Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»

решения  региональных арбитражных  органов можно  обжаловать  в  вышестоящий
арбитраж. В Чехословакии решения центральной арбитражной комиссии могут быть
обжалованы  в  ее  президиум,  куда  входит  Главный  арбитр  и  его  первый
заместитель.  В ГДР  некоторые арбитражные  решения считаются  обязательными
прецедентами.
     Более значима,  чем все  эти детали, эволюция института,  которая имела
место в Югославии, Албании и Венгрии. В этих странах, соответственно в 1955,
1969  и  1972 годах, Государственный арбитраж был упразднен. В Югославии его
заменила  иерархическая система экономических судов,  в  компетенцию которых
входит рассмотрение споров,  стороной в  которых  являются иностранцы, и все
споры  между  организациями, действующими в  обобществленном секторе. Дела в
этих  судах рассматриваются с  участием народных  заседателей. В Албании все
споры отнесены к компетенции  обычных  судов. В Венгрии избрали третий путь:
для  рассмотрения  хозяйственных  споров  при  судах второй  инстанции  были
созданы специальные отделения, а  принимаемые здесь решения можно обжаловать
в экономическую палату, входящую в структуру Верховного суда.
     230.  Выборность судей. Принцип  выборности  судей  действует  во  всех
европейских социалистических странах, но порядок избрания во многом  отличен
от   того,  который  действует  в  СССР.  Судьи  всех  инстанций  избираются
представительными органами --  народными  Советами разных уровней.  Кандидат
должен иметь юридическую квалификацию. Для народных заседателей организуются
специальные  курсы,  где они получают  необходимую  юридическую  подготовку.
Срок,  на который  избираются  судьи,  варьируется  от страны  к  стране:  в
Болгарии  --  3--5 лет (в зависимости от  инстанции), в Югославии--8 лет,  в
Чехословакии-- 10 лет. В  Польше члены Верховного суда назначаются на 5 лет,
а остальные  судьи  --  на  "неопределенный  срок", что практически означает
пожизненно, потому  что  судья может быть отозван  только  в  случаях, прямо
предусмотренных законом.
     231. Народные  заседатели.  В  отличие  от  СССР  в  некоторых  странах
(Польше) заседатели избираются народными Советами, и  это дает, как правило,
хорошие   результаты.  Складывается  впечатление,   что   участие   народных
заседателей   в  процессе  получило   несколько   преувеличенные   масштабы.
Принимаются меры, направленные на то, чтобы упростить рассмотрение некоторых
категорий дел, доверив его единоличному судье.
     Конституция     Чехословакии,     чтобы     подчеркнуть     равноправие
профессионального  судьи  и  народных  заседателей,  называет  их  народными
судьями. Они избираются на четыре  года районными  национальными комитетами.
Их  участие  в  рассмотрении  гражданских  дел после 1969  года  сузилось  и
охватывает  в  основном  семейные и трудовые дела.  Та же самая  ситуация  в
Венгрии.
     Сходные правила действуют и в Болгарии, с учетом того, что в отличие от
других  стран народные заседатели здесь избираются  так же и на тот же срок,
что и судьи.
     В  Югославии народные заседатели участвуют  в рассмотрении всех  дел  в
первой  инстанции,  за  исключением  установленных  законом  случаев,  когда
действует   единоличный  судья.  Специфика  Югославии  --  участие  народных
заседателей в экономических судах.
     232. Порядок обжалования. В  Чехословакии и Югославии в отличие от СССР
остались верны апелляции. Польша не знает апелляции, но пересмотр  в порядке
надзора  (ревизии)  здесь  подчинен   иным  правилам,  чем  в  СССР.  Жалоба
приносится  непосредственно  в  Верховный суд  и  может  привести  к  отмене
оспариваемого  приговора  или решения  только в том случае,  если  она  была
подана  в  течение шести  месяцев после вступления  приговора или решения  в
силу.  Если срок пропущен,  Верховный суд в интересах закона  указывает, что
приговор или решения вынесены не  на должном уровне, но ограничивается этим,
и обжалуемый приговор  или решение остается в  силе. Право на  обжалование в
порядке  надзора  (ревизии)  имеют министр  юстиции.  Генеральный  прокурор,
первый Председатель Верховного суда.
     233. Роль судебной  практики. Есть основания предположить, что судебная
практика в  рассматриваемых  странах  играет  несколько большую  роль, чем в
СССР. Это  подтверждает сравнение сборников судебной  практики, издаваемых в
СССР  и  других  социалистических странах.  В  Югославии закон возлагает  на
Верховный федеральный  суд обязанность  следить  за  регулярной  публикацией
наиболее  важных решений как самого этого суда, так и других высших судебных
инстанций. Каждый год выходит в свет три тома сборника решений высших судов.
Такая же обязанность возложена законом на Высший экономический суд.
     Сборники судебной  практики,  публикуемые в  социалистических  странах,
носят  официальный характер.  Решения  публикуются в  них выборочно, как и в
СССР. Сборники призваны быть руководством для  судей и  вообще  юристов в их
деятельности,  и  они  не  претендуют,  подобно   сборникам,   издаваемым  в
буржуазных  странах,   на  то,  чтобы   определять  линию  развития   права,
независимого от воли законодателя.
Глава III. ОБЫЧАЙ И ПРАВИЛА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ
     234. Обычай. В советском праве обычаю отводят весьма ограниченную роль.
Полная перестройка общества  и  даже самого человека, которая предполагается
при  построении  коммунизма, связана с  революционным переворотом,  никак не
совместимым с обычаями прошлой эпохи.
     Обычай  сохраняет в СССР  некоторую значимость лишь в той мере, в какой
он  необходим или полезен  для  толкования  и применения  закона (consuetudo
secundum  legem),  или  в  тех  немногочисленных  случаях,  когда  сам закон
отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.
     Тот  факт,   что  обычаю   в   советской   правовой   системе  отведено
второстепенное  место, не представляет  собой ничего  удивительного. Тем  не
менее  об обычае  следует  сказать  хотя  бы  потому, что  отношение  к нему
означает полный разрыв с тем, что раньше  в России  являлось правилом. Отказ
от   обычаев  в  советском   праве   отличен  от   того,  что   произошло  в
романо-германской  правовой  системе  в  XIX  --  XX веках, когда  на  место
обычного права  пришло право по преимуществу законодательное, основанное  на
кодексах.  В  романо-германской  правовой  системе  произошла  прежде  всего
перемена  техники,  причем  такая перемена в  целом не  ставила  своей целью
изменение содержания правовых  норм, выражавшихся ранее в форме обычая, и не
привела к этому результату. В Советском  Союзе  переворот  в  существе права
сопровождался изменением техники. Подлинная гражданская революция стремилась
к тому, чтобы люди привыкли к другой жизни в соответствии с новыми нормами.
     235. Правила социалистического общежития. Идеал  марксизма-ленинизма --
создание такого общества, где не будет  права  и  отношения между  людьми не
будут  регулироваться  его  нормами. Тогда  обычай может оказаться на первом
плане. Это  будущее  обычая  проявляется  уже  сейчас  в  употребляемых  как
законом,   так   и   доктриной   формулах,   где   речь   идет   о  правилах
социалистического общежития. Ст. 59 Конституции СССР гласит: "Гражданин СССР

Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности