Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»

противоречащей подлинной  демократии;  вся  власть сконцентрирована в  руках
Верховного  Совета; в каждой союзной республике  вся полнота власти передана
Верховному  Совету  республики. Совет Министров Союза ССР и Советы Министров
союзных республик, равно как и вся исполнительная власть, ответственны перед
этими Верховными Советами. Таким образом, вопрос о разделении властей или их
равновесии и не стоит. Самое большее, что может иметь место,-- распределение
функций между  органами государственного  управления, органами правосудия  и
прокуратуры. Однако не может быть и речи о том, чтобы поставить управление и
правосудие  в  один ранг  с  Верховным  Советом, который  в  соответствии  с
принципом единства власти,  принятым в Советском Союзе, выступает именно как
высший орган государственной власти.
     Законодательная  власть осуществляется исключительно  Верховным Советом
СССР  и  Верховными Советами союзных республик. В Советском Союзе не склонны
ослабить  или  изменить этот  принцип,  признав  различие  между  законом  в
формальном и материальном смысле.
     184. Применение принципа. Когда речь  заходит о применении  изложенного
принципа, возникают трудности. В  самом  деле, как  практически осуществить,
чтобы  все  законы  в  таком  сложном  комплексе,  какой представляет  собой
общество в Советском Союзе, всегда выступали  как акты Парламента? Советская
доктрина рассматривает практику издания  декретов-законов, а также признание
и  расширение автономного нормотворчества исполнительной власти в буржуазных
странах  как   посягательство  на  принцип  народного  суверенитета.  Юристы
буржуазных  стран  в  ином виде  изображают этот процесс и связывают  его  с
увеличением задач, возлагаемых на  государство, и потребностью в действенной
администрации. Каким же образом удается в Советском Союзе сохранить уважение
к  народному   суверенитету  и  одновременно   удовлетворить  потребность  в
действенной администрации?
     Один из путей к  этому мог бы состоять в расширении сферы компетенции и
полномочий местных Советов, которые, так же как и Верховные Советы, выражают
волю народа. Однако в общем, до настоящего  времени по этому пути  далеко не
пошли.
     Был избран другой путь. Практика  издания декретов-законов французского
образца  неизвестна  в  СССР; здесь  никогда  не  проводилось  делегирование
законодательных функций  органам  исполнительной власти, в том числе Советам
Министров.  Потребность  в   эффективном   управлении   удовлетворяется  без
нарушения   рассматриваемого  принципа.  Для  этого  используется   практика
постоянного делегирования функций Верховного Совета на период между сессиями
его  органу  -- Президиуму.  Законотворчество  остается делом  исключительно
законодательной власти,  но  практически оно  осуществляется по преимуществу
Президиумом,  решения  которого одобряются  затем  Верховным Советом.  Чтобы
убедиться  в  этом,  достаточно  обратиться  к  числу и длительности  сессий
Верховного Совета. Он, как правило, проводит две сессии в  год, длительность
каждой из них 2--3 дня.  На отдельное голосование ставятся лишь особо важные
законы (Конституция, законы о планах экономического  и социального развития,
основы законодательства  и  кодексы), которые  после  обсуждения принимаются
депутатами единогласно. Отметим, что Верховный  Совет может беспрепятственно
изменять   Конституцию   и    какие-либо   формы   судебного   контроля   за
конституционностью законов отсутствуют.
     Совет  Министров уполномочен  Конституцией  принимать  постановления  и
распоряжения, но  только  на  основе и  во исполнение действующих законов. В
СССР не  признается самостоятельная  регламентарная власть.  Однако  широкие
формулы  в  текстах законов оставляют  административным  властям простор для
самостоятельности в  рамках  этих законов, и большинство  мер,  определяющих
жизнь  в  Советском Союзе, установлено Советом Министров и подчиненными  ему
органами.
     Когда  мы говорим о деятельности Президиума Верховного Совета и  Совета
Министров,  то,  чтобы  сохранить реалистический подход,  следует  помнить о
прямых  связях  между  этими   органами  и  Коммунистической  партией  СССР.
Конституция  СССР  1977  года  говорит  об  этом  в  ст.  6:  "Руководящей и
направляющей  силой  советского  общества,  ядром  его политической системы,
государственных и общественных организаций является Коммунистическая  партия
Советского Союза". Конституция лишь подтвердила то, что всегда существовало.
И до  1977  года  КПСС  руководила политикой страны.  В рамках  самой партии
решения принимаются ее Центральным Комитетом, но чаще всего Политбюро.
     185. Советский федерализм. СССР составляют  15 союзных  республик.  Это
федеральное государство, что обусловлено протяженностью территории, наличием
множества национальностей. Царская Россия  федерализма не знала. В Верховном
Совете СССР наряду с Советом Союза существует Совет Национальностей, порядок
формирования  которого  отражает  наличие союзных  и  автономных  республик.
Федеральный   характер   Советского    государства    ограничен   тем,   что
Коммунистическая партия СССР построена на централизованной основе.
     Как и во всяком федеральном государстве, в СССР проведено распределение
компетенции между Союзом и союзными республиками.
     Конституция 1936 года предусматривала  издание общесоюзных кодексов для
ряда отраслей права: уголовного права, гражданского права и  др. Практически
во исполнение этого предписания Конституции был издан лишь один  общесоюзный
Закон о судоустройстве 1938 года.  Работы по подготовке общесоюзных кодексов
не вышли из стадии предварительных проектов, которые не были опубликованы. В
1953  году  произошел  отход  от  чрезмерной  централизации  предшествующего
периода.  В  Конституцию  были  внесены  изменения,  воспроизведенные  затем
Конституцией СССР  1977 года, не предусматривающие более издания общесоюзных
кодексов,  кроме  некоторых,  как, например.  Таможенного  кодекса.  Кодекса
торгового мореплавания и Воздушного  кодекса. В  других областях общесоюзная
компетенция ограничена изданием лишь  Основ законодательства, в соответствии
с  которыми  каждая  союзная  республика  должна издавать  свои  собственные
кодексы.
     186. Основы  законодательства  и  новейшие  кодексы.  В 1958 году  были
приняты   Основы   законодательства  в  области  судоустройства,  уголовного
процесса   и   уголовного   права.   В   1961   году   Основы   гражданского
законодательства и Основы гражданского судопроизводства, а позднее -- Основы
законодательства  о   семье.  Основы   законодательства  о   труде,   Основы
законодательства  о здравоохранении и  ряд других.  В союзных республиках на
базе принятых Основ законодательства активно проводилась кодификация.  Самая
большая  из  союзных республик--  РСФСР  в  1960  году  приняла  свои  новые
Уголовный  и Уголовно-процессуальный кодексы и новый Закон о судоустройстве,
в 1964 году--свои новые Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы, а в
1969 году-- новый Семейный кодекс.
     Нормы, содержащиеся в Основах законодательства, как правило,  полностью
воспроизводятся в кодексах,  иногда с незначительными  модификациями. Однако
кодексы  более  детализированы,  чем Основы.  Закон  о судоустройстве  РСФСР

Страницы: «« « 46   47   48   49   50   51   52   53   54  55   56   57   58   59   60   61   62   63   64  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности