|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 » »» союзной республики и не может передаваться в Верховный суд СССР. Масштабы
этой реформы вырисовываются особенно отчетливо, если посмотреть, как она
отразилась на составе Верховного суда СССР. До реформы он состоял из
председателя и 78 членов. В 1972 году в его состав входили председатель, два
его заместителя и 16 членов, к которым, когда рассматриваются решения
верховных судов союзных республик, присоединяются председатели всех этих
судов. Даже число народных заседателей Верховного суда уменьшилось с 70 до
45.
Кроме судебных, Верховный суд осуществляет и другие функции. Они были
особенно обширны в период (1963-- 1971 годы), когда было упразднено
министерство юстиции. Но и сейчас велика роль Верховного суда в руководстве
судами. Он издает важные директивы о применении законов и наделен правом
законодательной инициативы.
§ 2. Несудебное разбирательство споров
209. Значение такого рода разбирательств. Во всех странах большая часть
споров разрешается без участия судов. Во Франции имеются различного рода
административные суды, которые, хотя и осуществляют производство в
юрисдикционных формах, не входят тем не менее в рамки судебной системы. В
области торговли многие споры рассматриваются с помощью арбитража:
арбитражное разбирательство находится под судебным контролем, но сами споры
решаются не судами. Аналогичная ситуация и в Советском Союзе. Судебное
разбирательство, о котором говорят Конституция, Основы законодательства о
судоустройстве, республиканские законы о судоустройстве, вовсе не является
единственным способом разрешения споров.
Несудебное разрешение споров имеет в Советском Союзе большую
значимость, чем в несоциалистических странах. Это объясняется двумя
причинами. Первая из них связана с экономической структурой общества: она
требует, чтобы споры между государственными предприятиями находились в
компетенции не судов, а других специальных органов. И наоборот, та же
структура требует, чтобы именно в компетенции судов находились споры,
возникающие из отношений по внешней торговле. Вторая причина заложена в
марксистской доктрине и перспективе отмирания права, из которой она исходит.
В возможных пределах уже сейчас пытаются перейти от судебной
деятельности к другим техническим приемам разрешения споров. Такого рода
подход играет существенную роль при разрешении трудовых споров; равным
образом он объясняет ту роль, которая отводится в СССР таким оригинальным
институтам, как товарищеские суды.
А. Арбитраж
210. Виды арбитража. В СССР существует два весьма различных вида
арбитража. Первый -- это Государственный арбитраж (его можно назвать
публичным), который призван разрешать споры между социалистическими
предприятиями. Второй вид--это договорный арбитраж, роль которого в
рассмотрении споров между гражданами весьма незначительна, но одновременно
весьма велика в сфере международной торговли. Остановимся сначала на первом
виде арбитража.
211. Государственный арбитраж. С первого взгляда система арбитража
покажется французскому юристу чем-то похожим на систему административной
юстиции, существующей во Франции параллельно с судебной системой. Подобного
рода аналогия полезна, поскольку она помогает понять, что могут существовать
органы, предназначенные для разрешения спорных проблем, но в то же время не
являющиеся с правовой точки зрения судами в собственном смысле этого слова.
Вместе с тем сравнение с административной юстицией обманчиво, поскольку
арбитраж имеет другие функции и другие основания для своего существования.
Функции административной юстиции состоят в том, чтобы разрабатывать и
применять особое право -- административное право и по преимуществу то,
которое действует в отношениях между администрацией и гражданами. Органы же
советского арбитража призваны применять исключительно нормы, составляющие
часть гражданского права, а в их компетенцию входят лишь споры между
различными публичными, государственными организациями, которые осуществляют
оперативное управление большей частью советской экономики.
Компетенция публичного арбитража ни в какой мере не распространяется на
споры между администрацией, с одной стороны, и гражданами -- с другой
стороны. Для этого вида споров советское право предусматривает как
административный внесудебный порядок их рассмотрения на основе жалоб и
заявлений заинтересованных лиц, общественных организаций или прокуратуры,
так и судебный, предусмотренный Конституцией СССР 1977 года (ст. 57, 58).
Доктрина уделяет этому институту много внимания, видя в нем одну из важных
гарантий принципа социалистической законности.
Существование административной юстиции во Франции связано с делением
права на публичное и частное. Государственный арбитраж в СССР связан с
другим фактором, а именно с тем, что различного рода производственные и
торговые государственные предприятия, участвующие в осуществлении
народнохозяйственных планов, являются производными от государства, его
порождением. Возникающие между ними конфликты, такие, как преддоговорные
споры или невыполнение взятых на себя обязательств,-- это не конфликты между
различными по своей природе субъектами права, которые вследствие этого
требуют обращения к судебной системе, установленной Конституцией. Речь идет
скорее о конфликтах двух или нескольких звеньев одного и того же комплекса;
естественно, что они разрешаются без обращения к суду, в порядке
арбитражного производства.
212. Практическая потребность в арбитраже. Названную категорию споров
нельзя передать обычным судам также и потому, что способ комплектования этих
судов не обеспечил бы достаточно квалифицированное разрешение таких споров.
Когда речь идет об обстоятельствах и интересах повседневной жизни граждан,
выборный судья, обладая общей компетенцией, может справедливо разрешить спор
и применить закон. Споры же, возникающие между государственным и
хозяйственным предприятиями, носят совсем иной характер. Их решение связано
в большей мере с организационно-техническими нормами, чем с соображениями
морали и справедливости; политический аспект этих дел выражен значительно
слабее. Судья в арбитражном разбирательстве должен скорее обладать
технической квалификацией, чем коммунистическими убеждениями или юридической
подготовкой. Институт арбитража позволяет реализовать наряду с общим
правосудием также и техническое правосудие. Одно из его достоинств --
оперативность.
213. Виды Государственного арбитража. В течение длительного времени
Конституция СССР говорила только о суде и не содержала норм об арбитраже,
хотя он был уже организован и функционировал. Сегодня арбитраж прямо
предусмотрен Конституцией 1977 года, гл. 20 которой носит название "Суд и
арбитраж". Статья 163 предусматривает, что "разрешение хозяйственных споров
между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами
Страницы: «« « 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |