Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»

союзной республики и не  может  передаваться в Верховный суд СССР.  Масштабы
этой реформы  вырисовываются  особенно отчетливо, если  посмотреть,  как она
отразилась  на  составе Верховного  суда  СССР.  До реформы  он  состоял  из
председателя и 78 членов. В 1972 году в его состав входили председатель, два
его  заместителя  и  16  членов, к  которым, когда  рассматриваются  решения
верховных судов союзных  республик,  присоединяются председатели  всех  этих
судов.  Даже число народных заседателей Верховного суда уменьшилось с 70  до
45.
     Кроме судебных, Верховный суд осуществляет и другие  функции.  Они были
особенно  обширны  в  период  (1963--  1971  годы),  когда  было  упразднено
министерство  юстиции. Но и сейчас велика роль Верховного суда в руководстве
судами.  Он  издает важные директивы  о применении законов  и наделен правом
законодательной инициативы.
     § 2. Несудебное разбирательство споров
     209. Значение такого рода разбирательств. Во всех странах большая часть
споров разрешается без  участия  судов. Во  Франции имеются различного  рода
административные   суды,   которые,  хотя  и  осуществляют   производство  в
юрисдикционных формах,  не входят  тем не менее в рамки  судебной системы. В
области  торговли  многие   споры   рассматриваются   с  помощью  арбитража:
арбитражное разбирательство находится под судебным контролем, но сами  споры
решаются  не  судами. Аналогичная  ситуация  и  в  Советском Союзе. Судебное
разбирательство,  о котором  говорят Конституция,  Основы законодательства о
судоустройстве,  республиканские законы о судоустройстве,  вовсе не является
единственным способом разрешения споров.
     Несудебное  разрешение   споров  имеет  в   Советском   Союзе   большую
значимость,  чем  в  несоциалистических  странах.  Это   объясняется   двумя
причинами. Первая из них  связана  с экономической структурой  общества: она
требует,  чтобы  споры  между  государственными предприятиями  находились  в
компетенции  не  судов, а  других специальных  органов.  И  наоборот, та  же
структура  требует,  чтобы  именно  в  компетенции судов  находились  споры,
возникающие  из отношений  по внешней  торговле.  Вторая причина  заложена в
марксистской доктрине и перспективе отмирания права, из которой она исходит.
     В   возможных  пределах  уже  сейчас   пытаются  перейти   от  судебной
деятельности  к  другим техническим  приемам разрешения споров.  Такого рода
подход  играет  существенную  роль  при разрешении  трудовых споров;  равным
образом он  объясняет ту роль,  которая отводится  в СССР таким оригинальным
институтам, как товарищеские суды.
А. Арбитраж
     210.  Виды  арбитража.  В  СССР существует  два  весьма различных  вида
арбитража.  Первый  --  это  Государственный  арбитраж  (его  можно  назвать
публичным),   который  призван   разрешать   споры  между  социалистическими
предприятиями.  Второй  вид--это  договорный   арбитраж,  роль   которого  в
рассмотрении споров между гражданами весьма  незначительна, но  одновременно
весьма велика  в сфере международной торговли. Остановимся сначала на первом
виде арбитража.
     211.  Государственный  арбитраж. С первого  взгляда  система  арбитража
покажется  французскому  юристу  чем-то  похожим на систему административной
юстиции, существующей во Франции параллельно с судебной системой.  Подобного
рода аналогия полезна, поскольку она помогает понять, что могут существовать
органы, предназначенные для разрешения спорных проблем, но в то же время  не
являющиеся с правовой точки  зрения судами в собственном смысле этого слова.
Вместе  с  тем сравнение  с  административной юстицией обманчиво,  поскольку
арбитраж  имеет другие функции и другие основания для своего  существования.
Функции  административной юстиции  состоят  в  том,  чтобы  разрабатывать  и
применять особое  право --  административное  право  и  по  преимуществу то,
которое действует в отношениях между администрацией  и гражданами. Органы же
советского арбитража призваны  применять  исключительно  нормы, составляющие
часть  гражданского  права,  а в  их компетенцию  входят  лишь  споры  между
различными  публичными, государственными организациями, которые осуществляют
оперативное управление большей частью советской экономики.
     Компетенция публичного арбитража ни в какой мере не распространяется на
споры  между  администрацией,  с одной  стороны,  и гражданами --  с  другой
стороны.  Для  этого   вида  споров  советское   право  предусматривает  как
административный  внесудебный  порядок  их рассмотрения  на  основе  жалоб и
заявлений  заинтересованных  лиц, общественных  организаций или прокуратуры,
так  и судебный,  предусмотренный Конституцией  СССР 1977 года (ст. 57, 58).
Доктрина уделяет этому институту много внимания,  видя  в нем одну из важных
гарантий принципа социалистической законности.
     Существование  административной  юстиции во  Франции связано с делением
права на  публичное  и  частное.  Государственный  арбитраж в  СССР связан с
другим фактором,  а  именно  с  тем,  что различного рода производственные и
торговые   государственные   предприятия,    участвующие   в   осуществлении
народнохозяйственных  планов,  являются  производными  от  государства,  его
порождением.  Возникающие  между ними  конфликты,  такие, как преддоговорные
споры или невыполнение взятых на себя обязательств,-- это не конфликты между
различными  по  своей  природе  субъектами права,  которые  вследствие этого
требуют  обращения к судебной системе, установленной Конституцией. Речь идет
скорее  о конфликтах двух или нескольких звеньев одного и того же комплекса;
естественно,  что   они  разрешаются  без   обращения  к   суду,  в  порядке
арбитражного производства.
     212.  Практическая потребность  в арбитраже. Названную категорию споров
нельзя передать обычным судам также и потому, что способ комплектования этих
судов не обеспечил бы достаточно квалифицированное  разрешение таких споров.
Когда  речь идет об обстоятельствах и интересах повседневной жизни  граждан,
выборный судья, обладая общей компетенцией, может справедливо разрешить спор
и   применить   закон.   Споры  же,  возникающие  между  государственным   и
хозяйственным предприятиями, носят  совсем иной характер. Их решение связано
в  большей  мере с организационно-техническими  нормами, чем с соображениями
морали  и справедливости; политический  аспект этих дел  выражен значительно
слабее.  Судья   в  арбитражном  разбирательстве   должен  скорее   обладать
технической квалификацией, чем коммунистическими убеждениями или юридической
подготовкой.  Институт  арбитража  позволяет  реализовать  наряду  с   общим
правосудием также  и  техническое  правосудие.  Одно  из  его достоинств  --
оперативность.
     213. Виды  Государственного  арбитража. В  течение  длительного времени
Конституция  СССР  говорила только о суде и не содержала норм об  арбитраже,
хотя  он был  уже  организован  и  функционировал.  Сегодня  арбитраж  прямо
предусмотрен Конституцией 1977 года, гл.  20  которой носит  название "Суд и
арбитраж". Статья 163 предусматривает, что "разрешение хозяйственных  споров
между  предприятиями,  учреждениями и организациями  осуществляется органами

Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62   63   64   65   66   67   68   69   70  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности