|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 » »» отказались. Была создана профессиональная адвокатура.'
Между организацией адвокатуры в западных странах и в СССР -- большое
различие. По советской Конституции адвокат должен рассматриваться как
участник общего звена, в которое входят также судья и прокурор. Все они
сотрудничают с той целью, чтобы рассматриваемое дело предстало перед судом
во всех его аспектах. В принципе адвокат не должен рассматривать себя как
противника прокурора перед лицом судьи, который должен раскрыть истину. Если
адвокат убежден в вине своего клиента, он не должен скрывать ее от суда или
же представлять преступление менее опасным, чем оно есть на самом деле.
Отмечая обстоятельства, смягчающие ответственность клиента, он вместе с тем
не должен терять из виду интересы общества и учитывать то воздействие,
которое его защита может иметь на тех, кто присутствует в зале суда.
Советский адвокат -- это прежде всего служитель правосудия и
социалистической законности. В этом известное отличие от практики буржуазных
стран, где судья призван играть роль арбитра между обвинением,
представленным прокурором или каким-то другим лицом, и защитой, которую
ведет без каких-либо ограничений адвокат.
Советская концепция о роли адвоката в практическом плане подтверждена
общественной формой организации адвокатуры. Заинтересованное лицо может
обратиться к любому адвокату, но при этом оно всегда адресуется в коллегию
адвокатов. Председатель этой коллегии в соответствии с установленными
тарифами определяет гонорар, оплачиваемый клиентом, который вносится в кассу
коллегии. К профессии адвоката допускаются лица с высшим юридическим
образованием. К профессии адвоката ныне уже не относятся так, как в первые
годы Советской власти. Право обвиняемого на защиту стало конституционным
принципом, который стремятся реализовать. Среди адвокатов много членов
партии, в ряде публикаций отмечается, что Ленин был адвокатом.
Представляется, что адвокатская практика не приносит больших доходов. Дел,
которые на Западе приносят адвокатам крупные заработки, в Советском Союзе
нет, ибо здесь ликвидирована частная торговля. Существенно и то, что на
предприятиях и в учреждениях имеются свои юридические службы. Наибольшую
часть адвокатской практики составляют уголовные дела. Адвокаты редко
участвуют в рассмотрении гражданских дел (5--6% общего числа этих дел). В
1980 году насчитывалось примерно 19 000 адвокатов, причем 96 процентов из
них имели высшее юридическое образование; а 60 процентов адвокатов -- члены
Коммунистической партии.
180. Другие социалистические страны. Организация адвокатуры в
Чехословакии сходна с советской. Адвокаты здесь также объединены в коллегии.
В 1963 году такая же система была введена в Польше. В Югославии, напротив,
закон 1957 года отменил предшествующий закон 1946 года и установил, что
адвокаты работают индивидуально. Вместе с тем югославская адвокатура
включена в систему общественного самоуправления, в результате чего она
отличается от западноевропейских образцов. Обществу небезразлично, как
осуществляет свою деятельность адвокатура, ибо она служит интересам
социалистического строя в целом, и правосудия в особенности. По этой причине
делами адвокатуры управляет не только Ассамблея, состоящая исключительно из
адвокатов, но и Исполнительный комитет, в который наряду с адвокатами входят
общественные деятели, журналисты, представители других индивидуальных
профессий. Комитет избирается Национальным Собранием в каждой республике, и
именно он решает вопрос о допуске лица к адвокатской деятельности.
Раздел второй ИСТОЧНИКИ ПРАВА
181. Введение. Под источником права советский юрист понимает прежде
всего экономический строй общества, который, согласно марксистской доктрине,
обусловливает и определяет правовую систему данной конкретной страны. В этом
смысле основной источник советского права образует соединение двух факторов:
обобществления средств производства и установления в стране власти народа. И
только во вторую очередь советская доктрина называет источниками права те
технические приемы, с помощью которых в данной стране и в данный период
создают, находят или уточняют юридические нормы. Мы обращаемся к изучению
именно этих технических приемов, чтобы ответить на вопрос, какова роль
закона, судебной практики и других факторов в создании права в Советском
Союзе с учетом экономической и политической структуры этой страны.
Глава I. ЗАКОН
182. Первенство закона. Очевидно и неоспоримо, что закон в широком
смысле слова представляет собой основной источник советского права.
Бросается в глаза сходство в этом плане советского права, с одной стороны, и
романо-германской семьи -- с другой. Но при более близком рассмотрении это
сходство оказывается формальным. В странах романо-германской семьи значение
закона видят в том, что он является наиболее ясным и удобным способом
выражения норм права. Иначе -- в социалистических странах, где первенство
закона связано с тем, что в нем видят наиболее естественный способ создания
права, которое при этом отождествляется с волей правящих. В этих странах
закону придается первенствующая роль также и потому, что речь идет о быстро
изменяющемся обществе. Динамизм советского права привел к возвеличению
закона, противопоставляемого таким факторам более медленного развития права,
как обычай и судебная практика.
Отдел I. Советский Союз
183. Принцип единства власти. Несходство проявляется прежде всего в
политическом плане. Известно различие, которое проводится в буржуазных
странах между законом в формальном и законом в материальном смысле слова.
Закон в формальном смысле -- это всякий акт, принятый парламентом и
промульгированный исполнительной властью; закон в материальном смысле -- это
акт, который не исходит обязательно от законодательной власти, но содержит в
себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.
Это различие носит не только описательный характер. В странах
либеральной демократии его рассматривают как обязательное. В соответствии с
принципом так называемого разделения властей здесь стремятся осуществить их
определенное равновесие. В таких условиях считается нормальным, что правила
поведения, устанавливаемые правом, исходят из различных источников и что их
создание не является привилегией лишь какой-либо одной из этих властей.
Марксистско-ленинская доктрина отрицает принцип разделения властей. В
этом отношении ей способствует тот факт, что в практике современного мира
указанный принцип ведет ко все большему ослаблению роли подлинного закона,
то есть акта парламента, в интересах других "властей", а именно
исполнительной или административной власти. Развитие практики издания
декретов-законов, новое различие между законом и регламентом, установленное
во Франции Конституцией 1958 года, независимость судебной власти по
отношению к власти законодательной, характерная для стран общего права,--
все это объявляется факторами, способствующими отходу от принципа народного
суверенитета. Утверждается, что в Советском Союзе нет подобной практики,
Страницы: «« « 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |