Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»

     160.   Три  югославские  конституции.   Чтобы  избежать  бюрократизации
государства и сделать его демократическим, народные массы должны участвовать
в  государственном  управлении  и  в  ведении  национальной экономики,  а  у
государства нужно постепенно отбирать его  традиционные функции и передавать
их   обществу.  Только   так   мыслимо  государство  при  социализме.  Этими
установками руководствовался строй, созданный под руководством маршала Тито.
     По  Конституции  Югославии  1946  года  было  создано  централизованное
государство,    аналогичное   Советскому.   После   обобществления   средств
производства  и  исчезновения класса капиталистов  в 1953  году была принята
новая   Конституция,   пересмотренная   в   1974   году.  Государство   было
реорганизовано.  Публичная власть была  децентрализована в  том  плане,  что
региональным  и  местным коллективам  была предоставлена  широкая автономия.
Экономика демократизирована в  том плане,  что рабочие  и  служащие получили
возможность участвовать в ведении экономики страны.
     Экономическая  политика,  по мнению югославов, не должна способствовать
расширению  государственной  собственности, ее задача прямо  противоположна:
превратить  эту  собственность в  общественную, управлять  которой  будет не
государственная бюрократия, а сами трудящиеся.  Передачу функции государства
обществу -- "свободным союзам  производителей" -- следует  начинать именно с
экономических  функций. Народ призван участвовать в осуществлении не  только
политической, но  и  экономической  власти, и как отражение этой  формулы  в
Югославии   параллельно  с   каждым  Национальным   собранием  (федеральным,
республиканскими)  и  национальным  комитетом  (района,   общины)  создаются
Собрание или Комитет производителей, избираемые непосредственно ими самими.
     161.  Самоуправление  предприятий.  В  каждом промышленном  предприятии
страны  имеется Рабочий совет -- высший орган предприятия, который руководит
им,   распределяет   доходы   или,   во  всяком   случае,   контролирует  их
использование. Это и есть известное "самоуправление предприятий" -- гордость
югославских руководителей. Правда, это самоуправление  несколько  ограничено
наличием директора, который назначается специальной смешанной  комиссией при
народном  комитете  общины. Директор призван обеспечить должную  организацию
производства,  с тем чтобы оно  учитывало планы  и интересы социалистической
экономики   всей   страны.   В   особых  случаях,   когда   некомпетентность
самоуправления  ставит  под угрозу  общественные  интересы,  оно может  быть
временно  ограничено   прямым  вмешательством   властей,   берущих  на  себя
управление предприятием.
     162. Отмирание государства.  Мы видим, как понимается  и осуществляется
отмирание государства в экономической сфере. Государство и бюрократия должны
одновременно   утрачивать  и  другие  функции,  прежде  всего   те,  которые
затрагивают   интеллектуальную   сферу   --   воспитание,   здравоохранение,
социальное  обеспечение.  Вместе  с  тем  государство  в Югославии сохраняет
функции,  связанные с применением принуждения и  направленные на поддержание
спокойствия и  порядка.  Эти  функции  перейдут  к  самому  обществу лишь  в
последнюю очередь, и  произойдет это тогда,  когда исчезнут все неравенства,
которые и являются источником нарушения мира и порядка.
     163.  Влияние югославского  пути. Югославская критика в адрес советских
институтов была в 1948  году воспринята в СССР как  измена социалистическому
лагерю. Но  после смерти Сталина и XX съезда КПСС встал вопрос, не содержала
ли эта критика долю истины  и не давали ли условия, существовавшие в  ФНРЮ и
отличающиеся  от советских, этой  республике право избрать свой  путь, также
отличающийся  от  советского.   СССР  и   другие   социалистические   страны
постарались  устранить  то,  что  составляло  центральный  пункт югославской
критики.   Были   осуждены   отдельные   допущенные    ошибки,    чрезмерный
бюрократический централизм с его медлительностью в решении дел, и др.
     Ряд стран социалистического лагеря,  в том числе Советский Союз,  после
1956  года сочли необходимым провести  реформы,  направленные  на ликвидацию
"бюрократических    искажений   социализма"   и   восстановление   принципов
социалистической демократии. Очевидно, что при этом сыграл свою роль и опыт,
накопленный в Югославии.
     164.   Единство   социалистических   стран.   Социалистические   страны
представляют  собой  неоднородную картину.  Один  из  американских  авторов,
пытавшийся установить,  что  определяет общность права этих стран, нашел без
большого труда  много расхождений,  но ни в публичном, ни в частном плане не
обнаружил  единообразных  решений'. Это естественно,  поскольку  речь идет о
странах,  которые были  и остаются непохожими одна на  другую.  Институты  и
право в каждой  из  них  по-своему оригинальны,  и единство социалистических
стран  вовсе  не требует  отказаться  от  этого.  Это  единство предполагает
приверженность  к   некоторым  фундаментальным  принципам,   к  определенной
концепции социального строя  и чувство солидарности с Советским  Союзом.  Не
следует забывать,  что  и Советский Союз  еще  не достиг того типа общества,
который является конечной целью марксизма.
Отдел III. Принцип социалистической законности
     165. Постановка вопроса. Марксистское предположение об отмирании  права
в  коммунистическом обществе  послужило для многих юристов  буржуазных стран
поводом, чтобы  поставить вопрос:  а существует  ли вообще советское право и
признает  ли государство, стремящееся к  своему отмиранию, принципы  права и
законности?
     На  этот  вопрос  следует  ответить четко и ясно: в  Советском  Союзе и
других   социалистических   странах  принцип   социалистической   законности
подчеркнут со всей силой и одновременно имеются все гарантии для того, чтобы
сделать этот принцип действенным.
     § 1. Значение принципа законности
     166. Наличие социалистического права. Сегодня в Советском  Союзе далеки
от утопических  позиций периода военного коммунизма, когда верили, что можно
заменить  право  революционным  правосознанием.  С   утверждением   принципа
законности праву были вновь возвращены его значение и авторитет.
     Советский  Союз  в  настоящее  время  --  это  еще не  коммунистическое
общество,  где  общественные   отношения  будут  регулироваться  одним  лишь
спонтанным чувством солидарности и общественного долга. Ныне на повестке дня
стоит  вопрос  о дисциплине:  дисциплине  труда,  плановой дисциплине. В  их
обеспечении право и принуждение играют хотя и не исключительную роль, но тем
не  менее  такую,  которую  неправильно  было   бы  недооценивать.  Право  и
государство на  современной  стадии развития --  это  необходимость.  Органы
управления,  государственные  предприятия, кооперативы, граждане, участвуя в
жизни  общества,  действуют  в  соответствии с  правом.  Строгое  соблюдение
принципа  социалистической  законности,  строгое   поддержание  правопорядка
являются абсолютными императивами.
     167. Смысл  слова  "социалистическая"  в  применении  к законности. Что
означает определение "социалистическая",  когда речь идет о законности?  Это
не  просто  добавление,  потому  что  именно оно в  глазах советских юристов

Страницы: «« « 41   42   43   44   45   46   47   48   49  50   51   52   53   54   55   56   57   58   59  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности