  дворов, существовавших  тогда в  Англии. Дух
военной  организованности   и   дисциплины,   характерный,   в  отличие   от
Европейского континента, для английского феодализма, отразился и на развитии
общего права.
     272.  Определение  общего  права.  Что  же  такое   это   общее  право,
называвшееся сomune 1еу на  нормандском жаргоне, который с царства Эдуарда I
(1272 -- 1307 годы) до XVII века был разговорным языком для юристов  Англии,
тогда как письменностью,  как и в остальной Европе, была латынь? Comune lеа,
или общее право, в противовес местным обычаям  -- это  право, общее для всей
Англии.  В 1066  году  оно  еще не  существовало.  Собрание свободных людей,
называемое Судом  графства (Сounty  Court),  и его подразделение  Суд  сотни
(Hundred  Court)  осуществляли  в тот  период  правосудие на основе  местных
обычаев в условиях строжайшего формализма и используя способы доказательств,
которые вряд ли можно назвать рациональными. После завоевания суды графств и
суды сотен были постепенно заменены феодальной юрисдикцией нового типа (суды
баронов,  мэнорские  суды и т. п.), которые  судили также на основе обычного
права  сугубо локального характера.  В сфере  действия церковной юрисдикции,
созданной после завоевания, применялось каноническое право,  общее для всего
христианства. Общее право.-- право английское и общее для  всей Англии, было
создано   исключительно    королевскими    судами,   называвшимися    обычно
Вестминстерскими -- по месту, где они заседали начиная с XIII века.
     273.  Компетенция  королевских  судов.  После  нормандского  завоевания
королевские  суды  в   Англии  не  имели  универсальной  компетенции.  Споры
передавались,  как  правило,  в  различные перечисленные  ранее суды. Король
осуществлял  только  "высший  суд".  Он вмешивался  в споры в исключительных
случаях: если существовала угроза миру в королевстве или если обстоятельства
дела были таковы,  что его нельзя было разрешить в обычном порядке. Суд, где
король  решал  дела  с помощью своих  приближенных  (Curia  regis),--это, по
существу,  суд особо  знатных людей и  особо крупных дел, а не  обычный суд,
доступный каждому.
     В  рамках  Курии  в  XIII  веке сложились автономные образования, в том
числе    наделенные    судебной    компетенцией   комиссии   с    постоянным
местопребыванием в Вестминстере. Компетенция этих судов была ограничена, они
должны были считаться с сеньорами, которые хотели быть хозяевами у себя дома
и вовсе не выражали готовности подчиняться судебным вердиктам. Вмешательство
королевской  власти  в  дела  сеньоров  и  их  подданных  казалось  сеньорам
невозможным и противоречащим естественному порядку вещей, подобно тому как в
наше  время  собственники считают  меры  государственного вмешательства  или
национализацию   противоречащими    священному,   по   их    мнению,   праву
собственности.  Королевские  суды,  наконец,  не   могли  даже  осуществлять
правосудие в качестве  апелляционной инстанции по всем спорам, возникающим в
королевстве. Вмешательство этих судов ограничивалось  главным образом  тремя
категориями  дел:   делами,   затрагивающими  королевские  финансы,  делами,
касающимися  земельной  собственности  и  недвижимости,  тяжкими  уголовными
преступлениями, затрагивающими  мир  в королевстве. В судебных органах (Суде
казначейства. Суде общегражданских исков и Суде  королевской скамьи) сначала
рассматривались только определенные  дела  из  указанных трех  категорий, но
вскоре это разделение  компетенции отпало и каждый из трех королевских судов
Вестминстера   мог  рассматривать  все  дела,  подпадающие  под  королевскую
юрисдикцию.
     Все  остальные  дела,  кроме  упомянутых  трех  категорий,  по-прежнему
разрешались  вне  королевской юрисдикции судом  графства  или  судом  сотни,
феодальными и  церковными судами,  а позднее  в  соответствующих  случаях  и
различными коммерческими  судами, которым право  отправлять  правосудие было
предоставлено  в  связи с проведением различных ярмарок  и торгов  и которые
применяли международное торговое право -- leх mercatoria, или lеу merchent.
     274. Расширение  компетенции королевских  судов.  Канцлер и королевские
судьи  были   заинтересованы  в  том,   чтобы  увеличить  упомянутый  список
предписаний, учитывая доходы, которые они получали  за рассмотрение  дел.  С
другой стороны,  король  стремился  укрепить  свою власть и  расширить  свои
судебные полномочия в государстве.
     К расширению  компетенции королевские  суды толкало  и  всевозрастающее
число обращений  к  ней частных лиц,  ставивших  королевскую юрисдикцию выше
всякой  другой.  Ведь только королевские суды могли реально обеспечить  явку
свидетелей в суд и исполнение вынесенных решений. И только король и  церковь
могли обязать своих подданных принести присягу. Это давало королевским судам
возможность модернизировать судебную  процедуру, доверив решение спора жюри,
в  то  время  как  другие  судебные  инстанции  были  обречены  использовать
архаическую систему доказательств.
     В силу  всех этих причин королевские суды расширяли свою юрисдикцию и в
конце средних веков стали единственным органом правосудия. Сеньоральные суды
постигла та же  участь, что и суды сотни, на долю  муниципальных  и торговых
судов  осталось немного малозначительных дел, а церковные суды рассматривали
лишь споры,  связанные  со святостью  брака или дисциплинарными  проступками
священнослужителей.
     275.  Способ  обращения  в  королевские   суды.   Вплоть  до  XIX  века
королевские  суды,  однако, не  стали тем, что во  Франции  называют "судами
общей юрисдикции".  Теоретически  до  1875  года они обладали исключительной
юрисдикцией.  Частные  лица  не   имели  права  обращаться  в  эту  судебную
инстанцию. Они должны были просить о предоставлении им такой привилегии, что
королевская власть делала лишь при наличии достаточных оснований.
     Обычно  тот,  кто просил  о такой  привилегии, обращался к  канцлеру --
высшему  должностному лицу Короны --  и просил о выдаче  предписания  (writ)
суду рассмотреть дело  при условии  оплаты канцлеру судебных издержек. Кроме
того,  можно  было  обратиться  с жалобой  (querela,  billa)  прямо  в  суд.
Некоторые предписания были простым отражением  судебной практики, основанной
на жалобах'.
     Получить  предписание канцлера или прямое согласие суда принять дело  к
рассмотрению  было не  так просто. Королевская власть в  XIII  веке была  не
столь либеральна, чтобы  канцлер  легко мог сам выдать предписание или судьи
могли согласиться рассматривать дело в любом
     случае.
     Долгое время этому  предшествовал тщательный учет обстоятельств дела, и
перечень  случаев, когда выдавались предписания,  расширялся очень медленно.
Их насчитывалось всего 56, когда в 1227 году составили их первый список  для
судей, и 76 -- в 1832 году, когда была проведена большая судебная реформа.
     Однако расширение  компетенции королевских судов  не связано  только  с
увеличением  перечня оснований  исков.  Оно не  находится также  и в  прямой
зависимости  от закона,  именуемого Вторым  Вестминстерским  статутом  (1285
год), которой уполномочил канцлера  выдавать предписания "в случае  подобия"

Страницы: «« « 65   66   67   68   69   70   71   72   73  74   75   76   77   78   79   80   81   82   83  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности