Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 44   45   46   47   48   49   50   51   52  53   54   55   56   57   58   59   60   61   62  » »»

пять  лет  прокуроры республик,  областей,  районов  и  городов. Как  и  сам
Генеральный  прокурор,  каждый  из  этих прокуроров возглавляет определенный
штат  сотрудников. Существуют  также специальные виды  прокуратуры, например
военная прокуратура и др.
     175.  Роль прокуратуры.  У прокуратуры двойная роль.  Прежде всего  она
осуществляет  функции,  в  целом  соответствующие  тем,  что   возложены  на
французскую прокуратуру,  действующую при судах. На  нее возложено  судебное
преследование  по уголовным делам. Она может также давать заключения  и даже
предъявлять иски по гражданским делам. Она наблюдает  за местами заключения.
Никто  не  может  быть   арестован  без  санкции  прокуратуры,  она   вправе
распорядиться  об освобождении любого незаконно арестованного лица. Однако и
в сфере судебной деятельности функции  прокуратуры более значительны, чем во
Франции.  Это,  в частности, связано  как с тем, что вся  публичная власть в
целом играет более активную роль, так  и,  возможно, с  тем, что прокуратура
располагает весьма  обширным  персоналом и средствами. Имеет значение и  то,
что  в  соответствии  с   принципами  советского   судоустройства  судьи  не
обязательно  должны  быть  юристами  по  образованию.  В результате  участие
прокуратуры в судебной сфере весьма  широко. Оно выражается и в предъявлении
исков, и во вступлении в уже начавшийся процесс, и в принесении протестов на
неправильные,  с  ее точки  зрения,  решения,  и в  контроле за  исполнением
судебных решений.  В  1955  году ей было  даже предоставлено право  выражать
несогласие  с постановлениями Пленума Верховного Суда СССР путем обращения в
Президиум Верховного Совета  СССР. Этот факт еще раз подтверждает, насколько
руководители  Советского  государства   заботятся  о  соблюдении  и   полной
действенности принципа социалистической законности.
     176. Значение общего надзора. Второе направление деятельности советской
прокуратуры   --   общий  надзор.   Прокурор   присутствует  на   заседаниях
исполнительных   комитетов   местных   Советов   и  может,  таким   образом,
воспрепятствовать  принятию  решений,  противоречащих  закону.  Кроме  того,
прокуратура   осуществляет   систематическую   проверку   с   точки   зрения
соответствия  закону  всех  административных  актов, которые в  обязательном
порядке сообщаются  ей до принятия их к исполнению.  Она может рассмотреть в
порядке   жалобы  или  заявления,   исходящих   от   заинтересованных   лиц,
всевозможного рода случаи, когда имело место нарушение закона. Таким образом
прокуратура   осуществляет   нечто   вроде   общего    контроля   над   всей
администрацией.
     Во  всех  случаях,  когда  прокуратура  обнаруживает  нарушение, она  в
определенные,  в  ряде  случаев  предустановленные  сроки приносит по  этому
поводу протест. Закон определяет, что данный  протест адресуется или органу,
принявшему  опротестовываемое  решение,  или  вышестоящему  органу,  или,  в
исключительных    случаях,    судебным    органам.    Протест    прокуратуры
приостанавливает  действие  опротестованного акта.  Если  орган,  в  который
обращен  протест прокуратуры,  не  отменяет и  не  изменяет  опротестованное
решение или  акт, прокуратура  обращается в вышестоящую  инстанцию. Практика
показывает, что  прокуратура  весьма  действенно  осуществляет свою роль  по
общему  надзору.  Об этом  свидетельствуют  материалы, публикуемые в  органе
прокуратуры,   журнале   "Социалистическая   законность".  Следует  отметить
особенно  активное вмешательство  прокуратуры  в  сферу  трудового  права  и
деятельность  местных  властей. Акты более  высоких  инстанций  оспариваются
прокуратурой  реже,  возможно, потому,  что они  принимаются в  итоге  более
серьезного предварительного изучения.
     Осуществляя  общий  надзор,  прокуратура  использует  не  только  такое
средство,  как  требование отмены  незаконного акта, но и  другую  форму  --
представление. Оно применяется в тех, например,  случаях, когда руководители
учреждения и общественной  организации не  принимают решений, необходимых во
исполнение требований закона. Органы, куда  направлены представления, должны
в  установленный срок сообщить о  принятых мерах.  Если прокуратура признает
эти  меры   недостаточными,  она   может   поставить  вопрос  о   применении
дисциплинарных и даже уголовных санкций.
     177.  Другие социалистические страны.  Институт прокуратуры  создан и в
других  социалистических  странах.   Ранее  в   этих   странах  существовала
административная  юстиция,  действовавшая  успешно.  Иногда  даже  возникает
вопрос, а правильно ли поступили, отказавшись  от нее в пользу прокурорского
надзора, тем более что прокуратура здесь  в большей мере занята традиционным
контролем  за деятельностью органов юстиции,  а осуществление  ее  надзорных
функций в отношении органов управления далеко от желаемого.
     Не  существует  принципиальных  преград  для создания  в  этих  странах
административных судов. В Югославии их роль в определенной мере взял на себя
Конституционный  суд, имеющий  право аннулировать решения, принятые органами
самоуправления. Принимаются также меры, направляемые  на то,  чтобы  сделать
прокурорский надзор  более действенным, а также  призванные регламентировать
управленческую  деятельность.  Административно-процессуальные  кодексы  были
приняты в  Чехословакии в 1955-м, Венгрии -- в 1956-м, Югославии -- в 1957-м
и в Польше --  в 1960 году. Нередко  прокурорский надзор дополняется другими
формами контроля,  и  в  частности  расширяется  компетенция общих  судов, в
которых  можно оспаривать законность некоторых актов управления. Конституция
Румынии 1965  года  предусматривает  возможность проверки судами  законности
управленческих актов,  а Закон  1967  года  разрешил  гражданам этой  страны
оспаривать  в суде такие акты,  за  исключением изданных Советом  Министров.
Важным  направлением развития  контроля является все  расширяющееся  участие
населения в управлении.
     178. Комитет народного контроля. Контроль за законностью  -- это важная
задача  в  стране  таких  пространственных  размеров,  как  Советский  Союз.
Специализация  прокуратуры  --   надзор   за  юридической  и  управленческой
сторонами  деятельности.  Что касается экономики и  финансов,  то это  сфера
деятельности  Комитета народного контроля (закон  от  30 ноября 1979  года).
Функции этого комитета  шире,  чем  контроль в собственном  смысле слова. Он
проверяет  эффективность  исполнения  важных  решений  в  области экономики,
борется   с    тенденцией   ведомственного    или   местнического   подхода,
бюрократизмом, ищет способы улучшения  деятельности Советов и управленческих
органов.
     179. Адвокатура СССР. На первых порах  в СССР с недоверием относились к
адвокатуре.  Старый  институт   был   отменен  сразу  же   после  революции.
Понадобилось некоторое время для восстановления профессиональной адвокатуры.
В   адвокатах,  однако,   видели   не  столько  представителей   обвиняемых,
заботящихся  лишь  об  интересах  клиентов,  сколько  помощников правосудия,
призванных бороться за социалистическую законность.  В определенный период в
СССР существовали  списки юристов, которые могли  быть  использованы  и  как
защитники, и как  обвинители; они выступали  по назначению  суда  и получали
жалованье  от  государства.  Однако  уже  в   1922  году  от  этой  практики

Страницы: «« « 44   45   46   47   48   49   50   51   52  53   54   55   56   57   58   59   60   61   62  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности